Судебный акт
Обжалование действий (бездействия) Следственного комитета
Документ от 16.04.2013, опубликован на сайте 09.05.2013 под номером 38469, 2-я гражданская, об оспаривании бездействия Следственного комитета РФ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Кириченко В.В.                                                              Дело № 33-1259/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                            16 апреля  2013 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Фёдоровой Л.Г., Кинчаровой О.Е.

при секретаре Власовой М.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Ахметзянова Р*** И*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 января 2013 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления Ахметзянова Р*** И*** об оспаривании бездействия Следственного комитета Российской Федерации, выразившегося в нерассмотрении в установленный срок по существу его заявления от 11.10.2012г., - полностью отказать.  

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., судебная коллегия         

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ахметзянов Р.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия  Следственного комитета Российской Федерации.

В обоснование заявления указал, что 30.09.2010 г. Приволжским следственным управлением на транспорте  в лице Б*** М.В. в отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. *** ч.*** УК РФ, которое в установленный законом срок не расследовано и по которому решение до настоящего времени не принято.

11.10.2012 г. Ахметзянов Р.И. обратился в Следственный комитет РФ с заявлением о привлечении Б*** М.В. к ответственности.

Из ответа Следственного комитета РФ от 19.11.2012 г. следовало, что заявление Ахметзянова Р.И. было направлено в Приволжское следственное управление на транспорте для проверки сообщаемых сведений, поскольку руководителем нижестоящего следственного органа решения по другим доводам данного обращения не принимались.

Данный ответ заявитель расценивает как очередную отписку. Ранее он неоднократно обращался с аналогичными доводами как в Приволжское следственное управление на транспорте, так и в Следственный комитет РФ, но в ответ также получал отписки.

Ссылаясь на ст.ст. 254-256 ГПК РФ просил суд признать бездействие Следственного комитета РФ, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок по существу его заявления от 11.10.2012 г., незаконным, и обязать руководителя Следственного комитета РФ устранить допущенное нарушение закона.

 

Рассмотрев требования по существу, суд постановил приведенное  выше решение.

В апелляционной жалобе Ахметзянов Р.И. просит  решение суда отменить.

Жалобу мотивирует тем, что решение суда считает незаконным и необоснованным. 

Выводы, изложенные в решении суда, которым ему отказано в удовлетворении заявления, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Заявления и ходатайства Приволжским следственным управлением на транспорте по существу не рассматривались. Между тем отсутствие ссылок на них в решении суда, полагает свидетельствует о неисследованности их при рассмотрении дела.

Указывает в жалобе на то, что  Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02 мая 2006 года содержит  запрет по направлению жалоб граждан на рассмотрение в государственный орган, должностному лицу, бездействие которого обжалуется, однако все его обращения Следственный комитет РФ переправлял в Приволжское следственное управление на транспорте.

Обращаясь в суд, он оспаривал бездействие Следственного комитета РФ не только по нерассмотрению заявления от 11 октября 2012 о привлечении к ответственности Б*** М.В., но и в связи с бездействием руководителя Приволжского следственного управления на транспорте. Суд необоснованно не применил нормы Федерального закона, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан РФ.

 

В возражениях относительно апелляционной жалобы Следственный комитет РФ, Следственное управление по Ульяновской области считают решение суда законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению.

 

Ахметзянов Р.И., представители Следственного комитета РФ, Приволжского Следственного Управления на транспорте, Следственного Управления Следственного комитета по Ульяновской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, несмотря на надлежащее извещение о дате и времени рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд правильно установил характер правоотношений, лиц, участвующих в деле и нормы закона, которые их регулируют, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В силу статей 254, 255 ГПК РФ  гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Разрешая заявление, суд установил, что Ахметзянов  Р.И. обратился в Следственный комитет РФ с заявлением от 11.10.2012 года (зарегистрировано 19.10.2012 г.) о привлечении к ответственности заместителя руководителя отдела по расследованию особо важных дел Приволжского СУ на транспорте СК РФ Б*** М.В. за совершение действий, повлекших нарушение конституционных прав заявителя. Кроме этого, в указанном заявлении Ахметзянов  Р.И. просил дать  оценку отношению (бездействиям) руководителя Приволжского следственного управления на транспорте в связи с расследованием уголовного дела в отношении Ахметзянова  Р.И. с нарушениями закона и в связи с нерассмотрением поступивших в адрес указанного должностного лица обращений заявителя.

19.11.2012 г. ( с учетом выходного дня 18.11.2012 г., в установленный законом срок) Ахметзянову Р.И. был направлен ответ о результатах рассмотрения его обращения, в котором  ему сообщалось, что по части изложенных в обращении доводов оно направлено для рассмотрения в нижестоящий следственный орган (Приволжское следственное управление на транспорте), так как ранее его руководителем решения по данному обращению не принимались.

Заявление Ахметзянова Р.И. от 11.10.2012 г. было направлено для организации рассмотрения в соответствии с установленной компетенцией в Приволжское следственное управление на транспорте СК РФ и получено последним (зарегистрировано) 27.11.2012 г.

10.12.2012 г. в установленный срок, должностным лицом Приволжского следственного управления на транспорте СК РФ направлен ответ Ахметзянову Р.И. на его обращение от 11.10.2012 г.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что  доводы Ахметзянова Р.И. о том, что Следственный комитет РФ допустил незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок по существу его заявления от 11.10.2012 г., противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, следовательно, не могут быть признаны обоснованными.

 

Отказывая в удовлетворении заявленных Ахметзяновым Р.И. требований о признании бездействия Следственного комитета Российской Федерации, выразившегося в нерассмотрении в установленный срок по существу его заявления от 11.10.2012г., суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

 

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения   о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом  Российской Федерации.

 

Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

В соответствии со ст. 10  Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

 

Приказом Следственного комитета РФ от 19 сентября 2007 г. № 17 в целях установления в системе Следственного комитета РФ единого порядка рассмотрения обращений и приема граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006   № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации.

 

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах и учреждениях Следственного комитета РФ обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членов Общественной палаты Российской Федерации, работников иных организаций и должностных лиц.

 

Согласно п. 3.2 Инструкции, рассмотрение обращения (жалобы, запроса) включает в себя выполнение одного из следующих действий: разрешение; оставление без разрешения; передача на разрешение в нижестоящий следственный орган; направление в другие органы; приобщение к ранее поступившему обращению (жалобе, запросу).

 

В соответствии с п. 3.10 Инструкции руководителям следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных управлений Следственного комитета передаются (направляются), в том числе, обращения лиц, содержащие сведения о коррупции, злоупотреблении служебным положением и иных правонарушениях, допущенных подчиненными работниками следственных органов Следственного комитета, а также высшими должностными лицами Российской Федерации, выявленных на территории данного субъекта Российской Федерации.

 

В структурных подразделениях центрального аппарата Следственного комитета, в соответствии с п. 2.3 Инструкции, в пределах предоставленных полномочий разрешаются обращения и жалобы граждан, юридических и должностных лиц, представителей общественных организаций на решения руководителей следственных органов по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов Следственного комитета.

 

Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации. В том случае, когда установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день (п. 5.1 Инструкции).

 

Таким образом, Следственным комитетом РФ обращение  Ахметзянова Р.И. от 11.10.2012 г. правомерно, в соответствии с требованиями действующего законодательства и в установленные законом сроки, в части было направлено для рассмотрения по существу  в Приволжское следственное управление на транспорте СК РФ.

На основании изложенного суд первой инстанции правильно и обоснованно пришел к выводу о том, что Следственным Комитетом РФ не было допущено незаконного бездействия, выразившегося в нерассмотрении  заявления Ахметзянова Р.И. от 11.10.2012г.

 

Утверждения в апелляционной жалобе о несоответствии выводов суда и неправильном применении судом норм материального права при разрешении данного дела ошибочны. Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании.

 

Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

 

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска  от 18 января 2013 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Ахметзянова Р*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи