УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Даминова
В.Л. Дело № 33-1655/2013
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
21 мая 2013 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Грудкиной
Т.М., Чурбановой Е.В.,
при секретаре
Ульяниной Э.С.,
.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного
фонда РФ (государственного учреждения) в Цильнинском районе Ульяновской области
на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 марта 2013
года, по которому постановлено:
Иск Калля В*** В*** удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного Фонда РФ (Государственное
учреждение) в Цильнинском районе Ульяновской области включить в специальный
стаж Калля В*** В***,
дающего ему право на назначение трудовой пенсии по
старости досрочно в связи с осуществлением педагогической
деятельности период прохождения военной
службы по призыву в Вооруженных силах СССР с
14 ноября 1981 года
по 15 мая 1983 года в календарном
исчислении.
Обязать
Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Цильнинском районе Ульяновской области назначить
Калля В*** В*** трудовую пенсию по старости досрочно в связи с
осуществлением педагогической деятельности с 04 марта 2013
года.
Заслушав доклад
судьи Грудкиной Т.М., пояснения представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в
Цильнинском районе Ульяновской области Емельянова Александра Юрьевича, поддержавшего
доводы апелляционной жалобы, истца Калля В.В.,
возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Калля В.В. обратился
в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к УПФ РФ
(ГУ) в Цильнинском районе Ульяновской области о включении в
специальный стаж периода военной службы по призыву и назначении досрочной трудовой пенсии
в связи с осуществлением педагогической деятельности
В обоснование иска
указал, что ответчик ему отказал в
назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого
педагогического стажа, не включив в его
специальный стаж период прохождения военной службы по призыву в
Вооруженных силах СССР с 14.11.1981
по 15.05.1983. Решение ответчика считал незаконным.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Цильнинском районе Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм
материального права. Полагает, что суд необоснованно применил Постановление
Совета министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, утратившее силу.
Действующее пенсионное законодательство не предусматривают включение в
специальный педагогический стаж периодов службы в рядах вооруженных сил. До
службы в армии истец не имел педагогического стажа.
В возражении на
апелляционную жалобу Калля В.В. считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная
коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1
статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
В
силу пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам, не менее 25
лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей,
независимо от их возраста.
Согласно пункту 2
этой же нормы Закона списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной
пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что 15.10.2012 Калля В.В., ***09.1958 года рождения,
обратился в УПФ РФ (ГУ) в Цильнинском районе Ульяновской области с заявлением о
назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением УПФ РФ (ГУ) в Цильнинском районе
Ульяновской области от 29.01.2013 Калля
В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с
отсутствием необходимого специального стажа работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости. По расчету ответчика специальный
педагогический стаж истца составляет 23 года 3 месяца 19 дней. Согласно
трудовой книжке истец осуществлял педагогическую деятельность в М*** средней
общеобразовательной школе с 01.09.1989 г. по день вынесения решения суда.
Суд первой инстанции правильно определил
обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно
применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии
предусмотренных законом оснований для назначения истцу досрочной трудовой
пенсии по старости с учетом включения в специальный стаж периода прохождения
военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 14.11.1981 по 15.05.1983.
Согласно ч.3
Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях
для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу
лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для
детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды
работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий
и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность
которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу
лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»,
утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.
Согласно пункту 3
названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими
работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет,
действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В период службы
истца в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959
№1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства».
В соответствии с
пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу
лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным
Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения
засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных сил СССР. При этом,
требования о наличии педагогического стажа до службы в армии Положение не
содержит.
В силу пункта 4
Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при
условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в
соответствии с этим Положением,
приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала
работникам просвещения право на льготную пенсию.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что Калля В.В. проходил военную службу по призыву с
14.11.1981 по 15.05.1983. Таким образом, период службы истца в рядах
Вооруженных сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года,
то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных
трудовых пенсий педагогическим работникам.
Принимая во
внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное
обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения
досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает
право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный
стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи
с осуществлением педагогической
деятельности.
Обоснованной
является ссылка районного суда на правовую позицию Конституционного Суда
Российской Федерации, изложенную в Постановлении
от 29 января 2004 года №2-П.
Иное толкование и
применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть
оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации
целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом
прав и свобод человека и гражданина.
С учетом включения
спорного периода и продолжения осуществления педагогической деятельности истцом
после его обращения к ответчику за назначением пенсии до вынесения решения суда
специальный стаж истца составил
необходимые 25 лет, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по назначению ему
досрочной трудовой пенсии с 04.03.2013.
Доводы апелляционной
жалобы основаны на неправильном толковании и применении пенсионным органом норм
материального права и повлечь отмену состоявшегося судебного постановления не
могут. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы
повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.
В этой связи решение
суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 14
марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственного учреждения) в Цильнинском районе Ульяновской области –
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи