Судебный акт
Приговор по ч.4 ст.111 УК РФ признан обоснованным, законным и справедливым.
Документ от 10.07.2013, опубликован на сайте 26.07.2013 под номером 40009, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.4 УК РФ, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

***                                                                      Дело № 22-2152/2013

 

А П Е Л  Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          10 июля     2013 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шибковой И.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Орловой Е.А.,  

с участием прокурора  Новикова А.В., 

осужденной Огарковой Г.А.,   адвоката  Истоминой Е.Д., 

при секретаре Шабровой О.В. 

 

рассмотрела в открытом   судебном заседании  уголовное дело по  апелляционной жалобе  адвоката Истоминой Е.Д.  на  приговор Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 29 мая   2013 года, которым

 

ОГАРКОВА Г*** А***а,

***, несудимая,

 

осуждена   по части 4  статьи 111   УК РФ  к  8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

 

Срок отбывания наказания  исчислен с 29 мая 2013  года.

 

Мера пресечения в виде подписке о невыезде  и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу изменена на заключение под стражу. Взята под стражу в зале суда.

 

Постановлено взыскать с Огарковой Г.А. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в сумме 3300 рублей.

 

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

 

Апелляционное   представление государственного  обвинителя Аляева М.В.    отозвано в соответствии с частью 3 статьи 389-8 УПК РФ до начала заседания суда апелляционной  инстанции.

 

Заслушав  доклад судьи  Шибковой И.В., выступления осужденной Огарковой Г.А.,    адвоката Истоминой Е.Д.,    прокурора Новикова А.В.,   судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Приговором суда  Огаркова Г.А.  признана виновной  в том, что 17 января 2013 года  в ходе ссоры на   почве личных неприязненных отношений  умышленно со значительной силой ударила свою мать А*** Э.К. не менее десяти  раз головой о деревянную тумбочку, причинив несовместимую с жизнью закрытую тупую травму головы, квалифицирующуюся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности  для жизни и повлекшую смерть потерпевшей 21 января 2013 года.

 

Преступление  совершено  г. Ульяновске при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

 

В апелляционной жалобе адвокат Истомина Е.Д., считая приговор районного суда незаконным и необоснованным, указывает   на неправильную квалификацию действий осужденной Огарковой Г.А. Анализируя показания последней, данные в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства,  указывает, что они лишь констатируют факт произошедшего и не свидетельствуют о наличии   у Огарковой Г.А. умысла на причинение тяжкого вреда здоровью. Обращает внимание, что отношения между осужденной и ее матерью не были враждебными, Огаркова  Г.А., как могла ухаживала за потерпевшей, и ее смерти никогда не желала. Просит приговор суда изменить, квалифицировать действия Огарковой Г.А.  по статье 109 УК РФ и снизить назначенное наказание.

 

Проверив материалы уголовного дела,  доводы апелляционной      жалобы,  выслушав выступления осужденной  Огарковой Г.А., заявившую о своей непричастности к инкриминируемому преступлению,  и     адвоката Истоминой Е.Д.,   просившую уголовное преследование  в отношении осужденной прекратить за непричастностью к совершению преступления,    выступление  прокурора Новикова А.В., возражавшего       против удовлетворения жалобы и обосновавшего ее   несостоятельность,   судебная коллегия находит приговор  суда законным, обоснованным и справедливым.

 

Обстоятельства, совершенного Огарковой  Г.А.  преступления, установлены правильно, а выводы суда о виновности осужденной в содеянном основаны на доказательствах,  полученных в порядке, установленном законом, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании и получивших оценку суда в соответствии с правилами статьи 88 УПК РФ. Оснований для признания их недопустимыми, предусмотренных статьей 75 УПК РФ, не установлено. Суждения суда в части оценки всех доказательств, в том числе и оспариваемые  стороной защиты, признаются правильными, так как основаны на оценке всей совокупности доказательств, и соответствуют требованиям уголовно-процессуального закона.

 

Проверив  доводы осужденной, приводимые   в свою защиту, в том числе о причинении смерти по неосторожности, суд первой инстанции  обоснованно признал их  ненашедшими подтверждения    и привел  в   приговоре  убедительные  обоснования   их несостоятельности.   Оснований сомневаться в правильности выводов суда не имеется.

 

Так,  будучи допрошенной в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемой и обвиняемой,  Огаркова Г.А.  показала, что в ночь с 16 на 17 января 2013 года она находилась у себя дома по адресу: г. Ульяновск, ул. ***,  дом ***,  квартира № ***,  со своей матерью А*** Э.К.,1933 года рождения.   Последняя была психически нездорова. Ночью она проснулась от того, что мать ее ударила  по лицу, через некоторое время она вновь нанесла ей удар по голове. Это ее (Огаркову  Г.А.) разозлило, и она толкнула А*** Э.К. ногой , отчего та упала на пол. Когда  она  попыталась  поднять потерпевшую на кровать, та  схватила ее руками  за предплечья и с силой сжала их, отчего она испытала физическую боль.  Разозлившись, она  ударила мать  не менее четырех-пяти  раз головой о деревянную тумбочку.

 

Обстоятельства совершения данного  преступления  в целом аналогичным образом были изложены Огарковой Г.А.    в  протоколе  явки с повинной.

 

Приведенные выше показания Огарковой Г.А.   получены с соблюдением всех требований уголовно-процессуального закона, перед началом допроса ей    разъяснялось право не свидетельствовать против себя, показания она давала   в присутствии адвоката, что  исключало возможность применения к ней    недозволенных методов ведения следствия.  Протоколы данных следственных действий  соответствуют требованиям закона, при этом  всеми участниками этих  действий они подписаны без каких-либо  замечаний.  Вопреки доводам осужденной,  по делу не имеется оснований считать, что на Огаркову Г.А.   при даче показаний было оказано воздействие со стороны сотрудников правоохранительных органов. Более  того, будучи допрошенной в условиях открытого судебного заседания, осужденная показывала, что в ходе предварительного расследования на нее никто  никакого психического и физического давления не оказывал.

 

Как следует из показаний свидетеля К*** Ю.А. - старшего оперуполномоченного ОУР отделения по борьбе с преступлениями против личности ОП *** (по обслуживанию Засвияжского района) УМВД России  по г. Ульяновску,  в ходе  беседы  с Огарковой Г.А. она указала, что за несколько дней до смерти А***  Э.К. она нанесла ей несколько ударов.  При этом показания Огаркова Г.А.  давала добровольно, никакого давления на  нее  не оказывалось.

 

Давая  оценку причинам изменения Огарковой Г.А.  первоначальных   показаний, суд правильно  указал, что, искажая в своих показаниях   действительные события происшедшего,  осужденная   пытается смягчить   ответственность  за содеянное,  и  мотивированно признал в качестве достоверных и допустимых доказательств  показания, данные ею на предварительном следствии поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам происшедшего и согласуются с другими исследованными в судебном заседании и приведенными в приговоре доказательствами, в частности, с показаниями  свидетеля  И*** В.В., согласно которым со слов осужденной  ему известно, что 16 января 2013 года вечером она легла спать вместе со своей матерью А*** Э.К.  Около 04.00 часов она проснулась от того, что А*** Э.К. ударила ее по лицу. Разозлившись на мать, Огаркова Г.А.  пнула её ногой, от чего потерпевшая упала с кровати на пол, а затем она ударила А*** Э.К. несколько раз головой о тумбочку, стоящую рядом с кроватью. Через несколько дней после случившегося А*** Э.К. скончалась в вышеуказанной квартире.

 

Из показаний свидетеля С*** П.Я. и А*** В.Ф. следует, что  Огаркова Г.А.  и её сожитель И*** В.В., которые проживали вместе с А*** Э.К., систематически злоупотребляли спиртными напитками, в связи с чем у них дома часто происходили ссоры и драки. Подсудимая Огаркова Г.А. сама по себе является грубым  и агрессивным человеком.

 

Свидетель С*** П.Я. также дополнила, что навещая 17 января 2013 года   А*** Э.К.,  заметила у нее в области глаз и левой стороны лица телесные повреждения.

 

Данных, свидетельствующих  о том, что вышеуказанные свидетели исказили  в своих показаниях известные  им  обстоятельства по делу   или оговорили Огаркову Г.А., не   имеется. При этом каких-либо существенных противоречий в показаниях указанных лиц,  которые бы влияли на выводы суда  о виновности осужденной, не усматривается.

 

Из протокола осмотра места происшествия и трупа усматривается, что в ходе  осмотра квартиры № *** дома № *** по ул. *** в г. Ульяновске был обнаружен труп А*** Э.К. с телесными повреждениями на лице и на теле. 

 

Данные протокола осмотра места происшествия обоснованно признаны судом относимыми, допустимыми и достоверными, поскольку указанное следственное действие проведено в полном соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

 

Согласно заключению судебно медицинской экспертизы при экспертизе трупа А*** Э.К. была  обнаружена закрытая тупая травма головы, проявившаяся кровоизлияниями под твердую мозговую оболочку головного мозга в затылочной области справа (100мл), кровоизлияниями под мягкие мозговые оболочки и в боковые желудочки головного мозга, с ушибом головного мозга, осложнившаяся сдавлением головного мозга субдуральной гематомой, вторичными кровоизлияниями в стволовой отдел головного мозга, причинившая  тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и в данном случае повлекшая  смерть. При этом эксперты пришли к выводу, что при обстоятельствах, изложенных Огарковой Г.А. в протоколе явки с повинной, протоколе допроса в качестве подозреваемой, протоколе допроса в качестве обвиняемой и продемонстрированных ею в проверке показаний на месте, возможно причинение закрытой тупой травмы груди, части повреждений, составляющих закрытую тупую травму головы и обусловленных травмирующими воздействиями в теменную область справа, височно-затылочную область справа и затылочную область слева.

 

Вина Огарковой Г.А.    подтверждена также иными доказательствами, подробно приведенными в приговоре, в том числе выводами судебно-биологических экспертиз.

 

Положенные в основу обвинительного приговора  экспертизы назначены и проведены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, квалификация и объективность экспертов сомнений не вызывают, поэтому оснований не доверять выводам указанных экспертиз и для признания их недопустимыми  доказательствами  у суда не имелось.

 

Тщательный анализ и основанная на законе оценка доказательств позволили  суду прийти к обоснованному  выводу о виновности Огарковой  Г.А.   в  содеянном, исключив при этом иные версии причинения здоровью А***  Э.К.      тяжкого вреда, опасного для жизни человека,  повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей.

 

При таких обстоятельствах  обоснованность осуждения    Огарковой Г.А.        по части 4 статьи 111 УК РФ сомнений не вызывает.

 

Указанная квалификация полностью соответствует установленным судом фактическим обстоятельствам дела, которые свидетельствуют о том, что   Огаркова Г.А.,  действуя на почве личных неприязненных отношений, умышленно  ударила свою мать головой о тумбочку,  причинив ему закрытую тупую травму головы, явившейся    причиной  ее смерти.

 

Выводы суда относительно квалификации преступления подробно и убедительно мотивированы в приговоре, оснований ставить их под сомнение не усматривается.

 

Отмечая  крайнюю противоречивость показаний осужденной, судебная коллегия находит  ее доводы о непричастности к инкриминируемому преступлению несостоятельными, опровергающиеся   совокупностью приведенных выше доказательств.

 

Каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона, которые бы лишали или ограничивали гарантированные УПК РФ права участников уголовного судопроизводства, нарушали процедуру уголовного судопроизводства при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции, а также на стадии досудебного производства по делу, судебной коллегией не установлено.

 

Наказание Огарковой Г.А.    назначено справедливое, соответствующее требованиям статей 6 и 60  УК РФ.

 

Так, при назначении  Огарковой Г.А.  наказания    учтены  характер и степень общественной опасности содеянного,   данные о ее личности,  влияние назначенного наказания на исправление  осужденной, а также смягчающие    обстоятельства, а именно:  частичное признание вины, чистосердечное раскаяние, явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления,  состояние здоровья. 

 

Выводы суда о том, что исправление Огарковой Г.А.    возможно только в условиях изоляции ее  от общества, а также об отсутствии оснований для применения при назначении  наказания положений статей 64 и   73  УК РФ,  в приговоре   мотивированы. Оснований сомневаться в правильности данных  выводов не имеется.

 

Оснований для признания назначенного осужденной наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости и для его смягчения не усматривается.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

приговор Засвияжского    районного суда г.   Ульяновска    от 29 мая   2013 года в отношении Огарковой Г*** А*** оставить  без изменения, а апелляционную       жалобу  - без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи: