Судебный акт
Осуждение лица за разбой признано законным и обоснованным, а также справедливым
Документ от 06.02.2013, опубликован на сайте 01.03.2013 под номером 37126, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 162 ч.3 УК РФ: ст. 161 ч.2 п.п.а,д, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВО по делу ПРЕКРАЩЕНО (в т.ч. В СВЯЗИ С ОТЗЫВОМ жалобы / представления)

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

***                                                                      Дело № 22-318/2013

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           06 февраля 2013 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  судьи  Бескембирова К.К.,

судей  Коротковой Ю.Ю. и Копилова А.А.,

при  секретаре Мокеевой Т.А., 

рассмотрела  в открытом судебном заседании 06 февраля 2013 года кассационную жалобу осужденного Устинова А.Ю. на приговор Мелекесского районного суда Ульяновской   области  от  05 декабря  2012 года, которым

УСТИНОВ  А***  Ю***  судимый:

1) 25.07.2007 года мировым судьей судебного участка № 6 г. Димитровграда по ч.1 ст. 158, ч.1 ст. 158  УК РФ к 1 году 2 месяцам лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком  2 года 6 месяцев;

2) 07.07.2008 года Димитровградским городским судом  по ч.1 ст. 166 УК РФ к 2 годам лишения свободы, на основании ст. 70  УК РФ присоединено 6 месяцев лишения свободы по приговору от 25.07.2007 года, окончательно назначено 2 года 6 месяцев лишения свободы; освобожден 24.12.2010 года по отбытию срока,

осужден  по ч.3 ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 05 декабря 2012 года.         

В счет возмещения материального ущерба взыскано с Устинова  А.Ю. в солидарном порядке с Беляевым А.Е. в пользу потерпевшего Н*** О.Е. 77 341 рубль 27 копеек.

С осужденного Устинова А*** Ю*** в доход  федерального бюджета взысканы процессуальные издержки в сумме  3 400 рублей, выплаченные адвокату Тепловой М.С. в качестве вознаграждения за оказание ею юридической помощи на предварительном следствии по назначению.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Этим же приговором осужден Беляев А.Е. по п. «а», «д» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 3 годам 5 месяцам лишения свободы, на  основании ст. ст. 70, 71 УК РФ  окончательно назначено 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Приговор в отношении Беляева А.Е. не  обжалован. Кассационное представление государственного обвинителя отозвано в порядке ч. 3 ст. 159 УПК РФ.

Заслушав  доклад  судьи Коротковой Ю.Ю., выступления Устинова А.Ю., Беляева А.Е., прокурора  Шапиро А.М., адвоката Степченко А.В., судебная  коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Устинов А.Ю. осужден за разбой, т.е. нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия, в крупном размере.

Преступление  совершено  10 августа 2012 года около 05 час. 10 мин. на территории Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных  в приговоре суда.

В кассационной жалобе (основной и дополнительной) осужденный Устинов А.Ю., не соглашаясь с приговором, указывает, что имел умысел только на завладение автомобилем без цели его хищения и не пытался его реализовать. Не согласен с выводами суда о том, что он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, напал на потерпевшего Д*** Г.Р.  с применением осколка стекла, угрожал ему  и нанес  удары. Полагает, что потерпевший неправильно  воспринял действия обвиняемых.  Обращает внимание, что фактически Д*** Г.Р. не был причинен какой-либо вред здоровью, в его автомашине не обнаружено отпечатков пальцев Устинова А.Ю., похищенные вещи у последнего не изымались, а навигатором с адаптером, сотовым телефоном потерпевшего завладел  Беляев А.Е. При этом Беляеву А.Е. назначено минимальное наказание, а органы следствия признали правдивыми показания обвиняемых, исключив из обвинения кражу автомагнитолы, колеса и повреждение стекла в автомобиле. Признательные показания обвиняемых, положенные в основу приговора,  были получены  под давлением сотрудников полиции. В действительности Устинов А.Ю. не употребляет спиртные напитки, характеризуется положительно, занимался спортивной борьбой, преступление совершил, находясь в сложной семейной ситуации. Считает назначенное наказание чрезмерно суровым и не соответствующим содеянному. Кроме того, не согласен  с приговором в части взыскания процессуальных издержек на оплату труда адвоката, указывая, что их размер связан с количеством следственных действиями, которые проводятся по усмотрению  органов следствия. Просит изменить приговор суда, назначив ему менее строгое наказание.

 

В возражениях на  кассационную жалобу  осужденный Беляев  А.Е. указывает, что согласен с приговором суда. Обращает внимание, что в момент совершения преступления именно Устинов А.Ю. сказал  Беляеву А.Е. достать пистолет, о чем они не договаривались.  Пистолета у него в наличии не было, и об умысле Устинова А.Ю. он не знал. При этом навигатор из машины взял Устинов А.Ю., а в последующем передал его Беляеву А.Е. Сим-карту от телефона потерпевшего также забирал Устинов А.Ю.

 

В судебном заседании кассационной инстанции:

- осужденный  Устинов А.Ю., адвокат Степченко А.В. поддержали доводы кассационной жалобы;

- осужденный Беляев А.Е. поддержал доводы своих возражений;

- прокурор Шапиро АМ., обосновав несостоятельность доводов кассационной жалобы осужденного, просила оставить приговор в отношении Устинова А.Ю. без изменения.

 

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнения участников процесса, судебная  коллегия  находит приговор суда законным, обоснованным и справедливым.

 

Фактические обстоятельства дела судом установлены правильно. Выводы суда о виновности Устинова А.Ю. в совершенном преступлении при указанных в приговоре обстоятельствах соответствуют им и основаны на достаточной совокупности допустимых и достоверных доказательств, тщательно исследованных в  судебном заседании и подробно изложенных в приговоре.

Версия  Устинова А.Ю. об отсутствии умысла на совершение  разбойного нападения в отношении потерпевшего с применением осколка стекла, а также  изложенные им в жалобе доводы, были предметом тщательной проверки в суде первой инстанции  и объективно признаны судом несостоятельными, опровергнутыми совокупностью исследованных доказательств.

Так, виновность Устинова А.Ю. в содеянном подтверждается его собственными признательными показаниями в ходе предварительного расследования, в которых он последовательно и подробно пояснял о том, что договорился с Беляевым А.Е. о нападении на водителя «такси» с целью завладения деньгами и иным имуществом, в том числе автомобилем. С этой целью они попросили таксиста отвезти их в безлюдное место. Доехав до лесного массива, Устинов  А.Ю. попросил остановиться, нашел в лесу осколок стекла, а вернувшись, приставил его к горлу таксиста и потребовал пересесть на пассажирское сиденье. При этом он сказал Беляеву А.Е., чтобы тот достал пистолет и направил на водителя. Заметив, что потерпевший имеет намерение выпрыгнуть из машины, Устинов А.Ю. нанес ему два удара кулаком по голове и шее. Возле кладбища он забрал у таксиста сотовый телефон, который передал Беляеву А.Е. Оставив таксиста, они поехали к родственникам Устинова А.Ю., но так как в машине возникла неисправность,  бросили ее. Перед этим забрали из автомобиля  деньги и навигатор.

Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований  для  признания данных показаний недопустимым доказательством. 

Показания Устинова А.Ю. в ходе предварительного расследования получены с соблюдением уголовно-процессуального законодательства. Его допрос осуществлялся в присутствии защитника, то есть в условиях, исключающих какое-либо воздействие.  При этом Устинову А.Ю. разъяснялись предусмотренные уголовно-процессуальным законом права в соответствии с  его процессуальным положением, он предупреждался о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств, в том числе и при последующем отказе от данных показаний, разъяснялось право, предусмотренное ст.51 Конституции РФ, не свидетельствовать против самого себя.

Никаких объективных данных, указывающих на оказание какого-либо давления  сотрудниками полиции, в ходе судебного разбирательства не установлено.

Изменение Устиновым А.Ю. своих показаний в судебном заседании свидетельствует лишь о свободе выбора им позиции защиты по делу. 

При этом показания  Устинова А.Ю. на предварительном следствии согласуются с показаниями осужденного Беляева А.Е. в ходе предварительного следствия.  Из данных показаний Беляева А.Е.  усматривается, что он согласился на предложение Устинова А.Ю. напасть на таксиста с целью хищения денег и автомобиля. После того,  как последний вышел из лесного массива, он завладел ключами от автомашины потерпевшего, приставил к шее таксиста осколок стекла, потребовал пересесть на переднее пассажирское сиденье, а Беляеву А.Е. сказал, чтобы он достал пистолет и направил его на водителя. Однако это не соответствовало их договоренности, никакого пистолета у Беляева А.Е. не было. Оставив таксиста около кладбища, Устинов А.Ю. забрал у потерпевшего телефон. Автомобиль они бросили после того, как возникла неисправность сцепления. Перед этим они забрали из автомобиля деньги, навигатор и адаптер.

В судебном заседании Беляев А.Е., подтвердил данные показания, указав, что видел не осколок стекла в руке Устинова А.Ю., а только саму руку, приставленную к горлу потерпевшего. 

Проанализировав  показания подсудимых, суд первой инстанции обоснованно принял в основу приговора их показания на предварительном следствии, поскольку именно эти показания согласуются  с другими доказательствами по делу, признанным судом допустимыми и подробно изложенными приговоре, в том числе с показаниями потерпевших Д*** Т.Р., Н*** О.Е., свидетелей Н*** Г.А., А*** Н.А., С*** В.Ю., Г*** Л.Н., Р*** А.М., Т*** Г.Е., а также  с письменными  доказательствами по делу: заявлениями потерпевших, протоколами осмотра места происшествия, протоколом предъявления предмета для опознания, заключениями судебных экспертиз и другими.

В частности, из показаний потерпевшего Д*** Т.Р. следует, что в автомобиле Устинов А.Ю. оттолкнул его руку в сторону и забрал ключи от замка зажигания. При этом он приставил к его горлу осколок стекла, сказал, чтобы он «не дергался», иначе они с Беляевым А.Е. убьют его, а последнему сказал достать пистолет и держать его под прицелом. Также Устинов А.Ю. потребовал от Д*** Т.Р. пересесть на переднее пассажирское сиденье, высказав, что автомобилем будет управлять сам. Опасаясь за свою жизнь и здоровье, он решил выпрыгнуть из  машины. Однако Устинов А.Ю. нанес ему два удара кулаком в область  виска и шеи, говорил ему, что может «завалить» с одного удара. Подъехав к кладбищу, Устинов А.Ю.  забрал у него сотовый телефон, потребовал  выйти из автомобиля и уехал на нем вместе с  Беляевым А.Е.

Показания потерпевшего являются стабильными, последовательными, согласуются с другими   доказательствами, не содержат противоречий, ставящих под сомнение достоверность сведений о совершении в отношении него преступления при изложенных  обстоятельствах. При этом в ходе судебного разбирательства не представлено никаких доказательств, опровергающих  достоверность изложенных им обстоятельств совершения преступления, а также не установлено оснований оговаривать подсудимого.                    

Действия Устинова А.Ю. правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 162 УК РФ, как разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением  предмета, используемого в качестве оружия, в крупном размере.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Устинов А.Ю. до выполнения объективной стороны преступления в отношении потерпевших договорился с  Беляевым  А.Е. о его совместном совершении  с целью завладения деньгами и иным имуществом, в том числе автомобилем. При выполнении объективной стороны преступления Устинов А.Ю. вышел за пределы состоявшегося сговора, напал на потерпевшего, высказал ему угрозы убийством. В подтверждение реальности угрозы применения насилия Устинов А.Ю. применил осколок стекла, который обладает режущим  свойством и может причинить телесные повреждения, опасные для жизни здоровья. При этом осужденный сказал Беляеву А.Ю., сидевшему на заднем пассажирском сиденье, чтобы он достал пистолет и держал  под прицелом Д***  Т.Р. В сложившейся обстановке, с учетом конкретных действий Устинова А.Ю.,  потерпевший реально воспринял угрозу применения к нему насилия, опасного для жизни здоровья, и подчинился требованиям пересесть на переднее пассажирское сиденье. Завладев автомобилем, Устинов А.Ю. с целью удержания похищенного и подавления воли Д*** Т.Р. нанес ему два удара кулаком в область головы и шеи, также высказав угрозу применения насилия, опасного для жизни и здоровья.

Исходя из фактической стоимости похищенного имущества на момент совершения преступления,  с учетом его износа, осужденный совершил хищение чужого имущества в крупном размере.

Доводы Устинова А.Ю. о завладении автомобилем без корыстной цели и неприменении осколка стекла являлись предметом проверки в суде первой инстанции, обоснованно признаны несостоятельными. Выводы суда в этой части подробно мотивированы, оснований для другой оценки фактических обстоятельств дела, которыми  руководствовался суд, судебной коллегией не усматривается. При этом на протяжении предварительного следствия Устинов А.Ю. признавал свою вину в инкриминируемом деянии, не отрицая корыстного мотива и применения осколка стекла.

Остальные доводы автора кассационной жалобы не опровергают правильности выводов суда и не ставят под сомнение обоснованность принятого решения.

Таким образом,  судебная коллегия приходит к выводу, что тщательный анализ и основанная на законе оценка исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности позволили суду правильно установить фактические обстоятельства совершенного преступления, прийти к верному выводу о его  виновности в совершении этого деяния, а также о квалификации его действий.     

Проверяя доводы жалобы  в части назначенного подсудимому наказания, судебная коллегия не  усматривает оснований для признания его несправедливым.

Вопреки доводам жалобы, наказание назначено Устинову А.Ю. с соблюдением требований статей 6 и 60 УК РФ  и соразмерно содеянному.

При назначении наказания суд учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, сведения о личности подсудимого, наличие смягчающих наказание обстоятельств, в том числе признание им вины на предварительном следствии,  частичное признание вины в суде, принесение извинений потерпевшему, его состояние здоровья, а также наличие отягчающего наказание обстоятельства в виде рецидива преступлений,  влияние назначаемого наказания на исправление виновного и условия жизни его семьи.

Учитывая в совокупности все обстоятельства дела, личность подсудимого, общественную опасность и характер содеянного, тяжесть  преступления, достижение целей наказания в отношении Устинова А.Ю. возможно лишь в условиях изоляции от общества, в связи с чем  суд правильно назначил ему наказание в виде реального лишения свободы.      

С учетом изложенных обстоятельств судебной коллегией не усматривается оснований для изменения приговора в части смягчения наказания, в том числе применения статей  64, 73, части 6 ст. 15  УК РФ.    

Вопреки доводам кассационной жалобы, судом в соответствии с требованиями положений статей 131 и 132  УПК РФ правильно решен вопрос о взыскании процессуальных издержек, выплаченных адвокату в качестве вознаграждения за оказание юридической помощи.           

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену либо изменение приговора, в том числе по доводам жалобы,  не установлено.  

На основании изложенного, руководствуясь ст.  ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Мелекесского районного суда Ульяновской   области  от  05 декабря  2012 года в отношении Устинова А*** Ю*** оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. 

 

Председательствующий

 

Судьи: