Судебный акт
О признании незаконным бездействия по необеспечению ЕДДС
Документ от 19.03.2013, опубликован на сайте 30.04.2013 под номером 38070, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие администрации МО "Майнский район" по обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Писарева Н.В.                                                                 Дело № 33-905/2013                                                                         

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              19 марта 2013 года.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Логинова Д.А., Костюниной Н.В.,

при секретаре Берхеевой Г.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации  муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области  от 17 января 2013 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Майнского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области по обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования необходимым оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 № 400-ст. незаконным. 

Обязать администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области в срок до 1 августа 2013 года в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 № 400-ст., обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области:

- монитором для отработки паспортов территорий и других рабочих документов – 2 шт.;

- системным блоком с характеристиками не менее: процессор Intel Core 2 Duo с тактовой частотой 2 ГГц, ОЗУ 2 Гб, НDD 300 ГБ – 1 шт.;

- многофункциональным устройством (факс, принтер, сканер, копир) – 1 шт.;

- телефон с функцией записи переговоров – 1 шт.;

- профессиональный ЖК-панелью диагональю 40 (102 см для проведения видеоконференцсвязи) – 2 шт.;

- видеотерминалом – 1 шт.;

- микрофоном с обязательным ручным включением – 1 шт.;

- КВ радиостанцией – 1 шт.;

- монитором Srype – 1 шт.;

- миницифровой АТС с двумя системными аппаратами – 1 шт.;

- телекоммуникационным и кроссовым оборудованием (комплектация);

- приемником ГЛОНАСС – 1 шт.;

- прибором радиационного контроля – 1 шт.;

- метеостанцией Oregon – 1 шт.

Обязать администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области в срок до 1 августа 2013 года обеспечить наличие в единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области прямых каналов связи с социальными и потенциально опасными объектами.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения представителя администрации МО «Майнский район» Ульяновской области Ярыгиной С.В. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Фомичева Д.Ю., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области (далее администрация МО «Майнский район») о признании незаконным бездействия по обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования необходимым оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ, обязании администрации МО «Майнский район» обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу необходимым материально-техническим оборудованием.

В обоснование иска указал, что в нарушение норм ГОСТ Р 22.7.01-99 и Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования (далее - ЕДДС) в ЕДДС МО «Майнский район» отсутствует надлежащее оснащение и оборудование. В наличии имеются лишь оргтехника и средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи.

Неисполнение администрацией МО «Майнский район» установленных законодательством обязанностей способствует несвоевременному предупреждению, обнаружению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что создает угрозу жизни, здоровью и имуществу населения муниципального образования «Майнский район».

Просил признать незаконным бездействие администрации МО «Майнский район» по обеспечению ЕДДС муниципального образования оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями  ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 № 400-ст, и обязать ответчика в срок до 01.08.2013 обеспечить ЕДДС МО «Майнский район» следующим оснащением и оборудованием: монитором для отработки паспортов территорий и других рабочих документов – 2 шт.; системным блоком с характеристиками не менее: процессор Intel Core 2 Duo c тактовой частотой 2 ГГц, ОЗУ 2 ГБ, HDD 300 ГБ – 1 шт.;  многофункциональным устройством (факс, принтер, сканер, копир) – 1 шт.; телефоном с функцией записи переговоров – 1 шт.; профессиональной ЖК-панелью диагональю 40" (102 см для проведения видеоконференцсвязи) – 2 шт.; видеотерминалом – 1 шт.; микрофоном с обязательным ручным включением – 1 шт.; КВ радиостанцией  – 1 шт.; монитором Skype – 1 шт.; миницифровой АТС с двумя системными аппаратами – 1 шт.;  телекоммуникационным и кроссовым оборудованием (комплектация); приёмником ГЛОНАСС – 1 шт.; прибором радиационного контроля  – 1 шт.; метеостанцией Oregon - 1 шт. Также просил обязать ответчика в срок до 01.08.2013 обеспечить наличие в ЕДДС МО «Майнский район» прямых каналов связи с социальными и потенциально опасными объектами.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

Не согласившись с данным решением, администрация МО «Майнский район» Ульяновской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новое решение об отказе в иске.     

В обоснование жалобы указывает, что положения ГОСТа Р 22.7.01-99 не дают администрации МО «Майнский район» четких указаний и не обязывают к покупке конкретной техники, указанной в решении суда. Суд не должен был ссылаться на Положение о ЕДДС муниципального образования, утвержденное решением Правительственной комиссии РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 №5, поскольку оно не является нормативным правовым актом. Данное Положение не зарегистрировано и не опубликовано в установленном порядке. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 №1009  утверждены «Правила подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». В соответствии с п.19 Правил нормативно-правовые акты, не прошедшие регистрацию  в Минюсте России и официально не опубликованные, считаются не вступившими в силу и применяться не могут.

Бездействие администрации МО «Майнский район» Ульяновской области» не усматривается, так как администрацией была создана ЕДДС, и утверждена постановлением администрации на базе телефонного номера «112». ЕДДС в настоящее время функционирует и оснащена оборудованием.   

Уточненные исковые требования были вручены представителю ответчика непосредственно перед началом судебного заседания 17.01.2013, ходатайство об отложении судебного заседания было необоснованно отклонено.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Майнского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО «Майнский район» № 1007 от 08.07.2010 года на территории МО «Майнский район» создана ЕДДС муниципального образования, которая функционирует на базе телефонного номера «112» в МЧС и оснащена факсом, компьютером (монитор и скайп),  системой видеонаблюдения.

Вместе с тем, в ЕДДС МО «Майнский район» отсутствует необходимое для ее работы оснащение и оборудование: монитор для отработки паспортов территорий и других рабочих документов – 2 шт.; системный блок с характеристиками не менее: процессор Intel Core 2 Duo c тактовой частотой 2 ГГц, ОЗУ 2 ГБ, HDD 300 ГБ – 1 шт.; многофункциональное устройство (факс, принтер, сканер, копир) – 1 шт.; телефон с функцией записи переговоров – 1 шт.; профессиональная ЖК-панель диагональю 40" (102 см для проведения видеоконференцсвязи) – 2 шт.;  видеотерминал – 1 шт.; микрофон с обязательным ручным включением – 1 шт.; КВ радиостанция – 1 шт.; монитор Skype – 1 шт.;  миницифровая АТС с двумя системными аппаратами – 1 шт.;  телекоммуникационное и кроссовое оборудование (комплектация); приемник  ГЛОНАСС – 1 шт.; прибор радиационного контроля  – 1 шт.;  метеостанция Oregon - 1 шт. Кроме того, отсутствуют прямые каналы связи с социальными и потенциально опасными объектами.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей К*** А.В., Ч*** М.С., Я*** Д.Г.

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 4 вышеуказанного Закона устанавливает правовую основу создания и деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение данной статьи принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона и указанным Постановлением единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На каждом уровне Единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Создание территориальных подсистем единой системы в субъектах Российской Федерации исходит из необходимости  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий, и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Органами повседневного управления Единой системы являются, в том числе единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Статья 11 Закона закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На основании пп.«г», «з» ч.2 ст.11 Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч.1 ст.24 Закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Как следует из п.4, п.9 Положения об Ульяновской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого Постановлением Правительства Ульяновской области от 12.10.2005 № 160, на каждом уровне областной подсистемы РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Органами повседневного управления областной подсистемы РСЧС являются, в том числе единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

В соответствии с п.30 данного Положения предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования областной подсистемы РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организаций.

Как следует из п.3.11.1 ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 09.11.1999 № 400-ст (далее – ГОСТ Р 22.7.01-99), узел связи ЕДДС должен обеспечивать: прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими городскими органами управления, ДДС города; прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов; документирование (запись) ведущихся переговоров; коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города; радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.

Пунктом 3.11.2 ГОСТа Р 22.7.01-99 установлено, что для приема и передачи экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях в городах Российской Федерации предусматривается использование единого общеевропейского телефонного номера (кода 112) доступа к ЕДДС.

Согласно п.1.4.7. Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 № 5 (далее – Положение о ЕДДС), в рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС входят: средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи; средства оповещения руководящего состава и населения; средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента; оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры); система видеоконференцсвязи; прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов (далее - ПОО), объектами с массовым пребыванием людей; метеостанция; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В соответствии с п.1.4.8 Положения о ЕДДС средства связи ЕДДС муниципального образования должны обеспечивать: телефонную связь; передачу данных; прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер «112»; коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов); обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.

Как следует из п.3.4.1 Положения о ЕДДС требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1240-р.

Согласно п.3.4.2 Положения о ЕДДС в состав оборудования должны входить, как минимум: АРМ специалистов оперативной дежурной смены; АРМ руководства и обслуживающего персонала; активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; комплект оргтехники; средства связи; АРМ управления местной системой оповещения; средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи; специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования; метеостанция; прибор радиационного контроля; источники гарантированного электропитания.

Необходимость оснащения ЕДДС муниципального образования указанным выше оборудованием предусмотрена также Типовыми техническими требованиями по оборудованию комплексом средств автоматизации, средствами радиосвязи и глобальной навигационной спутниковой системой «ГЛОНАСС» помещений ЕДДС муниципальных образований в соответствии с «Типовым размещением ОДС ЕДДС муниципального образования», разработанными Приволжским региональным центром МЧС России.

Принимая во внимание, что финансовое обеспечение ЕДДС муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования и учитывая, что ЕДДС МО «Майнский район» не обеспечена надлежащим оснащением и оборудованием, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о признании бездействия незаконным и обязании ответчика обеспечить ЕДДС необходимым материально-техническим оборудованием.

Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что положения ГОСТ Р 22.7.01-99 не обязывают администрацию МО «Майнский район» к покупке конкретной техники и суд не должен был руководствоваться Положением о ЕДДС муниципального образования, поскольку оно не является правовым актом.

Указанное положение утверждено протоколом №5 КЧС и ОПБ Правительства РФ от 21.10.2011.

В соответствии с п.1 «Положения о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.01.2003 N 11 Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ Правительства РФ) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и обеспечения пожарной безопасности.

Как следует из п.п. «а», «д» п.4 указанного Положения, КЧС и ОПБ Правительства РФ с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции: рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности; разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании, а при необходимости - в виде проектов распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, которые вносятся в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Согласно п.9 Положения решения КЧС и ОПБ Правительства РФ, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и не могут повлечь отмену решения суда.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия по делу не усматривает.

С учетом изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 17 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации  муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи