Судебный акт
Отказ в иске о признании права собственности на домовладение
Документ от 23.04.2013, опубликован на сайте 16.05.2013 под номером 38594, 2-я гражданская, о признании права собственности на домовладение и признании договора дарения недействительным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Вираховская Т.П.                                                                      Дело № 33-1295/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          23 апреля 2013 года.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Гурьяновой О.В.,  Костенко А.П.,

при секретаре  Мокеевой Т.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Балашова А*** К*** на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 25 января 2013 года, по которому постановлено:

 

В иске Балашову А*** К*** к Балашовой Т*** А***, Балашовой С*** А*** о признании права собственности на земельный участок и домовладение, расположенных по адресу: Ульяновская область, ***, о прекращении за Балашовой С*** А*** зарегистрированного права собственности на домовладение и земельный участок, расположенный по адресу: Ульяновская область Мелекесский район п. ***, о признании недействительным договора дарения жилого дома и земельного участка от 23.03.2012 года отказать.

Взыскать с Балашова А*** К*** в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1236 рублей 80 копеек.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., объяснения  Балашова А.К.  и  его  представителя Батуринец И.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  представителя   ответчицы Балашовой С.А. - Хозяинова И.В., полагавшего  решение  суда  законным   и  обоснованным,  судебная  коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Истец Балашов А.К. обратился в суд с иском к Балашовой Т.А., Балашовой С.А. о признании права собственности на домовладение и земельный участок, о прекращении зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество, о признании договора дарения недействительным.

В обоснование иска указал на то, что  в 1993 году  ОАО «Автовазбанк» начал  строительство  коттеджей в пос. Курлан  Мелекесского  района  Ульяновской  области  для своих  работников. В июле 1996 года его брат Балашов Анатолий Константинович, как работник банка, подписал с ОАО «Автовазбанк» договор о покупке цоколя дома № *** в посёлке К*** Мелекесского района Ульяновской области и внес часть денег на его приобретение. Оставшуюся  часть денег  Балашов  А.К.  внести  не  смог,  в связи с чем перед банком образовался долг в размере 131 498  руб. Указанный   долг   в полном  объеме  был  погашен   истцом  Балашовым А.К.    на  основании  договора  о  переводе  долга   от  26.11.1998.  Поскольку  денег на  строительство  дома  у  брата  не  было,  между  ними  была  достигнута  договоренность,  что он (истец) покупает  брату  и  его  семье    на  свои  деньги   квартиру  в  г.Димитровграде,  а  дом  переходит  истцу. На  основании   указанной  договоренности   и полном доверии брата  он (истец) начал достраивать дом № *** в пос.*** Мелекесского района Ульяновской области, который  фактически перешел в его собственность. Строительство   дома  велось  им  с  мая 1999 года,  в  апреле 2001 гола его семья переселилась в указанный  дом и стала  в  нем  проживать. При этом  брат и его семья никаких возражений не имели. В мае 2001 года его  брат  Б*** А.К. скоропостижно умер.  В права  наследования  на  имущество  Б*** А.К., в  том числе на спорный земельный участок и жилой дом,  вступила   его супруга Балашова Т.А.  После вступления в наследство он и Балашова Т.А. начали оформлять формальный договор купли-продажи д. № ***  на  его  имя,  поскольку Балашова Т.А.  также  знала,  что  фактически   владельцем данного  дома  является он. Однако из-за требований отдела архитектуры изменить навес над въездом в гараж, сделка не состоялась.  При  этом  за весь  период  его  проживания  в  доме никаких  требований   со  стороны  Балашовой  Т.А.  к  нему не  предъявлялось. В настоящее время ему стало известно, что Балашова Т.А. подарила данный дом своей дочери Балашовой С.А. по договору дарения от 23.03.2012.  Право  собственности Балашовой С.А.  на  спорное  недвижимое  имущество   прошло  государственную  регистрацию  06.04.2012 года.

Учитывая изложенное, истец просил признать за  ним право собственности на домовладение и земельный участок, расположенные по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, пос. ***,  прекратить зарегистрированное  за Балашовой Светланой Анатольевной право собственности на указанные  домовладение и земельный участок, признать недействительным договоры дарения  жилого дома и земельного участка от 23.03.2012 года.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе Балашов А.К. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

При этом указывает, что стороной ответчика не представлено каких-либо доказательств того, что его брат и члены его семьи осуществляли дальнейшее строительство дома: возводили его или благоустраивали. Допрошенные в судебном заседании свидетели указывали, что только он осуществлял строительство дома. После того, как дом был введен в эксплуатацию, Балашова Т.А. заявляла неоднократно, что оформит документы на передачу дома в его собственность. За весь  период  времени ответчики не обращались к нему с требованием освободить дом и выселиться из него, что, в свою очередь, доказывает, что  проживание   его  и  членов   его семьи в доме законно и обоснованно, но не оформлено документально.

Считает, что срок исковой давности он не пропустил, так как о нарушении своего права узнал, когда между Балашовой Т.А. и Балашовой С.А. был заключен договор дарения дома.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Балашовой С.А. – Хозяинов И.В. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив  материалы  дела, обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  судебная  коллегия  не  находит  оснований  к  отмене  решения  суда.

В  соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 301 и 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого неза­конного владения и может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Истец в качестве правового основания иска сослался  на положения  ст. 218 ГК РФ, регулирующие  приобретение   права  собственности.

В  силу  указанной  нормы  право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (ч.1).

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с  завещанием  или  законом (ч.2).

В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Материалами дела  установлено, что в 1993 году  ОАО «Автовазбанк» начал  строительство  коттеджей в пос. ***  Мелекесского  района  Ульяновской  области для своих работников. В июле 1996 года Балашов ***, как работник банка, подписал с ОАО «Автовазбанк» договор о покупке цоколя дома № *** в посёлке *** Мелекесского района Ульяновской области и внес часть денег на его приобретение. Оставшуюся  часть денег  Балашов  А.К. внести  не  смог,  в связи с чем перед банком образовался долг в размере 131 498  руб.,   который   в полном  объеме  был  погашен  истцом   Балашовым ***    на  основании  договора  о  переводе  долга   от  26.11.1998 года.  

28.10.1996 года Балашову *** на  основании постановления главы администрации г.Димитровграда от 20.05.1993 года № 191  и   на основании  договора купли – продажи  от 08.08.1996 года № 2 – 1011, был  предоставлен  земельный  участок    площадью  1200 кв.м  на  праве  пожизненного   владения в  пос. ***  для индивидуального жилищного строительства. Указанный  земельный  участок  был  поставлен  на  кадастровый  учет с кадастровым номером ***, вид   права – пожизненное наследуемое владение.

Балашов Анатолий Константинович  умер 20.05.2001 года.

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 13.02.2002 года  наследницей имущества Балашова А.К., умершего ***.2001 года, является в целом его жена - Балашова Т.А.

Наследственное имущество состоит  земельного участка площадью 1200 кв.м с кадастровым номером ***, находящегося в пос. *** и незавершенного строительства жилого дома с основными конструктивными  элементами: фундаментом, стенами, перекрытий, крыши, полов, расположенного в пос. ***, состоящего из двухэтажного дома неоконченного строительством с подвалом, на  указанном земельном участке также расположены сени, крыльцо и ограждение.

Согласно акту приемки в эксплуатацию индивидуального жилого дома и хозяйственных построек от 29.03.2002 года жилой дом застройщика Балашовой Т.А., на земельном участке, расположенном по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, пос.***,  после строительства готов к заселению и эксплуатации.

Постановлением Главы администрации г. Димитровграда от 09.04.2002 года      № 464 утвержден акт приемки в эксплуатацию индивидуального жилого дома и хозяйственных построек после строительства, принадлежащих Балашовой Т.А. в пос. *** с общей площадью 205,71 кв.м.

Право  собственности  Балашовой  Т.А.  на  указанный  земельный  участок   было  зарегистрировано  в  Управлении  Федеральной  службы   государственной  регистрации  кадастра  и  картографии   по  Ульяновской  области  15.03.2012 года ,   а  право  собственности  на  жилой  дом -  15.08.2002 года.

23.03.2012 года Балашова Т.А. подарила своей  дочери  Балашовой С.А. принадлежащий ей по праву собственности земельный участок общей площадью 1200 кв.м  с кадастровым номером *** и принадлежащий ей по праву собственности размещенный на нем двухэтажный жилой дом с подвалом (литер А) общей площадью 205,71 кв.м и принадлежностями (литеры:А,а,а1,к,Г,Г1,Г2,Ш-VII,c,cl), кадастровый номер ***, находящиеся по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, пос.***, на землях населенных пунктов, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. 

Право  собственности  Балашовой С.А.  на  указанное  недвижимое  имущество  прошло  государственную  регистрацию  в  Едином  государственном  реестре  прав на недвижимое имущество и сделок с ним   06.04.2012 года.

Оспаривая  права Балашовой  С.А.  и  Балашовой Т.А. на  указанное  недвижимое  имущество,    истец  указал  на  то,  что  между  ним  и  его  покойным  братом  была  достигнута договоренность  о  том,  что  он  покупает  брату  квартиру,  а  брат  передает  ему недостроенный   жилой  дом, расположенный  в  пос.***.  

Вместе  с  тем,  относимых  и  допустимых доказательств в подтверждение  этому,  истцом  представлено  не было, тогда  как в  силу ст. 56  ГПК  РФ   именно  на  нем  лежала обязанность  представить  указанные  доказательства. 

Более   того,  утверждая  об  имеющейся  между  ним  и  братом  договоренности    о  передаче  ему   недостроенного  жилого  дома,  истец,  тем  не  менее,   указывает,   что  после  смерти  брата  помогал  его  жене  Балашовой  Т.А.   вступать   в  права  наследования,  в  том  числе  и  на  спорное  недвижимое  имущество,  и  регистрировать  право  собственности   на  данное  имущество.

Кроме  того,  из  представленного истцом  проекта  договора   от  28.12.2008 года  усматривается,  что  между ним  и  Балашовой  Т.А.  имелись  разногласия  по  поводу  того,  кто  и  какие  денежные средства  вкладывал  в  строительство  спорного  дома,  что  опровергает  доводы  истца  о  том, что   семья  брата  всегда  считала,  что  спорный  жилой  дом  принадлежит  только  ему. 

Оценив  представленные  сторонами  доказательства  в  их  совокупности,  суд  первой  инстанции  пришел  к  правильному  выводу  об  отсутствии  правовых  оснований   для    удовлетворения  заявленных  истцом  требований.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы  апелляционной  жалобы  Балашова А.К.  о  том,  что после  погашения  долга   за   брата    он   за  свой  счет   достраивал  спорный  жилой  дом,  производил  в  нем  отделочные работы, после  завершения  строительства   вселился  и проживает  в  указанном  доме, не  являются достаточным  основанием   для   признания  за  ним   права  собственности  на  недвижимое  имущество. Изложенные обстоятельства (при их доказанности) могут лишь служить основанием для истребования от собственника жилого дома вложенных в его реконструкцию и строительство построек денежных средств.

Доводы жалобы о том, что суд неправильно применил срок исковой давности, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку суд  рассмотрел   исковые требования по  существу. 

Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.

Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 25 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Балашова А*** К*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий    

 

Судьи