Судебный акт
О признании незаконными действий по расчета платы за горячее водоснабжение и обязании обратиться в уполномоченный орган за установлением тарифа на ГВС
Документ от 07.05.2013, опубликован на сайте 25.05.2013 под номером 38799, 2-я гражданская, о признании действий незаконными, обязании обратиться в уполномоченный орган за установлением тарифа на ГВС, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сергеева О.Н.                                                               Дело № 33-1466/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          7 мая 2013 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Кинчаровой О.Е.,  Федоровой Л.Г.,

при секретаре Власовой М.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 13 февраля 2013 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Ульяновской городской общественной организации защиты прав потребителей «Общественный контроль» в интересах неопределенного круга лиц, прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать действия открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду для открытых систем теплоснабжения в 2012 г. незаконными.

Признать бездействие открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания», выразившегося в неисполнении обязанности по обращению  в уполномоченный орган для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение для открытых систем теплоснабжения на 2012 г. незаконным.

Обязать открытое акционерное общество «Волжская территориальная генерирующая компания» обратиться в уполномоченный орган за установлением тарифа для открытых систем теплоснабжения на 2012 г. на горячую воду в рублях за кубический метр воды.

Взыскать с открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., пояснения  представителя ОАО «Волжская ТКГ» Новикова  Н.М., представителя Министерства экономики Ульяновской области Минеевой О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Сальникова А.А., представителя УГОО ЗПП «Общественный контроль» Назаровой Е.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

УГОО ЗПП «Общественный контроль» обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Волжская ТГК» о признании действий, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду для открытых систем теплоснабжения в 2012 г. незаконными, признании бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по обращению в уполномоченный орган для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение для открытых систем теплоснабжения на 2012 г. незаконным, возложении обязанности обратиться в уполномоченный орган за установлением тарифа для открытых систем теплоснабжения на 2012 г. на горячую воду в рублях за кубический метр воды.

В обоснование требования указало, что ответчик при расчете размера платы за горячее водоснабжение применяет отдельно тариф на «тепловую энергию для горячего водоснабжения» в рублях за Гкал и тариф на «химически очищенную воду» в рублях за тонну. Данный расчет противоречит нормативным правовым актам, определявшим порядок расчета платы за коммунальные услуги на 2012 г. Ссылаясь на статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 15 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307  Правил  предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующих отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг и приложения № 2 к ним, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, вступившие в силу с 01.09.2012, пункты 47, 48 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, указывает на то, что для открытой системы теплоснабжения на 2012 г. должны быть установлены тарифы на горячую воду в рублях за куб. м, которые подлежат применению при расчете размера платы за горячее водоснабжение. В связи с этим ответчик обязан был обратиться в уполномоченный орган для установления тарифа на горячую воду на 2012 г.

 

Прокурор Засвияжского  района г. Ульяновска обратился в суд с иском  в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Волжская ТГК» о признании действий, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 г. незаконными, признании действий, выразившихся в начислении платы в отсутствие тарифов, незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет с потребителями за период отсутствия установленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году.

В обоснование иска указал доводы, аналогичные доводам, приведенным в вышеуказанном заявлении УГОО ЗПП «Общественный контроль». Дополнительно указал на договоры теплоснабжения, заключенные ответчиком с управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК г. Ульяновска, согласно которым теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю от сетей через присоединенную сесть тепловую энергию и теплоноситель и/или горячую воду от сетей УМУП «Теплоком» и УМУП «Городской теплосервис», а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, теплоноситель и/или горячую воду.  Сослался также на  п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47 в редакции, принятой после вынесения Высшим Арбитражным судом РФ решения от 29.06.2012 г. № ВАС-4747/12, из содержания которого следует, что тарифы на горячую воду в рублях за кубический метр для открытой системы теплоснабжения должны быть установлены.  Ответчик не выполняет обязанность по обращению в уполномоченный орган для установления тарифа на горячую воду на 2012 г. в рублях за кубический метр воды, соответственно, производимый им расчет платы за горячее водоснабжение осуществляется без учета нормативных правовых актов, определяющих порядок расчета за коммунальные услуги, то есть является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка ценообразования.

 

Определением судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 24 января 2013 г. дела по указанным искам были объединены в одно производство.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.

 

В апелляционной жалобе ОАО «Волжская ТГК», не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исков отказать.

В обоснование жалобы указывает на то, что вывод суда о том, что общество отвечает требованиям п. 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 520 от 14.07.2008, не соответствует  обстоятельствам дела. Согласно данному пункту тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. ОАО «Волжская ТГК» не имеет никакого оборудования по непосредственному производству горячей воды.  Температурные параметры теплоносителя отпускаемого с теплоисточников ОАО «Волжская ТГК» (от 70 гр. До 150 гр.) не соответствуют температурным  параметрам коммунальной услуги «ГВС», установленным САНПИН 2.1.4.2496-09 в размере в местах водоразбора не ниже 60 гр. и не больше 75 гр. Это свидетельствует о том, что ОАО «Волжская ТГК» не осуществляет непосредственное производство коммунальной услуги «ГВС», а лишь предоставляет коммунальный ресурс - тепловую энергию и теплоноситель на нужды производства соответствующих коммунальных услуг. ОАО «Волжская ТГК»  не  является исполнителем коммунальных услуг, не оказывает услуги по горячему водоснабжению непосредственно гражданам и не обслуживает ЦТП и внутридомовые инженерные системы, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. ОАО «Волжская ТГК» не может быть признано организацией коммунального комплекса. Соответственно, является ошибочным вывод о том, что со стороны ОАО «Волжская ТГК» имеет место незаконное бездействие по неисполнению обязанности обращения в уполномоченный орган за установлением тарифа для открытых систем теплоснабжения на 2012 г. на горячую воду  в рублях за кубический метр. Измененная редакция пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, определяющая необходимость установления тарифа на горячую воду для организаций коммунального комплекса, не относится к ОАО «Волжская ТГК». Обязанность ресурсоснабжающих организаций обращаться за установлением тарифа на горячую воду при открытой системе теплоснабжения определена постановлением  Правительства РФ от 08.11.2012 № 1149. Однако данный нормативный акт обратной силы не имеет, а законодательное регулирование отношений в части тарифов на ГВС при открытой системе теплоснабжения до указанной даты отсутствовало.

В связи с признанием недействующим решением Арбитражного Суда Ульяновской области от 02.05.2012   приказа Министерства экономики Ульяновской области № 06-891 от 15.12.2011, начиная с 03.05.2012 отсутствовала правовая возможность применять при определении стоимости горячего водоснабжения установленный уполномоченным органом тариф на горячую воду. В связи с этим ОАО «Волжская ТГК» при определении стоимости горячего водоснабжения применяло исключительно тарифы, принятые в установленном порядке Министерством экономики Ульяновской области. Соответственно, является ошибочным вывод о незаконности действий ОАО «Волжская ТГК» по применению при определении стоимости горячего водоснабжения тарифов на тепловую энергию и теплоносителя нарушением установленного  нормативными правовыми актами порядка ценообразования.  

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривают возможности предъявления требования о признании незаконными действий (бездействий) коммерческого юридического лица по исполнению им гражданско-правовых обязательств. При таких обстоятельствах суд в отсутствие процессуальной возможности неправомерно удовлетворил требования истцов.

 

В отзыве на апелляционную жалобу  Министерство экономики Ульяновской области указывает на то, что решение суда подлежит отмене, как вынесенное с неправильным применением норм материального права.  

 

В возражения на апелляционную жалобу Ульяновское УФАС России указывают на то, что считают решение суда законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению. 

 

Представители УМУП «Городской теплосервис», УМУП «Теплоком», УФАС по Ульяновской области, МБУ «Редакция газеты «Ульяновск сегодня», ООО «Региональный информационный центр» в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ОАО «Волжская ТГК», отзыва на апелляционную жалобу Министерства экономики Ульяновской области, возражения на жалобу Ульяновского УФАС России, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (далее -  Правила).

В соответствии с приложением № 2 к Правилам  расчет платы за горячую воду осуществляется исходя из тарифа на горячую воду, утвержденную в рублях за куб.м.

Согласно пункту 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Пунктом 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

С 1 сентября 2012 г. вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в которых расчет платы за горячее водоснабжение осуществляется исходя из тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520, (далее – Основ ценообразования), к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесены, помимо прочего, тарифы на горячую поду, устанавливаемые в силу пункта 7 органами регулирования в виде одноставочного тарифа, представляющего собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, а также двухставочного тарифа, состоящего из ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды и ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды в час присоединенной мощности. 

Пунктом 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций   коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования  тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходов на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию.

Статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организация коммунального комплекса – юридической лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Таким образом, положениями вышеуказанных нормативных правовых актов в редакции, действовавшей на 2012 год, не предусмотрено установление тарифов на горячую воду с применением такого показателя как расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией.

Как следует из материалов дела с 01.01.2012 г. ОАО «Волжская ТГК» является поставщиком тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для многих организаций, управляющих многоквартирными домами, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов.

В части поставки горячей воды ОАО «Волжская ТГК» оказывает услуги в отношении домов, имеющих четырехтрубную систему теплоснабжения.

Суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями действующего законодательства, пришел к правильному выводу о том, что ОАО «Волжская ТГК» является  поставщиком горячей воды, обеспечивая её поставку с параметрами, установленными СаНПиН 2.1.4.2496-09 для горячей воды, для многоквартирных домов с четырехтрубной системой теплоснабжения, что оно относится к организациям коммунального комплекса.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необоснованными доводы жалобы, суть которых сводится к тому, что ОАО «Волжская ТГК» не может быть признана организацией коммунального комплекса.

ОАО «Волжская ТГК» с мая 2012 года по 31 декабря 2012 плату за горячую воду по многоквартирным жилым домам с открытой системой теплоснабжения выставляло не по тарифам в рублях за кубический метр потребленной воды, а раздельно за теплоэнергию в горячей воде  и за теплоноситель (химически очищенную воду).

С учетом действовавшего на 2012 год законодательства суд первой инстанции обоснованно признал действия ОАО «Волжская ТГК» по применению при определении стоимости горячего водоснабжения тарифов на тепловую энергию и теплоноситель нарушением установленного вышеприведенными нормативными правовыми актами порядка ценообразования для открытых систем теплоснабжения в 2012 году.

Доводы жалобы о несогласии с указанным выводом суда первой инстанции являются несостоятельными, поскольку они не основаны на нормах действовавшего на 2012 год законодательства.

В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15 февраля 2011 г. № 47, в редакции после принятия Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2012 № ВАС-4747/12,  тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе, с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения. Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.

Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:

- ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб метр горячей воды;

- ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.

В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520, тарифы на горячую воду устанавливаются на основании заявления и обосновывающих материалов, предоставленных организациями, осуществляемыми регулируемые виды деятельности.

С учетом приведенных положений нормативных правовых актов судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что для открытой системы теплоснабжения тарифы на горячую воду в куб.м должны быть установлены, и на ОАО «Волжская ТГК»  законодательством возложена обязанность по обращению в уполномоченный орган   обратиться для установления тарифа на горячую воду на 2012 г.

Поскольку ОАО «Волжская ТГК» не выполнило указанную обязанность, суд первой инстанции правомерно признал незаконным его бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению  в уполномоченный орган для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение для открытых систем теплоснабжения на 2012 г. и возложил на него обязанность обратиться в уполномоченный орган за установлением тарифа для открытых систем теплоснабжения на 2012 г. на горячую воду в рублях за кубический метр воды.

Таким образом, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не могут повлечь его отмену.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 13 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи