Судебный акт
О включении в список участников программы "Жилище"
Документ от 27.11.2012, опубликован на сайте 19.12.2012 под номером 35865, 2-я гражданская, о признании отказа недействительным, об обязании признать семью нуждающейся в улучшении жилищных условий, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

 УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                                        Дело № 33-3736/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  27 ноября 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей –  Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Пронина А*** М*** – Съедугиной А*** В*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 сентября 2012 года,  по  которому постановлено:

В удовлетворении иска Пронина А*** М*** к администрации города Ульяновска, Комитету по управлению городским имуществом и  земельными ресурсами администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании включить в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., объяснения Пронина А.М., Прониной Т.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А : 

 

Пронин А.М. обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска, КУГИЗ администрации города Ульяновска  о признании недействительным отказа в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для последующего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы, обязании ответчиков признать семью нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список участников  подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы. 

В обоснование иска указал, что решением комиссии по учету и распределению жилой площади при администрации города Ульяновска от 20 марта 2012 его семье отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий для последующего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».  С данным отказом истец не согласен. Его семья имеет квартиру, приобретенную в ипотеку,  площадью 49,7кв.м на состав семьи 5 человек, соответственно на каждого члена семьи приходится 9,89кв.м. Истец  и его сын были зарегистрированы в квартире площадью 35,33кв.м, но в данной квартире не проживали. Фактически квартира находилась  в собственности родителей истца. Ссылка в отказе, что его супруга до 01.08.2008 была зарегистрирована в 4-х комнатной квартире,  не соответствует действительности. Его жена с 2001 по 2006 год была зарегистрирована в г.Москве. В квартире, расположенной р.п. Ишеевка Ульяновской области, семья истца не проживала, поскольку указанная квартира принадлежит отцу супруги на праве собственности, который не желал, чтобы они проживали в этой квартире. Квартира, в которой проживает семья истца, приобретена в ипотеку, долг по ипотеке в настоящее время составляет 900 000 руб., ежемесячные выплаты по ипотеке составляют 15 000 руб., истец является безработным, жена находится в отпуске по уходу за третьим ребенком. Считал, что ответчик незаконно отказал в признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Пронина Т. Ю.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  представитель Пронина А.М. – Съедугина А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления.  Кроме того считает, выводы суда  основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что на момент заключения кредитного договора 08.07.2008 на семью истца суммарно приходилось по 11,4кв.м, что менее учетной нормы жилья. Кредитный договор также передавался ответчику для решения вопроса о признании истца и его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий. При рождении второго ребенка их семья также являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Законных оснований для исключения истца из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется. Не согласна с выводом суда об обеспеченности семьи истца учетной нормой жилой площади по состоянию на март 2012 года, считает неправомерным определение судом обеспеченности семьи истца жилье с учетом квартиры, приобретенной по ипотеке, поскольку это жилье приобреталось в связи с участием в программе по получению субсидий.

Представитель администрации города Ульяновска, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 25 августа 2008 года семья Пронина А.М. в соответствии с решением комиссии по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы»  в составе 3-х человек была признана участником вышеназванной программы.

На основании решения комиссии по учету и распределению жилой площади при администрации города Ульяновска от 29 марта 2012 семья Пронина  А.М.  в составе 4-х человек не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, во включении семьи в список  участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы отказано.

Отказывая в удовлетворении требования Пронина А.М. о признании незаконным отказа в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании включить в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, суд первой инстанции исходил из того, что семья истца на момент приобретения квартиры в собственность по адресу: г.Ульяновск, ул. Р*** по ипотечному кредиту, не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи приходилось 14,4 кв.м жилья.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.

На момент обращения истца с заявлением в мэрию города Ульяновска и принятия решения по его заявлению о признании его семьи с составом три человека нуждающимся в улучшении жилищных условий  для включения в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» действовали следующие нормативные акты.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 №675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы. В ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», согласно которой установлено, что право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 №285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Подпунктом «г» пункта 15 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006г.

Решением Ульяновской Городской Думы от 09.08.2006 №123 (ред. от 28.04.2010) «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2006 - 2010 годы» так же было предусмотрено, что право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Постановлением Правительства Ульяновской области от  30.08.2010 года за №31/281-П была утверждена  Областная целевая программа «Обеспечение  жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. 

В соответствии с данной Программой, молодая семья – это молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Основным из  принципов  реализации Программы является, в том числе, признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы. Программа предусматривала, что социальная выплата, предоставляемая молодым семьям, может направляться, в том числе,  на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или ипотечного жилищного займа на приобретение жилых помещений или строительство объектов индивидуального жилищного строительства; на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилых помещений или строительство объектов индивидуального жилищного строительства, в том числе по ипотечным жилищным кредитам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Следовательно, одним из обязательных условий являлось признание участника Программы нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 5 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей,  утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», право на участие в подпрограмме имеет молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В силу  пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» названной федеральной программы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285, и пункта 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 13 июля 2005 года № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» размер учетной нормы жилого помещения составляет 12 кв.м.

Из материалов дела следует, что на момент первоначальной подачи документов 28 июля 2008 истец и его сын Пронин Е.А., *** мая 2007 года рождения зарегистрированы в квартире  жилой площадью 35,55  кв.м. по адресу: г. Ульяновск, пр. Л*** принадлежащей на праве собственности Пронину М.В., Прониной Н.Ф. на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от 7 мая 2007 года.

В указанном жилом помещении зарегистрированы 5 человек, следовательно, на истца и его сына в указанном жилом помещении приходилось по 7,1 кв.м общей площади жилого помещения.

До 1 августа 2008 года супруга истца Пронина(Ильмендеева) Т.Ю. была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, ул. М***,  собственником 50/100 долей указанного дома является Ильмендеев Ю.М. на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от 18 марта 2005 года. Пронина Т.Ю. от приватизации указанного жилого помещения отказалась.

Согласно лицевому счету на указанную квартиру общая площадь помещения составляет 61,3кв.м. В указанном жилом помещении были зарегистрированы 3 человека, следовательно, на Пронину Т.Ю. в указанном жилом помещении приходилось 20,4 кв.м общей площади жилого помещения.

Таким образом, на момент подачи Прониным А.М. документов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» общая площадь жилых помещений, приходящей на семью Прониных составляла 34,6кв.м, в том числе на каждого 11,5кв.м.

С 1 августа 2008 Пронина Т.Ю. зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 49,47 кв.м, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Р***. Пронин А.М. и Пронина Т.Ю. являются собственниками данной квартиры (по ½ доли каждый), зарегистрировано обременение права – ипотека. Данная квартира приобретена Прониными с использованием ипотечного кредита (кредитный договор №*** от 08.07.2008 сроком по 08.07.2031 года).

Суд первой инстанции произвел неправильный расчет, принимая общую площадь жилого помещения, в котором была зарегистрирована Пронина Т.Ю., в размере 88,37кв.м (50/100 доли от 176,75кв.м), что привело к необоснованному выводу об обеспеченности семьи истца по норме жилой площади.

Вместе с тем, как следует из свидетельства о государственной регистрации права *** от 10.02.2006, объектом права общей долевой собственности Ильмендеева Ю.М.(доля 50/100) является жилой дом с пристроями общей площадью 176,75кв.м и принадлежностями, расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, ул. М*** однако, данный размер площади нельзя учитывать при определении нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, так как в эту площадь входит площадь пристроев к дому. Общая площадь квартиры указана в лицевом счете №*** и составляет 61,3кв.м.

Таким образом, на момент  заключения  кредитного договора от 08.07.2008 года и приобретения в собственность квартиры по ул. Р*** в г. Ульяновске, семья Пронина А.М. не была обеспечена  учетной нормой жилья и обоснованно решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска от 25.08.2008  была признана нуждающейся в улучшении  жилищных условий для включения в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 №575 в пункт 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение  (строительство) жилья и их использования введен п.п. «е», предусматривающий, что социальные выплаты используются, в том числе для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года.

При таких обстоятельствах у органа местного самоуправления не имелось законных оснований для отказа ответчиком в признании семьи Пронина А.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий для последующего участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 – 2015 годы.

Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Прониным А.М. требований основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Решение суда подлежит отмене.

Судебная  коллегия считает возможным постановить по делу новое решение, которым требования Пронина А.М. удовлетворить, признать незаконным отказ администрации города Ульяновска в признании семьи Пронина А.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий для последующего участия в подпрограмме «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, и обязать администрацию города Ульяновска включить семью Пронина А.М. с составом семьи пять человек в список участников  подпрограммы  «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, исходя из первоначальной даты постановки на учет. 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от  19 сентября 2012 года отменить.

Постановить новое решение.

Исковые требования Пронина А*** М*** удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации города Ульяновска в признании семьи Пронина А*** М*** нуждающейся в улучшении жилищных условий для последующего участия в подпрограмме «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.

Обязать администрацию города Ульяновска включить семью Пронина А*** М*** с составом семьи пять человек в список участников  подпрограммы  «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы. 

 

Председательствующий 

 

Судьи: