УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Даминова В.Л.
Дело-33-4011/2012 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
18 декабря 2012 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Атногуловой И.И.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Цильнинском районе Ульяновской области на
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 17 октября 2012
года, по которому постановлено:
Иск Айнутдинова Р*** Н*** удовлетворить.
Отменить решение
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Цильнинском
районе Ульяновской области от ***.2012
об отказе Айнутдинову Р*** Н*** в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью по охране
здоровья населения в учреждениях
здравоохранения.
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Цильнинском районе
Ульяновской области засчитать Айнутдинову Р*** Н*** в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение трудовой пенсии
по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев период его работы с ***2004 по
***2012 в должности врача
анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения Большенагаткинской
центральной районной больницы и назначить ему
досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения с *** 2012 года.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., пояснения представителя Айнутдинова Р.Н. – Бабенко В.Г.,
возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Айнутдинов Р.Н.
обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (ГУ) в Цильнинском
районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указал, что ***.2012
обратился в пенсионный орган с
заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с
лечебной деятельностью по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от
17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации». Решением от ***2012 ему отказано в назначении
досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что его трудовой стаж по лечебной
деятельности по охране здоровья населения в сельской местности и городах
составляет 25 лет 11 месяцев и 9 дней при
требуемом стаже 30 лет. При этом
период работы с ***.2004 по ***.2012 в качестве врача анестезиолога-реаниматолога
ГУЗ «Большенагаткинская ЦРБ» исчислен ответчиком с применением коэффициента 1,3
(сельская местность), в то время, как данный период должен быть учтен с коэффициентом 1,9 (1,3 и 1,6). Поскольку
при льготном исчислении спорного периода право на досрочную пенсию у него
наступило с ***2012, просил обязать ответчика назначить такую пенсию с
указанной даты.
Судом к
участию в деле в качестве третьего лица привлечена ГУЗ «Большенагаткинская
ЦРБ».
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Управление пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Цильнинском
районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.
Указывает, что право на досрочное назначение пенсии по старости связывается
законодателем не с любой работой в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога,
а только с той, которая имеет место в специальных структурных подразделениях
лечебно-профилактических учреждений, где она имеет наиболее интенсивный
характер. Поскольку работа истца осуществлялась в хирургическом отделении в
режиме нормальной продолжительности рабочего времени, а не в отделении (группе)
анестезиологии, где имеет место интенсивный характер такой работы, включение
спорного периода в стаж работы в исчислении 1,9 является необоснованным.
В возражениях на
жалобу ГУЗ «Большенагаткинская ЦРБ» просит оставить решение суда без изменений,
а апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в Цильнинском районе Ульяновской области без
удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствии Управление пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Цильнинском
районе Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного
разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании
представитель Айнутдинова Р.Н. – Бабенко В.Г.
возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение
суда без изменения.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение
суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального
права.
Из материалов дела
следует, что Айнутдинов Р.Н. обратился в
пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по
старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря
2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением комиссии по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ***2012 ему
отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием
необходимого специального стажа.
В специальный стаж
истца включено 25 лет 11 месяцев 9 дней
при требуемом стаже 30 лет.
При этом период работы с ***2004 по ***2012 в качестве врача анестезиолога-реаниматолога
ГУЗ «Большенагаткинская ЦРБ» исчислен ответчиком с применением коэффициента 1,3
(сельская местность).
Оспаривая данное
решение, истец полагал, что указанный
период подлежат включению в его стаж с применением коэффициента 1,9 (1,3 –
сельская местность, 1,6 – работа в отделении анестезиологии).
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал, что период
работы истца в должности врача анестезиолога-реаниматолога подлежит включению в
его специальный стаж в льготном исчислении 1 год 6 месяцев за 1 год работы,
поскольку его деятельность
осуществлялась в группе
анестезиологии-реанимации, в том числе в палате реанимации и интенсивной
терапии.
Судебная коллегия не
может согласиться с данными выводами суда.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г.
№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не
менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет
в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в
городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ
предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Постановлением №
781 от 29.10.2002 утверждены Списки
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения (далее Список от 20.10.2002), и Правила
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее Правила от 29.10.2002),
в соответствии с подпунктом 20
пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации».
В соответствии с
пунктом 4 Правил от 29.10.2002 периоды работы в должностях в учреждениях,
указанных в Списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной
медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа,
засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или
сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым
законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа
осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в
течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж
работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих
должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная
продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из
должностей.
Пунктом 5 Правил
от 29.10.2002 предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях,
указанных в Списке, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по
охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской
местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской
местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в
указанный стаж работы как год и 3 месяца (п. «а»); лицам, работавшим в
структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню
согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и
6 месяцев (п.«б»). Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и
иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях
учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской
местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с
применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом
«а», так и подпунктом «б»
настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы
применяется к календарному периоду работы.
Согласно Перечню структурных подразделений
учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского
персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и 6 месяцев
указанным правом на льготное исчисление стажа пользуются
врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры) отделений
(групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации,
а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных Списком.
Ранее действовавшее Постановление Совмина СССР от 06.09.1991 № 464 также
предусматривало льготное исчисление стажа в таком же порядке (1 год как 1 год 6
месяцев) врачам - анестезиологам - реаниматорам, отделений (групп)
анестезиологии – реанимации и отделений
(палат) реанимации и интенсивной терапии.
В соответствии с Положением об отделении
(группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения,
утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР от 11 июня 1986 года №
841 отделения (группа) анестезиологии-реанимации организовывались в составе
лечебно-профилактического учреждения (п.1.1). С разрешения Министерства
здравоохранения союзной республики в составе отделения
анестезиологии-реанимации могли быть организованы палаты для реанимации и интенсивной терапии в
лечебно-профилактических учреждениях, имеющих определенное количество коек, в
том числе хирургического профиля. В частности, для центральных районных больниц
– 200 и более коек при наличии в
больнице не менее 60 коек хирургического профиля (п. 2).
При этом койки палат реанимации и интенсивной терапии
не включались в число сметных коек учреждения в связи с тем, что в палатах проводится
только реанимация и интенсивная терапия остро возникших состояний, а лечение
основного заболевания проводится врачами соответствующих отделений больницы
(п.6).
Согласно нормативам, являющимся приложением к Приказу *** от ***1986, для
создания в хирургическом взрослом отделении группы
анестезиологов-реаниматологов требуется наличие не менее 75 хирургических коек.
Таким образом, право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости связывается законодателем не с любой работой в качестве
врача-анестезиолога-реаниматолога, а только с такой, которая имеет место в
специальных структурных подразделениях лечебно-профилактических учреждений, где
она имеет наиболее интенсивный характер.
Из исследованных судом доказательств видно, что в спорные периоды истец
работал в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога в хирургическом
отделении районной больницы. Из штатных
расписаний на 2008 – 2010 годы следует, что в больнице имелось 138 коек
стационара, из которых хирургического
профиля – 45 коек, в составе хирургического отделения предусматривалось 1,5
ставки врача-анестезиолога-реаниматолога и 2 медицинских сестер – анестезисток,
отделения либо группы анестезиологии – реанимации с палатой интенсивной терапии
и реанимации, где истец занимался бы только оказанием реанимационной помощи, в
составе больнице не имелось.
Данные
обстоятельства свидетельствуют о том, что созданная приказом главного врача
Большенагаткинской больницы от ***1989 группа анестезиологии-реанимации в составе одного врача и двух
медсестер-анестезисток в хирургическом отделении не может быть отнесена
к структурному подразделению анестезиологии - реанимации и интенсивной терапии,
работа в которой давала бы право истцу на льготное исчисление медицинского
стажа.
То обстоятельство,
что Айнетдинов Р.Н. проводил интенсивную терапию и реанимационные мероприятия в
палате интенсивной терапии, развернутой на базе хирургического отделения на 1
койку, в отношении больных разного профиля, не может быть принято во внимание,
поскольку занятость истца на работе в указанной палате в течение полного
рабочего дня ничем не подтверждена.
При таких
обстоятельствах включение спорного периода работы Айнутдинова Р.Н. в должности врача
анестезиолога-реаниматора хирургического отделения Большенагаткинской ЦРБ
исходя из расчета 1 год работы как один год и 6 месяцев и назначение ему
досрочно трудовой пенсии по старости не может быть признано обоснованным,
решение подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований Айнутдинова Р.Н.
следует отказать.
Поскольку без
применения льготного порядка исчисления периода работы истца в качестве
врача-анестезиолога –реаниматолога
специальный стаж Айнутдинова Р.Н.
составляет менее необходимых 30 лет (при смешанном стаже работы в качестве
медицинского работника) оснований для назначения ему досрочной трудовой пенсии
по старости не имеется.
В силу изложенного,
руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение
Ульяновского районного суда Ульяновской области от 17 октября 2012 года
отменить, постановить по делу новое решение.
В удовлетворении
исковых требований Айнутдинова Р*** Н*** к Управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации (Государственное учреждение)
в Цильнинском районе Ульяновской области
о включении в специальный стаж,
дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев периода его работы с ***.2004 по
***.2012 в должности врача
анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения Большенагаткинской
центральной районной больницы и назначении
досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения с *** 2012 года отказать.
Председательствующий
Судьи: