Судебный акт
Устранение нарушения прав собственника, не связанных с лишением владения, путем демонтажа забора
Документ от 26.03.2013, опубликован на сайте 05.04.2013 под номером 37838, 2-я гражданская, о сносе самовольно возведенной постройки, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кизирбозунц Т.Т.                                                                  Дело № 33-993\2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            26 марта 2013 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Аладина П.К., Казаковой М.В.,

при секретаре Годуновой Е.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Жигулевой Е*** А*** на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 23 января 2013 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Жигулевой Е*** А*** к обществу с ограниченной ответственностью «Спецремстрой» о сносе самовольной постройки, возведенной на земельном участке по адресу: город Ульяновск, лица А*** - оставить без удовлетворения.

Взыскать с Жигулевой Е*** А*** в пользу общества с ограниченной ответственностью «Экспертно-юридический центр» расходы по экспертизе 9250 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения Жигулевой Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения законного представителя ООО «Спецремстрой» Касимова С.М., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Жигулева Е.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрении дела, к ООО «Спецремстрой» о сносе самовольно возведенной постройки.

Свои требования истец мотивировала тем, что она является собственницей 3147/10000 долей одноэтажного здания гаража (литера Г), площадью 314,61 кв. м по адресу: город Ульяновск,  улица А***.  Здание гаража со стороны ООО «Спецремстрой» имеет окна и въездные ворота. Впритык перед воротами гаража ответчик возвел самовольную постройку, что нарушает СНиП и ППБ. В связи с этим истец просила обязать ответчика снести самовольную постройку, которая препятствует ей к доступу и обслуживанию гаража, нарушает инсоляцию.

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены администрация города Ульяновска, КУГИЗ администрации города Ульяновска, КАиГ администрации города Ульяновска.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил указанное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Жигулева Е.А. просит решение суда отменить.

Жалоба мотивирована теми же доводами, которыми был мотивирован иск в суде первой инстанции. Кроме того, вывод суда о том, что она (истец) отказалась от предложенных экспертом вариантов по устранению выявленных нарушений, не соответствует действительности. Она была против только одного варианта, предложенного экспертом - устройства примыкания над образовавшимся «карманом» из стального фартука (от стены гаража до ограждения) с уклоном от её гаража. Устройство навеса приведет только к ухудшению состояния её гаража, поскольку влага проникнет не только сверху, но и снизу, что приведет к разрушению строения. Не учел суд, что забор построен на её отмостке, что приведет в дальнейшем к разрушению фундамента. Так как судебная экспертиза содержала неполные выводы, она заявила ходатайство о назначении повторной экспертизы, но суд ей отказал в этом.

 

В дополнительной апелляционной жалобе Жигулевой Е.А. также ставится вопрос об отмене решения суда со ссылкой на несогласие с судебным экспертным заключением. Кроме того, по мнению автора жалобы, суд ненадлежащим образом известил о дате судебного разбирательства, тем самым не предоставил ей время на досудебную подготовку, а именно: ознакомление с заключением экспертизы.

 

Поскольку третьи лица были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в апелляционную инстанцию не явились, не представили заявление об отложении рассмотрения жалобы с указанием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности их присутствия в судебном разбирательстве в назначенное время, оснований для отложения рассмотрения жалобы не имеется.

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция находит его подлежащим отмене.

 

Из материалов дела усматривается, что Жигулевой Е.А. принадлежат на праве общей долевой собственности 3147/10000 долей гаража (лит. Г, Г1), общей площадью 445,2 кв. м (кадастровый номер ***), и 3147/10000 долей земельного участка общей площадью 392 кв. м (кадастровый номер ***) по адресу: г. Ульяновск, ул. А***.

 

ООО «Спецремстрой» на праве собственности принадлежат: автодорога (лит. X) площадью 189,1 кв. м; благоустройство (лит. VI), площадью 573,8 кв. м; ограждение протяженностью 54 м (лит. XI), расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. А***.

 

Земельный участок под сооружением автодороги, благоустройством, ограждением площадью 898 кв. м, кадастровый номер *** является собственностью МО «Город Ульяновск» и передан ООО «Спецремстрой» в аренду сроком до 31 декабря 2015 года.

 

Земельный участок, занятый автодорогой, прилегает к земельному участку и расположенному на нем зданию гаража, принадлежащих на праве общей долевой собственности истцу (3147/10000 доли) и М*** А.А. (6853/10000 доли).

 

Земельный участок, занятый благоустройством, примыкает с одной стороны к земельному участку, занятому автодорогой, и с другой - к землям общего пользования по ул. Автомобилистов.

 

Объект недвижимости Жигулевой Е.А. гараж (лит. Г, Г1) с противоположной стороны (через пристройку (лит. Г1) имеет выход на проезд Г*** через дверной проем (металлическая дверь размерами 0,9*2,02 м).

 

Из заключения судебной строительно-технической экспертизы от 22 января 2013 года № *** усматривается, что:

- перед воротами гаража (лит. Г) возведено бетонное ограждение (забор);

- для возведения ограждения (забора) не требуется получение разрешительных документов;

- бетонное ограждение перед воротами соответствует нормам СНиП, а требования пожарной безопасности к бетонным ограждениям не предъявляются;

- к зданиям гаражей требования по инсоляции также не предъявляются.

 

Отказывая в удовлетворении исковых требований Жигулевой Е.А., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нормы ст. 222 ГК РФ к правоотношениям сторон по настоящему делу не могут быть применены.

 

При этом суд посчитал указанные выше выводы судебной строительно-технической экспертизы достаточными для отказа в удовлетворении иска.

 

Имеющиеся в экспертном заключении выводы эксперта о том, что возведение бетонного забора может впоследствии нарушить права и законные интересы истца, а именно, что:

- в результате возведения бетонного ограждения между гаражом (литер Г) и ограждением возник «карман» в который проникают атмосферные осадки в виде дождя и снега, в результате чего при таянии снега будут увлажняться конструкции гаража;

- отсутствие проветривания в «кармане» приведет к переувлажнению конструкций гаража;

- а также предложенные экспертом варианты устранения этих нарушений путем:

- переноса ограждения на расстояние одного метра от стен гаража, что позволит производить уборку снега из «кармана»;

- устройства ограждения из металлической сетки, что предотвращает скапливание снега в «кармане», а при таянии снега или дожде - осадки будут свободно стекать из кармана;

- выполнения примыкания над образовавшимся «карманом» из стального фартука (от стены гаража до ограждения) с уклоном от гаража истца (наименее затратный способ), суд со ссылкой на ст. 196 ГПК РФ во внимание принимать не стал, поскольку посчитал, что истец категорически не согласен с предложенными экспертом вариантами устранения указанных выше нарушений.  

 

Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, указанные выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными.

 

Так, ссылка суда только на экспертное заключение без привязки его к другим юридически значимым обстоятельствам, установленным по настоящему делу, а равно к требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения, и нормативным документам, регламентирующим порядок проектирования ограждений площадок вновь строящихся и реконструируемых предприятий, зданий и сооружений различного назначения, является незаконной.

 

При этом суд не учел, что в силу части 2 статьи 187 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта оценивается судом наряду с другими доказательствами и не имеет для суда заранее установленной силы.

 

Не учтено судом, что спорные правоотношения сторон регулируются требованиями СН 441-72* (Строительные нормы «Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений» (утвержденных Постановлением Госстроя СССР 26 мая 1972 года № 99)).

 

Как следует из пункта 2 СН 441-72*, ограждения следует проектировать только в случаях, когда требуются по условиям эксплуатации и охраны предприятий, зданий и сооружений, с учетом требований архитектурно-планировочных заданий.

 

Во всех случаях запрещается предусматривать ограждения отдельных участков зданий и сооружений в пределах общего наружного ограждения площадки, за исключением участков, ограждение которых необходимо по требованию техники безопасности или санитарным требованиям (открытые электростанции, карантины, и изоляторы мясокомбинатов и т.д.).

 

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 СН 441-72* (таблица), такой вид ограждения как железобетонное сплошное (какое установлено ответчиком) возможно устанавливать только на объектах, где хранятся особо ценные материалы, оборудование и продукции (драгоценные металлы, камни и т.п.), в инфекционных и психиатрических больницах.

 

Ответчик в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каких-либо заслуживающих внимание доказательств того, что им при возведении ограждения были соблюдены указанные выше требования СН 441-72*, не представил.

 

Не представлено ответчиком и доказательств, что установление указанного ограждения было необходимо в силу того, что его деятельность относится к деятельности режимных предприятий, осуществляющих охранную деятельность.

 

Таким образом, доводы истца о том, что возведение глухого ограждения впритык с воротами её гаража, к которому ответчик складирует строительные материалы, не связано с какой-либо производственной необходимостью, нашли свое подтверждение.

 

В связи с этим возведение глухого железобетонного ограждения внутри территории ответчика, которая имеет свое ограждение, и в том месте, где у истца находятся ворота, предназначенные, в том числе, для второго аварийного выхода, а также для производства работ по поддержанию имущества в целостности и сохранности (ремонта отмоски, стен и т.п.), является нарушением её прав собственника.

 

При этом, как указано выше и подтверждено экспертом, возведение такого ограждения неминуемо приведет к причинению ущерба собственности истца (наличие кармана, в который проникают атмосферные осадки, при отсутствии проветривания, приведет к переувлажнению конструкции гаража).

 

Статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает право собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

 

В связи с этим судебная коллегия считает необходимым иск Жигулевой Е.А. удовлетворить, возложить на ответчика обязанность демонтировать установленное глухое ограждение, высотой 1 м 73 см, выполненное из бетонных блоков по цементно-песчаному раствору, возведенное на земельном участке по адресу: город Ульяновск, лица А***.

 

Поскольку иск Жигулевой Е.А. удовлетворен, то взыскание в пользу     общества с ограниченной ответственностью «Экспертно-юридический центр» расходов по экспертизе в размере 9250 рублей необходимо возложить на ООО «Спецремстрой».

 

Кроме того, уплаченная истцом государственная пошлина за подачу иска в размере 200 рублей, подлежит взысканию в её пользу с ответчика.

 

Руководствуясь  ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 23 января 2013 года отменить.

 

Постановить по делу новое решение.

 

Иск Жигулевой Е*** А*** к обществу с ограниченной ответственностью «Спецремстрой» о сносе самовольной постройки, возведенной на земельном участке по адресу: город Ульяновск, лица А*** - удовлетворить.

 

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Спецремстрой» обязанность демонтировать установленное глухое ограждение, выполненное из бетонных блоков по цементно-песчаному раствору, возведенное на земельном участке по адресу: город Ульяновск, лица А*** перед воротами гаража Жигулевой Е*** А*** по адресу: г. Ульяновск, ул. А***.

 

Взыскать в пользу Жигулевой Е*** А*** с общества с ограниченной ответственностью «Спецремстрой» расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

 

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Спецремстрой» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Экспертно-юридический центр» расходы по экспертизе в размере 9250 рублей.

 

Председательствующий

 

Судьи