Судебный акт
Об обязании зачесть в специальный стаж и назначить пенсию в связи с работой с тяжелыми условиями труда
Документ от 23.07.2013, опубликован на сайте 13.08.2013 под номером 40144, 2-я гражданская, о включении периодов работы в спецстаж и назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Скобенко Е.М.                                                                      Дело-33-2526/2012 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   23 июля 2013 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Грудкиной Т.М.

при секретаре Атногуловой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 13 мая 2013 года, по которому постановлено:

 

Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области от 22.02.2013 в части отказа во включении в специальный стаж истца периода с 14.05.1986 по 31.12.1994 и в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области засчитать Дегтевой М*** П*** в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях в связи с тяжелыми условиями труда, период с 14.05.1986 по 31.12.1994 в качестве маляра в СУ-*** Треста №*** (ОАО «Трест-***»), и назначить ей трудовую пенсию по старости досрочно с 05.01.2013 года.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Дегтевой  М.П., ее представителя Терешковой В.И., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Дегтева М.П. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии. В обоснование иска указала, что 24.12.2012 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости на льготных условиях по Списку №2. Однако ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Считает отказ неправомерным, ущемляющим ее права, поскольку в период с 14.05.1986 по 31.12.1994 работала в качестве маляра в СУ-*** Треста № *** с веществами не ниже третьего класса опасности. Включение данного периода в специальный стаж  дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда. Просила признать незаконным решение комиссии УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска от 22.02.2013 в части отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии и включении в специальный стаж периода ее работы с 14.05.1986 по 31.12.1994, обязать ответчика засчитать ей в специальный стаж период работы с 14.05.1986 по 31.12.1994 в качестве маляра в СУ-*** ОАО Треста №*** Главульяновскстроя и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 05.01.2013.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновске не соглашается с решением суда, просит  его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что спорный период работы  необоснованно  включен судом в специальный стаж истицы, так как согласно Списку № 2 от 1991 года правом на досрочное назначение трудовой пенсии пользуются только маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3-го класса опасности. При этом характер работы, в силу действующего законодательства, должен быть подтвержден документально. Указывает, что согласно записи в трудовой книжке истица была принята на работу  в качестве маляра, документов, подтверждающих полную постоянную занятость с веществами не ниже 3-го класса опасности, представлено не было.  Свидетельские показания, без документального подтверждения не могут быть приняты во внимание в качестве доказательств, поскольку в соответствии со ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», свидетельскими показаниями возможно подтверждение только общего (страхового), а не специального стажа. Кроме того, не подлежит включению в специальный стаж период нахождения истицы в ученических отпусках, поскольку действующим законодательством это также не предусмотрено.

В возражениях на жалобу Дегтева М.П. просит оставить решение суда от 13.05.2013 без изменений, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска, представителя третьего лица  ОАО «Трест-***», извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией РФ.

Статья 55 Конституции РФ гласит, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц…

Из материалов дела следует, что 24.12.2012 года Дегтева М.П. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска с заявлением о назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с работой с  тяжелыми условиями труда на основании ст.27 п.1 п.п.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ.

Решением комиссии по рассмотрению  вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска  *** от 22.02.2013 года Дегтевой М.П. было отказано в назначении вышеуказанной пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа. 

Так, Дегтевой М.П. в специальный стаж не был засчитан в том числе  период работы: - с 14.05.1986  по 31.12.1994,  в качестве маляра в СУ-*** ОАО Треста *** Главульяновскстроя, поскольку согласно Списку №2 правом на льготное обеспечение пользуются маляры  на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Из трудовой книжки не усматриваются указанные условия. Согласно акту камеральной проверки факта льготной работы от 21.08.2012 года в ОАО «Трест-***» документально класс опасности лакокрасочной продукции подтверждается с 1995 года; в 1987 году  Дегтева М.П. находилась в ученических отпусках.

Дегтева М.П.  претендует на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях малярам, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

Оценив собранные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел  к обоснованному выводу, что подлежит включению в специальный стаж истицы, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по Списку № 2, период ее работы: с 14 мая 1986 года по 31 декабря 1994 года,  в должности маляра СУ-*** ОАО «Трест-***».

В соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Постановлением  Правительства Российской  Федерации  от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии  подп. 2 п. 1  Правил  при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии  по старости в порядке, предусмотренном  Правилами, суммируются периоды работы с тяжелыми условиями труда. При этом  периоды работы, дающей право на  досрочное назначение  трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными актами.

Правительство Российской  Федерации  по согласованию с Пенсионным Фондом Российской  Федерации  утверждает списки конкретных работ, профессий, должностей, с учетом которых назначается пенсия в связи с тяжелыми условиями труда.

Постановлением Правительства от 18 июля 2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона о трудовых пенсиях применяются Списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительства РФ, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым  на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

В  соответствии  с разделом  раздел ХХХIII «Общие  профессии»  данного  Списка  правом  на  досрочную  пенсию  пользуются маляры, постоянно занятые  на  работах  с  применением вредных  веществ  не ниже  3 класса  опасности.

При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, предусмотренных Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

В соответствии с постановлением Совмина СССР от 22.08.1956  года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» к таким профессиям отнесены в том числе и маляры при работе с нитрокрасками.

Оценив в совокупности представленные доказательства: технологические карты на производство малярных работ, перечень лакокрасочных материалов, в том числе и с указанием на материалы 3 класса опасности и выше, гигиенические сертификаты на используемые при производстве малярных работах краски, относящихся в 3 классу опасности, показания свидетелей В*** Г.А., М*** Л.Н., И*** Н.Н.   суд обоснованно пришел  к выводу о том, что работа истицы в качестве маляра в СУ-*** ОАО «Трест-***» с 14.05.1986 по 31.12.1994 была связана с применением вредных веществ, а потому указанный период  подлежит включению в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда. 

При этом суд обоснованно включил в льготный стаж периоды нахождения истицы в ученических отпусках по повышению квалификации по специальности маляра в учебном комбинате Главульяновскстроя, по результатам которого ей был присвоен 3 квалификационный разряд маляра.:  с 19.01.1987, в феврале 1987 года – 23 дня, в марте 1987 года – 21 день, в апреле 1987 года – 22 дня, в мае 1987 года – 10 дней.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение  трудовой пенсии по старости  в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение  трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. 

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. 

Таким образом, не основано на нормах закона  утверждение в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для удовлетворения требований истицы о включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации.

С учетом  вышеуказанного  периода работы, а также периода, который ответчик в досудебном порядке включил в льготный стаж истицы, специальный стаж истицы составил более 10 лет, страховой стаж превысил 22 года, в связи с чем суд пришел к правильному выводу, что истица имеет право на досрочную пенсию по старости по достижении 50 лет,  то есть с 05.01.2013.

Эти выводы суда основаны на материалах дела, мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении. Оснований для признания данных выводов суда неправильными не установлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не установлена постоянная занятость истицы на работах с тяжелыми  условиями труда в оспариваемые периоды, несостоятельны, основаны на неверной оценке представленных доказательств и  неправильном толковании закона, потому не являются основанием к отмене судебного решения.

Судебная коллегия не может согласиться и с доводами апелляционной жалобы о том, что основанием для вынесения решения об удовлетворении исковых требований Дегтевой М.П. явились только свидетельские показания, поскольку они объективно подтверждены представленными документами, которым судом дана надлежащая оценка. 

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Дегтевой М.П., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

 

Доводы, приведенные Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновске в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 13 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: