Судебный акт
О праве на назначение пенсии за выслугу лет государственной гражданской службы
Документ от 18.06.2013, опубликован на сайте 04.07.2013 под номером 39564, 2-я гражданская, о назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                          УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Петрова И.И                                                                         Дело №33-1903/2013                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  18 июня 2013 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Грудкиной Т.М., Казаковой М.В.,

при секретаре Ульяниной Э.С.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Григорьевой Н*** А*** на решение Ленинского районного суда орода Ульяновска от 13 марта 2013 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  Григорьевой Н*** А*** к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, обязании назначить пенсию за выслугу лет – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М., пояснения истицы Григорьевой Н.А. и её представителя – адвоката  Гордеева А.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Григорьева  Н.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании права на назначение пенсии за выслугу лет государственной гражданской службы за период с 17.01.1978 по 19.10.2001; назначении пенсии за выслугу лет с 01.01.2012.

В обоснование иска указала, что с 17.01.1978 по 19.10.2001 работала в органах социального обеспечения и социальной защиты населения Ульяновской области на различных должностях, которые относятся к должностям гражданской службы субъекта РФ. 19.10.2001 в связи с передачей полномочий по назначению и выплате пенсий отделению Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области она была уволена из Комитета социальной защиты населения Ульяновской области переводом в отделение Пенсионного фонда в порядке п.5 ст.29 КЗоТ РФ. 25.07.2008 уволилась из УПФ РФ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по возрасту. Ее стаж государственной гражданской службы составляет 22 года 5 месяцев 04 дня, в связи с чем она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственной гражданской службы. Однако ей было отказано по мотиву того, что она была уволена не по своей инициативе, а в связи с переводом в отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области. Полагает, что отказ является незаконным.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  Григорьева Н.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. Считает, что суд формально ограничился ссылками на приведенные законы, которые заведомо ограничивали возможность назначения ей пенсии, но при этом оставил без внимания сложившиеся на тот момент обстоятельства её увольнения. Ее увольнение в 2001 году в порядке перевода произведено неправильно, поскольку фактически имело место сокращение штатов Комитета социальной защиты населения Ульяновской области. В связи с этим она должна быть уволена по соответствующему основанию. Увольнение по переводу было вынужденным, другая должность ей не предлагалась. Полагает, что она, как сокращенный госслужащий по Закону РФ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 и Закону Ульяновской области «о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» от 09.11.2010 приобрела бы  право на пенсию за выслугу лет, однако по вине администрации Комитета оказалась лишенного своего законного права. Кроме того, она обратилась с иском о назначении пенсии за выслугу лет, за установлением доплаты она не обращалась. И только в этом контексте должен быть рассмотрен её иск.

В судебное заседание представители ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области, третьего лица Отделения Пенсионного фонда  Российской Федерации (ГУ) по Ульяновской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены  надлежащим образом. На основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Григорьева Н.А. с 16.01.1978 по 07.09.1994 работала в Областном центре по начислению и выплате пенсий и пособий г.Ульяновска, с 08.09.1994 по 19.10.2001 в Комитете социальной защиты населения Ульяновской области в различных должностях.

Приказом Комитета социальной защиты населения администрации Ульяновской области от 15.10.2001 численность штата комитета, в том числе и должность истицы, была сокращена на 26 штатных единиц в связи с передачей полномочий по назначению и выплате государственных пенсий отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области  истицы.

19.10.2001 Григорьева Н.А. уволена из Комитета социальной защиты населения Ульяновской области в порядке перевода в отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области, то есть по п.5 ст.29 КЗоТ РФ.

На момент увольнения с государственной гражданской службы права на трудовую пенсию истица не имела. Трудовая пенсия по старости  истице назначена с 25.07.2008.

17.01.2012 Горшкова Л.М. обратилась в Министерство труда и социального развития Ульяновской области с заявлением о назначении ей пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Ульяновской области от 09.11.2010  №179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

Ответчиком ей в этом было отказано в связи с несоответствием основания увольнения с гражданской службы основаниям увольнения, указанным в абз.3 ч.1 ст. 4 Закона Ульяновской области от 09.11.2010  179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для признания за Григорьевой Н.А. права на назначение пенсии за выслугу лет как гражданскому служащему Ульяновской области и назначения ей такой пенсии, не имеется.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 4  Закона Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-ОЗ «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области»  гражданские служащие при наличии стажа гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 5-9 части 1 статьи 33 , пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с  учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящей части.

Гражданские служащие при увольнении с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего, замещавшего должность гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 6, 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

Частью 1.1 той же статьи предусмотрено, что гражданские служащие при наличии стажа гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее 7 лет.

Кроме того, статьей 3 Закона Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-ОЗ установлено, что право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом имеют граждане, замещавшие по состоянию на 16 августа 1995 года и позднее должности гражданской службы.

Действовавшее в период увольнения истицы с государственной службы законодательство также не предусматривало возможности назначения пенсии за выслугу лет в случае увольнения в порядке перевода к другому работодателю.

В частности, статьей 25 Федерального закона № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» устанавливалось, что государственная служба прекращается по основаниям, предусмотренном законодательством Российской Федерации о труде, а также по инициативе руководителя государственного органа в указанных законом случаях.

Аналогичное положение содержалось в ст. 25 Закона Ульяновской области от 12.07.1996 № 003-ЗО «О государственной службе Ульяновской области», действовавшего  до 29.08.2002.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.1995 № 854 (в ред. Указов от 15.06.1999 № 755, от 13.12.2000 № 2005) «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы» были  установлены дополнительные социальные гарантии для названной в этом Указе категории лиц, в том числе доплата к государственной пенсии.

При этом положения Указа не распространялись на лиц, замещавших государственные должности и должности государственной службы субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств (пункт 10).

Во исполнение данного Указа Президента РФ постановлением Главы администрации Ульяновской области от 01.03.2000 № 49 было утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим  государственные должности Ульяновской области и государственные должности государственной службы области (действовавшее до августа 2002 года).

Согласно пункту 4 указанного Положения  право на ежемесячную доплату к государственной пенсии имели лица, замещавшие государственные должности государственной службы Ульяновской области, стаж  государственной службы которых составлял не менее 15 лет и уволенные по одному из указанных в этом же пункте оснований, среди которых «перевод к другому работодателю» отсутствовал.

Таким образом, поскольку основание увольнения является одним из условий назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим Ульяновской области, а Григорьева Н.А. была уволена по основанию, не предусмотренному Законом Ульяновской области от 09.11.2010 №179-ОЗ «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области», у нее не возникло права на получение такой пенсии.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Доводы, приведенные Григорьевой Н.А. в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.

В частности, ссылки на фактическое увольнение в 2001 «по сокращению штатов» являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Суд правильно указал, что истица была уволена по одному из оснований, указанному в статье 29 действовавшего на тот период Кодекса Законов о труде Российской Федерации, что не противоречило положениям Федерального закона от 31.07.1995  № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Согласно КЗоТ РФ перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность  предусматривался в качестве самостоятельного основания прекращения трудового договора (контракта) (п.5 ст. 29) наряду с увольнением по сокращению штата предприятия (п. 4 ст. 33).

Доводы жалобы относительно того, что суд не учел действующие положения ст. 31 Федерального закона № 57-ФЗ от 05.04.2013 «О внесении изменений в Закон «О государственной гражданской службе РФ», правильность выводов суда не опровергают, поскольку указанная норма предусматривает наступление правовых последствий, установленных п.5 ч.1 ст. 33 Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в случае перевода служащего в другой государственный орган. 

Пенсионный фонд Российской Федерации, согласно п.1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1, является самостоятельным финансово - кредитным учреждением (а не государственным органом), в связи с чем указанные истицей положения действующего законодательства о государственной службе не могут быть применены.

Указание в жалобе на то, что суд должен был рассматривать только её исковые требования  о назначении пенсии за выслугу лет, так как за установлением доплаты она в суд не обращалась, не влияет на законность принятого судом решения, поскольку истице отказано в удовлетворении только предъявленных исковых требований.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Григорьевой Н*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: