Судебный акт
Признание недействительным договора найма служебного жилого помещения
Документ от 09.04.2013, опубликован на сайте 22.04.2013 под номером 38127, 2-я гражданская, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Царапкина Е.В.                                                   Дело № 33-1200/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          09 апреля 2013 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Васильевой Е.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Мерчиной А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шагиновой Е*** А*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 31 января 2013 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Признать договор № *** найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. А***, дом ***, квартира *** заключенный между Федеральным государственным унитарным предприятием «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации в лице ВрИО председателя ликвидационной комиссии ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России Молгачева А*** С*** и Шагиновой Е*** А***, недействительным.

Выселить Шагинову Е*** А***, Ш*** К*** С***, Шагинова С*** А*** из жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. А***, дом ***, квартира *** без предоставления другого жилого помещения.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Шагиновой Е.А. и ее представителя Терехиной О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы; представителя ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России Саркисова Ю.Л., полагающего решение подлежащим отмене; заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Балашовой Н.Н., считающей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Шагинова Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Ш*** К.С., обратилась в суд с иском к ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России о признании в порядке приватизации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Ульяновск, ул.А***, дом ***, квартира ***.

Требования мотивировала тем, что проживает в указанной двухкомнатной квартире, предоставленной ей ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России на основании договора найма служебного жилого помещения. Спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду. Ликвидационной комиссией ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России в передаче квартиры в собственность в порядке приватизации ей было отказано в связи с тем, что служебные помещения не подлежат приватизации. Считает, что данный отказ нарушает ее право на приватизацию. Ее муж – Шагинов С.А. от приватизации отказался добровольно. Иных лиц, кроме нее, несовершеннолетней дочери – Ш*** К.С. и мужа – Шагинова С.А., имеющих право на приватизацию спорного жилого помещения, не имеется.

Судом к участию в деле по иску Шагиновой Е.А. в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Центррегионжилье»); в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.

Министерство обороны Российской Федерации предъявило встречный иск к Шагиновой Е.А., Ш*** К.С., Шагинову С.А., ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России о признании заключенного между ними в отношении спорной квартиры договора № *** от 30 мая 2012 г. найма служебного жилого помещения недействительным, выселении Шагиновых без предоставления другого жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что являющаяся предметом договора квартира относится к федеральной собственности. Министерство обороны Российской Федерации является учредителем ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России. В соответствии с ранее действовавшим положением жилищный фонд, закрепленный за Министерством обороны Российской Федерации, был передан в оперативное управление (хозяйственное ведение) соответствующим учреждениям министерства. Исключительными полномочиями по заключению договоров найма служебных помещений обладает ФГКУ «Центррегионжилье». Полномочий по заключению указанного вида договоров ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России не имело и не имеет. Оспариваемый договор найма служебного жилого помещения является недействительным, поскольку заключен от имени юридического лица в противоречие с его целями деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах. Кроме того, Шагинова Е.А. военнослужащей не являлась и не является, имеет в г. Ульяновске жилое помещение для постоянного проживания по адресу: ул. Б***, *** В установленном порядке нуждающейся в получении служебного жилья она не признавалась и признана быть не может. Поскольку Шагиновы незаконно занимают спорное жилое помещение, то подлежат выселению.

В связи с отказом Шагиновой Е.А. от иска производство по делу в части ее требований определением от 31 января 2013 г. прекращено.

Рассмотрев по существу требования Министерства обороны Российской Федерации, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шагинова Е.А. просит решение отменить, производство по делу прекратить. Не соглашается с выводами суда об отсутствии у ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России права на заключение договора найма. При этом указывает, что за названным предприятием в установленном законом порядке было зарегистрировано право хозяйственного ведения. Документов о передаче спорного имущества в оперативное управление (хозяйственное ведение) ФГКУ «Центррегионжилье» не предоставлено. Поскольку в федеральном законе, в частности, в статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия. Следовательно, собственник не вправе передавать права по распоряжению имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятия, иному юридическому лицу.

Обращает внимание на положения устава ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России, согласно п. 4.l. которого договоры с юридическими и физическими лицами, не входящими в состав Министерства обороны Российской Федерации, заключаются предприятием самостоятельно. В соответствии с п. 2.2. устава предприятие осуществляет деятельность, направленную на создание объектов социально-культурного назначения и строительство жилья в целях обеспечения потребностей работников.

Ссылаясь на ст. ст. 93, 140 ЖК РФ, полагает необоснованным вывод суда о том, что она не имеет права на предоставление служебного жилого помещения, так как не состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации, не является военнослужащей, не признавалась в установленном порядке нуждающейся в получении служебного жилья.

Полагает, что судом не выяснено, на каких территориях осуществляет свою деятельность ФГКУ «Центррегионжилье», устав которого был утвержден 17 августа 2012 г., то есть после заключения оспариваемого договора найма, и относится ли к этим территориям Заволжский район города Ульяновска.

По мнению истицы, судом не мотивировано применение статей 166, 167 ГК РФ в рассматриваемом деле.

В жалобе также указывается на принятие судом встречного иска Минобороны России с нарушением ст. 137 ГК РФ, так как требования предъявлены не только к первоначальному истцу, но и к ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России – ответчику по ее – Шагиновой Е.А. иску.

Считает, что спор между Минобороны России и ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России неподведомственен суду общей юрисдикции.

Апелляционное представление помощника прокурора Заволжского района г.Ульяновска отозвано.

В суде апелляционной инстанции Шагинова Е.А. и ее представитель Терехина О.А. поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России Саркисова Ю.Л. считал решение подлежащим отмене.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центррегионжилье», администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Шагинова С.А., извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как видно из материалов дела, двухкомнатная квартира № *** в доме № *** по ул. А*** в г. Ульяновске является федеральной собственностью, относится к государственному жилищному фонду, находящемуся в ведении Министерства обороны РФ. Правом хозяйственного ведения на указанное жилое помещение, как следует из записи в реестре федерального имущества, обладает ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России.

Согласно приказу Министерства обороны РФ № 654 от 14.06.2010 г. ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России ликвидируется. Состав ликвидационной комиссии и ее полномочия определены приказом Главнокомандующего ВМФ №304 от 15.07.2010 г.

Из материалов дела следует также, что Шагинова Е.А. приказом ВрИО председателя ликвидационной комиссии № *** от 25.05.2012 г. принята на работу по срочному трудовому договору на должность с*** ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России.

Решением ликвидационной комиссии от 30.05.2012 г. Шагиновой Е.А. на состав семьи 3 человека предоставлена служебная двухкомнатная квартира № *** в доме № *** по ул. А*** в г. Ульяновске.

30.05.2012 г. ВрИО председателя ликвидационной комиссии заключен с Шагиновой Е.А. договор найма служебного жилого помещения на указанную квартиру.

Ранее Шагинова Е.А. с несовершеннолетней дочерью Ш*** К.С. проживала по адресу: г. Ульяновск, ул. Б***, ***, где они были зарегистрированы по месту жительства до 30 марта 2012 г. С 04 апреля по 04 июня 2012 г. они были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: Ульяновская область, Ч*** район, пос. К***, ул. Б***, ***.

Поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что спорное жилое помещение предоставлено Шагиновой Е.А. в нарушение установленной процедуры предоставления жилых помещений в ведомстве Министерства обороны Российской Федерации, суд обоснованно удовлетворил исковые требования о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным и выселении Шагиновых из спорной квартиры.

Доводы, приведенные Шагиновой Е.А. в апелляционной жалобе, на правильность принятого решения не влияют и не могут повлечь его отмену.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, в частности, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций; принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда; предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях.

До ноября 2010 года порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации регулировался инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80.

Согласно п. 20 Инструкции было предусмотрено, что работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. На эти цели выделяется 3 % от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны.

Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1297 упомянутая Инструкция признана утратившей силу.

Действующий Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» регулирует вопросы жилищного обеспечения исключительно военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и не затрагивает вопросов обеспечения жильем лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

В тоже время Отраслевым соглашением между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011-2013 годы (утверждено Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России, Министром обороны РФ 07.02.2011 г.) предусмотрено, что лица из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах. Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ст. 100 ЖК РФ).

В соответствии с пп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. №1082Ф, Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за названным Министерством.

При этом ни в соответствии с ранее действовавшим порядком предоставления жилых помещений военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил, определенным Инструкцией, утвержденной Приказом МО РФ от 15.02.2000 г. № 80, ни в соответствии с действующим в настоящее время порядком предоставления жилых помещений военнослужащим (Приказ МО РФ от 30.09.2010 г. № 1280) войсковые части и подведомственные Министерству обороны РФ предприятия не наделены правом заключения договоров найма на жилые помещения, находящиеся в ведении Министерства обороны РФ.

В соответствии с действовавшим до 09.11.2010 г. порядком ордера на жилые помещения, находившиеся в ведении Министерства обороны РФ, выдавались соответствующими КЭЧ района.

Жилищный фонд, закрепленный за МО РФ, находившийся ранее в оперативном управлении ФГКЭУ «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района», в настоящее время находится в оперативном управлении его правопреемника – ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Правом заключения договоров найма жилых помещений, находящихся в ведении МО РФ, в настоящее время обладают специализированные организации МО РФ, в данном случае для г. Ульяновска – ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

Устав ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России, в том числе п.п. 2.2., 4.1., на которые ссылается в жалобе Шагинова Е.А., не предусматривает права руководителя предприятия на заключение договоров найма жилых помещений, относящихся к федеральной собственности и находящихся в хозяйственном ведении предприятия.

Не предоставлено такое право также руководителю ликвидационной комиссии по расформированию ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России, созданной приказом Главнокомандующего ВМФ от 15.07.2010 г. № 304.

Передача спорной квартиры ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России в хозяйственное ведение не означает делегирования названному предприятию полномочий по заключению договоров найма.

Таким образом, принятое ликвидационной комиссией 30.05.2012 г. решение о предоставлении спорной квартиры Шагиновой Е.А. и заключение с ней 30.05.2012 г. ВрИО председателя ликвидационной комиссии договора найма служебного жилого помещения не порождает правовых последствий в виде права пользования данным жилым помещением.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

Ссылки в жалобе на необоснованное применение в рассматриваемом деле статей 166, 167 ГК РФ являются несостоятельными.

Нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения по договору найма и заключенного на его основании договора подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст.168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору найма недействительным, если будет установлено, что имели место нарушения порядка и условий предоставления, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.

С учетом приведенных правовых норм судебная коллегия полагает правильным решение суда об удовлетворении исковых требований о признании заключенного с Шагиновой Е.А. договора найма служебного жилого помещения недействительным и выселении Шагиновых из спорной квартиры.

Доводы жалобы о нарушениях при принятии встречного иска и неподведомственности спора суду общей юрисдикции основаны на неправильном толковании процессуального закона.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 31 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шагиновой Е*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи