Судебный акт
Приговор по ч. 1 ст. 111 УК РФ признан законным
Документ от 19.12.2012, опубликован на сайте 22.01.2013 под номером 36222, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

Судья ***

Дело № 22- 4294/2012 г

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          19 декабря 2012 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи        Романюк М.П.,

судей                                      Максимова М.Н. и Малышева Д.В.,

при секретаре                         Иванове А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 декабря 2012 года кассационную жалобу осужденного Салихова А.З. на приговор Заволжского районного суда г.Ульяновска от 02 ноября 2012 года, которым

 

САЛИХОВ А*** З***,

*** судимый:

 

- 2 июля 2012 приговором и.п. мирового судьи судебного участка № 9 Заволжского района г.Ульяновска  по ст. 319 УК РФ к обязательным работам сроком 200 часов;

 

- 24 июля 2012 приговором мирового судьи судебного участка №8 Заволжского района г. Ульяновска по ч. 1 ст. 116 УК РФ, с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ, к наказанию в виде обязательных работ на срок 220 часов (наказание не отбыто).

 

осуждён по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 4 годам лишения свободы.

 

На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказания, назначенного по данному приговору, и наказания, назначенного приговором мирового судьи судебного участка № 8  Заволжского районного суда г.Ульяновска от 24 июля 2012 года,  по совокупности преступлений окончательно, с применением положений ст. 71 УК РФ,   Салихову А.З.  назначено наказание в виде  лишения свободы сроком на  4 года  15 дней  с отбыванием наказания в исправительной колонии  общего  режима.

 

Осужденный содержится под стражей. Срок наказания исчислен со 2 ноября 2012 года. Зачтено в срок наказания время его содержания под стражей в ходе предварительного следствия в период с 15 июля 2012 года по 1 ноября 2012 года.

 

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

 

Кассационное представление государственного обвинителя - помощника прокурора Заволжского района г.Ульяновска Перекатовой Е.А. отозвано в соответствии с частью 3 статьи 359 УПК РФ.

 

Заслушав доклад судьи Романюк М.П., выступления осужденного Салихова А.З., прокурора Скотаревой Г.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Салихов А.З. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека. Преступление совершено 14 июля 2012 года в Заволжском районе г.Ульяновска при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В кассационной жалобе осужденный Салихов А.З. выражает несогласие с приговором в виду неправильной квалификации его действий, в связи с чем считает приговор незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.

Указывает, что в приговоре не полностью и необъективно отражены показания потерпевшего и свидетелей. Излагая показания свидетелей М***, П***, З***, С***, Т***, П***, заключение судебно-медицинской экспертизы №1177/3 от 10 августа 2012 года, указывает на  расхождения в показаниях свидетелей и потерпевшего, данных ими на предварительном следствии и в суде, обращает внимание на дружеские отношения М*** с П***, З***, С***, Т***, П***.

Считает, что в приговоре не были устранены противоречия, которые могли существенно повлиять на выводы суда, а также не был установлен и допрошен ряд свидетелей по уголовному делу. В частности показания М*** и П*** не дополняют друг друга, а частично противоречат друг другу в части нанесения ударов в ходе драки и в части последовательности нанесения ударов. Также их показания противоречат заключению судебно-медицинской экспертизы в отношении него, Салихова, в части количества нанесенных ударов. Полагает, что показания М*** и П*** противоречат показаниям З***, С***, Т***, П***, так как последняя группа свидетелей не указывает, что в момент драки рядом находились какие-либо группы людей. А М*** и П*** утверждают в своих показаниях, что в момент драки присутствовали еще какие-то парни. В свою очередь он, Салихов, утверждал, что в драке участвовал он и еще 4 парня, среди которых были М*** и П***.

Полагает, что были нарушены положения ст.ст. 307 и 380 УПК РФ. Считает, что суд необоснованно отверг все доводы защиты, вследствие чего вынес незаконный, необоснованный приговор, в котором имеется ряд противоречий и в котором вина подсудимого бесспорно не установлена. Просит отменить приговор, а дело направить на новое рассмотрение.

 

В судебном заседании:

осужденный Салихов А.З. поддержал доводы жалобы, дополнений не имел;

прокурор Скотарева Г.А. возражала против удовлетворения жалобы, указала на доказанность вины осужденного в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, правильность квалификации и справедливость наказания.

 

Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.

 

Вопреки доводам жалобы фактические обстоятельства дела судом установлены правильно и выводы суда о виновности Салихова в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью М***, опасного для жизни человека основаны на достаточной совокупности допустимых и достоверных доказательств, тщательно проверенных в судебном заседании и правильно и подробно изложенных в приговоре, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 17, 88 УПК РФ.

 

Судом верно установлено, что 14 июля 2012 года в период с 1 часа 15 минут до 3 часов 30 минут в помещении ночного клуба «З***», расположенного в г. Ульяновске на проспекте Т***, *** в ходе возникшего конфликта Салихов с целью причинения тяжкого вреда здоровью М*** нанес последнему принесенным с собой ножом два удара в грудь и живот, причинив колото-резаное ранение  передней брюшной стенки слева, проникающее в брюшную полость с повреждением большого сальника, гемоперитонеум, зажившее с формированием рубца и причинившее тяжкий вред здоровью по признаку  опасности для жизни, и колото-резаное ранение мягких тканей левой боковой поверхности грудной клетки в нижней трети по средне-подмышечной линии, зажившее с формированием рубца, причинившее легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья.

 

Утверждение осужденного о том, что он защищался от действий потерпевшего и других парней, которые его избивали, был проверен судом и обоснованно отвергнут, поскольку опровергнут показаниями потерпевшего и свидетелей и другими доказательствами.

 

В частности, потерпевший М*** показывал, что в клубе  у П*** с Салиховым произошел конфликт из-за того, что кто-то, якобы, выпил напиток Салихова. Когда около 3 часов 30 минут он и П*** вышли из клуба и направились к стоянке такси, их окликнул Салихов, требовал вернуться и поговорить, был агрессивен и выражался в их адрес нецензурной бранью. Он, М***, старался не обращать внимания и, когда собирался спуститься по лестнице, увидел, что Салихов размахивает перед П*** ножом, а потом нанес удар ногой П***. Он, М***, подбежал к Салихову, попытался выбить нож, нанес около двух ударов кулаком по лицу. Салихов также пытался нанести ему удары кулаком и ножом. Он схватил Салихова левой рукой за левое плечо, а правой за левую руку Салихова, в это время Салихов нанес ему ножевое ранение в область живота. Он попытался выбить нож, но Салихов опередил его и ударил ножом в нижнюю часть живота.

 

Свои показания потерпевший подтвердил в ходе очной ставки с Салиховым А.З., а также в ходе следственного эксперимента, показав способ нанесения ударов ножом ему Салиховым.

 

Свидетель П*** о причине возникновения конфликта дал аналогичные показания и пояснил, что когда он и М*** уходили из клуба, Салихов стал обзывать их нецензурно, подошел к ним у ограждения клуба, размахивал руками перед ними. Он, П***, увидел, что в руке у Салихова что-то блеснуло, и рассмотрел нож. Салихов ударил его ногой в бедро и размахивал ножом в непосредственной близости от него и М***. Он и М*** пытались выбить нож у Салихова, нанесли ему по несколько ударов по лицу и телу. Затем он увидел, что М*** схватился за левый бок и пошел в сторону клуба. У М*** в левой части живота была рана, из которой шла кровь. Ни он, ни М*** ничем Салихову не угрожали, ничего не требовали, Салихов затеял конфликт.

 

Из показаний свидетелей С*** и Т*** – охранников клуба следует, что именно Салихов спровоцировал конфликт с М*** и П***, на уговоры М*** успокоиться не реагировал и нанес М*** удар ногой в нижнюю часть тела, М*** также ударил Салихова, в драку вмешался П***. Они вытолкали их с территории клуба и что далее происходило не видели, но через некоторое время у входа клуба увидели М*** в крови с раной на животе. Задержали Салихова до приезда сотрудников вневедомственной охраны.

 

Согласно показаниям свидетеля З*** – охранника клуба между Салиховым и М*** у барной стойки произошел конфликт, но драки не было. Около 3 часов С*** сообщил ему, что порезали парня. У входа в клуб увидел М***, у которого левая сторона живота была в крови. М*** сказал ему, что его порезал ножом Салихов. На асфальте видел рукоять ножа, которую затем изъял следователь.

 

Объективно показания потерпевшего и свидетелей подтверждаются заключениями трасологической, судебно-медицинских, судебно-биологической экспертиз, а также изъятой из клуба видеозаписью, при осмотре которой установлено, что П*** и М*** вышли из клуба и направились в сторону проезжей части дороги, через 3 минуты вышел Салихов, ходил по крыльцу размахивал руками, продемонстрировал удар коленом, встал у крыльца, там, где что-то положил при входе в клуб, что-то говорил. К нему подошли М*** и П***, разговаривали с ним, М*** стал уходить. В это время Салихов поднял с пола нож, которым махнул перед рядом стоящим парнем в белой рубашке, ударил ногой П*** в нижнюю часть тела. М*** и П*** нанесли Салихову по несколько ударов, охрана вывела всех троих с территории клуба, после чего они ушли в сторону магазина. Это произошло в 3 часа 33 минуты, а 3 часа 35 минут со стороны магазина появился М***, который держался за живот.

 

Проанализировав исследованные доказательства, суд верно положил в основу приговора показания потерпевшего и свидетелей, посчитав их достоверными и взаимодополняющими друг друга, указав, что они не содержат значимых для квалификации действий Салихова противоречий, согласуются с материалами дела. С учётом изложенного, довод осужденного об оговоре его потерпевшим и свидетелями в связи с наличием между ними дружеских отношений, судебная коллегия находит несостоятельным.

 

Исходя из исследованных доказательств, суд пришел к верному выводу о том, что Салихов не находился в состоянии необходимой обороны.

 

Довод Салихова о том, что на него напали и его избивали потерпевший, свидетель П*** и другие лица, объективно опровергается приведенными выше доказательствами, из которых, как верно указал суд, следует, что именно Салихов начал конфликт, первым нанес удар П*** ногой, при этом нож уже был в руке у Салихова. При таких обстоятельствах суд правильно указал, что общественно-опасного посягательства со стороны М*** и П*** не было, а с учетом окружающей обстановки, нахождения на месте происшествия других людей, в том числе и охраны заведения, у Салихова не было оснований опасаться такого посягательства.

 

Суд верно указал, что умысел Салихова был направлен на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Об этом свидетельствует характер и локализация повреждений,  использование для их причинения ножа, т.е. предмета, обладающего большой поражающей способностью, нанесение ударов ножом в область расположения жизненно-важных органов.

 

Оценив доказательства в совокупности, суд сделал правильный вывод доказанности вины Салихова и верно квалифицировал его действия, должным образом мотивировав свои выводы в приговоре. Оснований не доверять им не имелось.

 

Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности преступления, влияния наказания на его  исправление и условия жизни его семьи, данных о личности Салихова, который судим, привлекался к административной ответственности, отрицательно характеризуется, состоит на учете в наркологической больнице. Также в полной мере суд учел и смягчающие наказания.

 

С учетом всех обстоятельств суд назначил Салихову соразмерное содеянному, справедливое наказание.

 

Нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение приговора, не усматривается. Суд принял все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

 

Из протокола судебного заседания видно, что судебное следствие проведено в соответствии с требованиями ст. ст. 273-291 УПК РФ. Все представленные сторонами доказательства судом были исследованы, все заявленные ходатайства на судебном следствии были рассмотрены, по ним судом приняты решения в установленном законом порядке.

 

Обвинительный приговор соответствует требованиям ст.ст. 304, 307-309 УПК РФ. В нем указаны обстоятельства, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного в содеянном, и мотивированы выводы относительно правильности квалификации преступления. Приговор основан на допустимых и достоверных доказательствах. При этом судом проверены и доводы осуждённого в свою защиту и им дана надлежащая оценка.

 

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Приговор Заволжского районного суда г. Ульяновска от 02 ноября 2012 года в отношении Салихова А*** З*** оставить без изменения, а кассационные представление и жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: