Судебный акт
О признании права на пенсию по выслуге лет государственного служащего
Документ от 02.07.2013, опубликован на сайте 17.07.2013 под номером 39732, 2-я гражданская, о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                                   Дело-33-2255/2013 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  02 июля 2013 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В., Грудкиной Т.М.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Курамшиной Т*** А*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15  марта 2013 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований  Курамшиной Т*** А*** к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании права на назначение пенсии за выслугу лет    отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения Курамшиной Т.А. и ее представителя Гордеева А.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Курамшина Т.А.  обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о назначении пенсии за выслугу лет. В обоснование иска указала, что с  03.04.1975 по 14.12.2001 работала в органах социального обеспечения и социальной защиты населения Ульяновской области на должностях и***

14.12.2001 в связи с передачей полномочий по назначению и выплате государственных пенсий Отделению Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области была уволена из Комитета социальной защиты населения Ульяновской области в порядке перевода на работу в указанное отделение пенсионного фонда в соответствие с  п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ.

29.12.2012 уволилась из отделения пенсионного фонда по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по возрасту (по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ).

Поскольку стаж ее государственной гражданской службы составил 26 лет 8 месяцев 112 дней, она обратилась с заявлением в Министерство труда и социального развития Ульяновской области о назначении ей пенсии за выслугу лет государственной гражданской службы на основании Закона Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области». Однако ей в этом было отказано в связи с тем, что из отдела пенсий и компенсаций Комитета социальной защиты населения Ульяновской области она была уволена по основанию, не предусмотренному вышеуказанным Законом Ульяновской области. Полагала отказ незаконным, так как в 2001 году фактически уволена по сокращению штатов КСЗН Ульяновской области, что дает ей право на получение пенсии за выслугу лет.

Просила признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет государственной гражданской службы и обязать ответчика    назначить ей пенсию за выслугу лет с 01.12.2012.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Курамшина Т.А.  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы  указывает, что суд оставил без внимания сложившиеся на момент ее увольнения из КЗСН Ульяновской области обстоятельства. Фактически сотрудники КСЗН Ульяновской области должны были увольняться по сокращению штатов, однако, несмотря на имеющие место предупреждение об увольнении, соответствующий приказ, увольнение произведено по иному основанию – увольнению в порядке перевода. Ее увольнение по данному основанию носило вынужденных характер, поскольку в противном случае она осталась бы без работы. Суд не учел положения  подп.2,5 ч.2 ст. 31 Федерального закона № 57-ФЗ от 05.04.2013 «О внесении изменений в Закон «О государственной гражданской службе РФ», согласно которой  при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в том государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа либо в другой государственном органе. В этом случае гражданский служащий предупреждается об увольнении  по сокращению штатов и ему должны быть предложены все имеющиеся вакантные должности в государственном органе, создаваемом взамен упраздненного, либо в иных государственных органах. Данное положение свидетельствует о  том, что ее увольнение произведено с нарушением порядка, установленного трудовым законодательством и положениями законодательства о государственной службе.

В отзыве на жалобу представитель третьего лица – Управление Пенсионного  Фонда Российской Федерации по Ульяновской области просит ее удовлетворить.

Дело рассмотрено в отсутствии ответчика и третьего лица – Управления Пенсионного  Фонда Российской Федерации по Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Курамшина Т.А. с 13.04.1975 по 14.12.2001 работала в Комитете социальной защиты населения Ульяновской области на различных должностях.

Приказом Комитета социальной защиты населения администрации Ульяновской области от 15.10.2001 численность штата комитета, в том числе и должность истицы, была сокращена на 26 штатных единиц в связи с передачей полномочий по назначению и выплате государственных пенсий отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области  истицы.

Между тем 14.12.2001  истица уволена из Комитета социальной защиты населения Ульяновской области в порядке перевода в отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области, то есть по п.5 ст.29 КЗоТ РФ.

На момент увольнения с государственной гражданской службы права на трудовую пенсию истица не имела. Трудовая пенсия по старости  истице назначена с 05.03.2012.

18.12.2012 истица обратилась в Министерство труда и социального развития Ульяновской области с заявлением о назначении ей пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Ульяновской области от 09.11.2010  №179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

Ответчиком ей в этом было отказано в связи с несоответствием основания увольнения с гражданской службы основаниям увольнения, указанным в абз.3 ч.1 ст. 4 Закона Ульяновской области от 09.11.2010  179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

Полагая отказ незаконным, истица просила признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет как гражданскому служащему Ульяновской области и обязать ответчика назначить ей такую пенсию.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Курамшиной Т.А., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 4  Закона Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-ОЗ «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области»  гражданские служащие при наличии стажа гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 5-9 части 1 статьи 33 , пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с  учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящей части.

Гражданские служащие при увольнении с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего, замещавшего должность гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 6, 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

Частью 1.1 той же статьи предусмотрено, что гражданские служащие при наличии стажа гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее 7 лет.

Кроме того, статьей 3 Закона Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-ОЗ установлено, что право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом имеют граждане, замещавшие по состоянию на 16 августа 1995 года и позднее должности гражданской службы.

Действовавшее в период увольнения истицы с государственной службы законодательство также не предусматривало возможности назначения пенсии за выслугу лет в случае увольнения в порядке перевода к другому работодателю.

В частности, статьей 25 Федерального закона № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» устанавливалось, что государственная служба прекращается по основаниям, предусмотренном законодательством Российской Федерации о труде, а также по инициативе руководителя государственного органа в указанных законом случаях.

Аналогичное положение содержалось в ст. 25 Закона Ульяновской области от 12.07.1996 № 003-ЗО «О государственной службе Ульяновской области», действовавшего  до 29.08.2002.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.1995 № 854 (в ред. Указов от 15.06.1999 № 755, от 13.12.2000 № 2005) «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы» были  установлены дополнительные социальные гарантии для названной в этом Указе категории лиц, в том числе доплата к государственной пенсии.

При этом положения Указа не распространялись на лиц, замещавших государственные должности и должности государственной службы субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств (пункт 10).

Во исполнение данного Указа Президента РФ постановлением Главы администрации Ульяновской области от 01.03.2000 № 49 было утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим  государственные должности Ульяновской области и государственные должности государственной службы области (действовавшее до августа 2002 года).

Согласно пункту 4 указанного Положения  право на ежемесячную доплату к государственной пенсии имели лица, замещавшие государственные должности государственной службы Ульяновской области, стаж  государственной службы которых составлял не менее 15 лет и уволенные по одному из указанных в этом же пункте оснований, среди которых «перевод к другому работодателю» отсутствовал.

Таким образом, поскольку основание увольнения является одним из условий назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим Ульяновской области, а Курамшина Т.А. была уволена по основанию, не предусмотренному Законом Ульяновской области от 09.11.2010 №179-ОЗ «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области», у нее не возникло права на получение такой пенсии.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Доводы, приведенные Курамшиной Т.А. в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.

В частности, ссылки на фактическое увольнение в 2001 «по сокращению штатов» являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Так суд правильно указал, что истица была уволена по одному из оснований, указанному в статье 29 действовавшего на тот период Кодекса Законов о труде Российской Федерации, что не противоречило положениям Федерального закона от 31.07.1995  № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Согласно КЗоТ РФ перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность  предусматривался в качестве самостоятельного основания прекращения трудового договора (контракта) (п.5 ст. 29) наряду с увольнением по сокращению штата предприятия (п. 4 ст. 33).

Определение условий назначения ежемесячных доплат к пенсии  государственным служащим субъектов Российской Федерации является прерогативой  законодателя субъекта Российской Федерации, который в данном случае не предусмотрел возможность назначения таких выплат  служащим, уволенным с гражданской службы по основанию, предусмотренному п.5 ст. 29 КЗоТ РФ (в настоящее время п.5 ст. 77 ТК РФ).

Доводы жалобы Курамшиной Т.А. относительно того, что суд не учел действующие положения ст. 31 Федерального закона № 57-ФЗ от 05.04.2013 «О внесении изменений в Закон «О государственной гражданской службе РФ», правильность выводов суда не опровергают, поскольку указанная норма предусматривает наступление правовых последствий, установленных п.5 ч.1 ст. 33 Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в случае перевода служащего в другой государственный орган. 

Пенсионный фонд Российской Федерации, согласно п.1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1, является самостоятельным финансово - кредитным учреждением (а не государственным органом), в связи с чем указанные истицей положения действующего законодательстве о государственной службе не могут быть применены.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15  марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Курамшиной Т*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи