Судебный акт
О выплате налогового вычета наследнику
Документ от 09.04.2013, опубликован на сайте 22.04.2013 под номером 38169, 2-я гражданская, о взыскании суммы имущественного налогового вычета, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кириченко В.В.                                                                 Дело № 33-1255/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 09 апреля 2013 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Васильевой Е.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Мерчиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Назарова С*** С*** – Иванова А*** С*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 ноября 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Назарова С*** С*** к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Ульяновска о взыскании суммы имущественного налогового вычета, процентов, компенсации морального вреда –  полностью отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Назарова С.С. – Иванова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска Дюльдиной А.В., полагавшей решение суда правильным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Назаров С.С. обратился в суд с иском к ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска о взыскании суммы имущественного налогового вычета.

В обоснование требований указал, что 15.12.2010  его отец  – Н*** С.Л. приобрел по договору купли-продажи квартиру, после чего обратился в ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска для получения имущественного  налогового вычета за 2010 год.

*** Н*** С.Л. умер.

25.05.2011 налоговый орган известил о принятом решении о возврате Н*** С.Л. суммы НДФЛ 28 336 рублей.

27.05.2011 им в налоговую инспекцию было направлено заявление о перечислении данной суммы на лицевой счет Н*** С.Л., однако ответчик отказал в возврате налогового вычета со ссылкой на ст. 78, ст. 220 НК РФ, согласно которым имущественные налоговые вычеты предоставляются на основании заявления налогоплательщика, предоставившего налоговую декларацию, а наследникам умершего налогоплательщика возврат имущественных налоговых вычетов не предусмотрен.

Полагает, что в соответствии со ст. 1112 ГК РФ отец на дату смерти приобрел право на имущественный налоговый вычет.

Просил взыскать с ответчика сумму имущественного налогового вычета в размере 28 336 рублей, проценты по ст. 231 НК РФ в связи с несвоевременным возвратом суммы излишне уплаченного налога за период с 25.05.2011 по 18.09.2012 в размере 3129 рублей 75 копеек, компенсацию морального вреда 20 000 рублей, судебные расходы.

Судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, нотариус Семенова Н.В.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Назарова С.С. - Иванов А.С. просит отменить принятое по делу решение и вынести новое решение об удовлетворении иска.

Не соглашается с позицией суда о необходимости повторного обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением в целях указания формы реализации имущественного налогового вычета

Повторное обращение налогоплательщика в налоговую инспекцию после окончания проводимой налоговым органом камеральной проверки, то есть по истечении трехмесячного срока, не основано на законе.

В материалах дела имеется заявление налогоплательщика Н*** С.Л. о предоставлении налогового вычета, поданное им при жизни. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика, этот срок приостанавливается на время проведения камеральной проверки, которая может длиться до 3-х месяцев, но оснований для подачи повторного заявления от налогоплательщика НК РФ не содержит.

Суть исковых требований Назарова С.С. состоит в признании права на выплату имущественного налогового вычета перешедшего к наследнику в порядке наследования. Истец просил суд обязать ответчика произвести выплату конкретной суммы, право на которую отец приобрел при жизни,  а не предоставить ему право на получение имущественного налогового вычета, на что ошибочно указано судом в решении.

Ссылка в решении на пп.3 п.3 ст.44 НК РФ является необоснованной, так как данная норма регулирует правоотношения по прекращению уплаты налогов в связи со смертью налогоплательщика.

УФНС России по Ульяновской области и ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска представили возражения на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции явились представитель истца и представитель ответчика, другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, причину неявки не сообщили.

Судебная коллегия с учетом мнения представителей сторон определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ч.3 ст. 167, ст. 327  ГПК РФ.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит доводы жалобы обоснованными, а постановленное по делу решение подлежащим отмене в части отказа во взыскании в пользу истца суммы налога в размере предоставленного Н*** С.Л. имущественного налогового вычета.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов на приобретение на территории Российской Федерации недвижимости, в том числе квартиры (абзац 2 подпункт 2).

Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик при приобретении квартиры представляет договор о приобретении квартиры, акт о передаче квартиры налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру

Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Из материалов дела усматривается, что 04.02.2011 Н*** С.Л. – отец истца обратился в ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета в связи с приобретением по договору купли-продажи от 15.12.2010 квартиры, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул. У***, ***. К заявлению Н*** С.Л. были приложены декларация по налогу на доходы за 2010 год, справки 2-НДФЛ, копии договора купли-продажи, свидетельства о регистрации права собственности, паспорта, расписки и кредитного договора.

Из договора купли-продажи квартиры от 15.12.2010 усматривается, что квартира по ул. У***, *** приобретена отцом истца за 1 300 000 рублей, из которых 1 000 000 рублей – личные средства Н*** С.Л., а 200 000 рублей уплачены за счет кредитных средств, полученных в Сбербанке России по кредитному договору № *** от 09.12.2010. В подтверждение передачи продавцу квартиры Кечуткину С.И. денежных средств за приобретенную квартиру Н*** С.Л. представлена расписка продавца на 1 300 000 рублей.

*** Н*** С.Л. умер.

Согласно сообщению ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска от 25.05.2011 налоговой инспекцией было принято решение о возврате Н*** С.Л. налога на доходы физических лиц в сумме 28 336 рублей.

Истец является единственным наследником, принявшим наследство после смерти Н*** С.Л.

27.05.2011 Назаров С.С. обратился в ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска с заявлением о перечислении причитающегося Н*** С.Л. имущественного налогового вычета, на расчетный счет последнего.

09.06.2011 налоговым органом принято решение об отказе Назарову С.С. в возврате переплаты по НДФЛ за Н*** С.Л.  со ссылкой на отсутствие предусмотренных налоговым законодательством оснований для возврата наследникам имущественного налогового вычета.

Отказ суда в удовлетворении требований Назарова С.С. о взыскании с ответчика суммы налогового вычета основан на неверном определении обстоятельств по делу и неправильном толковании норм материального права, регулирующих правоотношения, возникшие между сторонами.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами.

Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 ГК РФ); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 ГК РФ).

Как указано выше, имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также, если их переход в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими федеральными законами (ст. 418, ч.2 ст. 1112 ГК РФ). В частности, в состав наследства не входят: право на алименты и алиментные обязательства (раздел V СК РФ), права и обязанности, возникшие из договоров безвозмездного пользования (статья 701 ГК РФ), поручения (п.1 ст. 977 ГК РФ), комиссии (ч.1 ст. 1002 ГК РФ), агентского договора (ст. 1010 ГК РФ).

В силу ч.3 ст. 2 ГК РФ к имущественным правоотношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

То есть в состав наследства входит только имущество, в том числе и права, принадлежавшие наследодателю на гражданско-правовых основаниях, следовательно, право на получение налогового вычета не наследуется.

В то же время налоговое законодательство не содержит ограничений для получения налогового вычета наследниками после смерти налогоплательщика, если последний при жизни воспользовался своим правом на получение налогового вычета.

Пунктом 2 ст. 220 НК РФ предусмотрено, что имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Как усматривается из материалов дела, отец истца при жизни реализовал право на обращение в налоговый орган с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета, предоставив полный пакет документов, необходимых для принятия решения по данному заявлению.

Ответчик, в свою очередь, по результатам рассмотрения заявления Н*** С.Л. подтвердил его право на получение имущественного налогового вычета в размере 28 336 рублей, что свидетельствует о наличии у Н*** С.Л. на дату смерти права на получение имущественного налогового вычета в указанном размере.

Согласно ч.4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из ч.2 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом,

Налоговый кодекс не регулирует вопросы наследственного правопреемства физических лиц в отношении излишне уплаченного налога. Однако суммы излишне уплаченного налога являются имуществом наследодателя, находящимся у налогового органа.

Принимая во внимание, что отец истца при подаче 04.02.2011 в налоговый орган предусмотренного ст. 220 НК РФ пакета документов для предоставления имущественного налогового вычета обратился с заявлением о предоставлении данного налогового вычета, то есть заявил о своем праве на возврат уплаченного в 2010 году налога на доходы физических лиц, право Н*** С.Л. на налоговый вычет в сумме 28 336 рублей подтверждено в ходе проведенной ответчиком камеральной проверки, названное право Н*** С.Л. подлежит в силу ст. 1112 ГК РФ включению наследственную массу.

Поскольку единственным наследником, принявшим наследство после смерти Н*** С.Л., является истец, требование Назарова С.С. к ответчику о возврате суммы  налога в виде имущественного налогового вычета, право на который имел умерший отец истца, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Требование истца о взыскании с ответчика предусмотренных ст. 231 НК РФ процентов в связи с несвоевременным возвратом суммы излишне уплаченного налога за период с 25.05.2011 по 18.09.2012 в размере 3129 рублей 75 копеек судебная коллегия считает не подлежащим удовлетворению, поскольку названная норма права регулирует правоотношения налогоплательщика и налогового агента (или налогового органа) по возврату излишне удержанной суммы налога и порядка его возврата. Истец не является стороной данных правоотношений и на него положения данной статьи Налогового кодекса не распространяются.

Также отсутствуют основания для взыскания с ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в пользу истца компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу приведенной нормы права компенсация морального вреда за нарушение имущественных прав истца законом не предусмотрена.

Требование Назарова С.С. о взыскании с ответчика расходов на представителя подлежит удовлетворению в части.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика расходов на представителя по договору об оказании юридических услуг в сумме 12500 рублей и на оформление нотариальной доверенности на представителя в размере 800 рублей. В подтверждение понесенных расходов Назаровым С.С. представлены договор на оказание юридических услуг, расписка представителя о получении по договору 12 500 рублей, оригинал доверенности на представителя и справка нотариуса об уплате за доверенность 800 рублей.

Принимая во внимание категорию гражданского дела, количество и продолжительность состоявшихся по делу судебных заседаний, в которых принимал участие представитель истца, частичное удовлетворение требований истца, судебная коллегия считает разумным взыскание в пользу Назарова С.С. с ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска  расходов на представителя в общей сумме 6000 рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований с учетом положений ст. 333.19 НК РФ, равная 1050 рублей 98 копеек.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 ноября 2012 года отменить в части отказа Назарову С*** С*** во взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Ульяновска суммы имущественного налогового вычета.

 

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Ульяновска произвести Назарову С*** С*** возврат суммы налога в порядке имущественного налогового вычета в размере 28 366 рублей за Н*** С*** Л***.

 

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Ульяновска в пользу Назарова С*** С*** расходы на представителя в размере 6000 рублей и государственную пошлину в размере 1050 рублей 98 копеек.

 

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Назарова С*** С*** – Иванова А*** С*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий                      

Судьи