Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 13.11.2012, опубликован на сайте 12.12.2012 под номером 35649, 2-я гражданская, о назначении пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Росляков В.Ю.                                                                     Дело № 33-3539/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  13 ноября  2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Королевой А.В.,

судей   Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Инзенском районе Ульяновской области на решение  Инзенского районного суда Ульяновской области  от 18 сентября 2012 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования  Каргина В*** В*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Инзенском районе Ульяновской области  о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости  удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области назначить Каргину В*** В***  досрочную  пенсию по старости в связи с проживанием  на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, со снижением пенсионного возраста на 3 года, с 12 сентября 2012 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Каргин В.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Инзенском районе Ульяновской области о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости. 

В обоснование иска указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости со снижением возраста на 3 года согласно ст. 34 Закона о ЧАЭС. При этом для снижения возраста выхода на пенсию ему было предложено доказать факт работы (проживания) на территории с льготным социально- экономическим статусом в период с 26.04.1986г. по 10.06.1986г. В период с 07.03.1985 года он содержался в учреждении СИЗО-***, находившимся в г. Инза Ульяновской области. Однако, в назначении пенсии ему было отказано. Данный отказ считал незаконным, поскольку с учетом положений ст. 10 УИК РФ Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на всех граждан, которые постоянно проживают(работают) на территории зоны со льготным социально-экономическим статусом, независимо от того, добровольно или по принуждению они находятся в этой зоне.

С учетом уточненных исковых требований просил суд обязать ответчика назначить ему пенсию по старости со снижением возраста на 3 года согласно ст. 34 Закона о ЧАЭС с 12 сентября 2012 года

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного Фонда РФ    (государственное  учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с существенным нарушением норм материального права.  Указывает, что лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы на территории зоны радиоактивного загрязнения, в частности зоны  проживания с льготным социально-экономическим статусом, без подтверждения в установленном порядке статуса лиц, пострадавших  в результате катастрофы на Чернобыльской  АЭС, не имеют право на установление пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1.  Кроме того, Каргин В.В. на момент аварии не работал, а проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом подтверждается только с 30.11.1988.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

12 сентября 2012 года  Каргин В.В., ***.08.1955 года рождения, обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Инзенском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой и постоянным проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом (ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС»)  со снижением пенсионного возраста на 3 года. В назначении пенсии ему отказано.

Согласно п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991года, к гражданам, подвергшимся  воздействию  радиации  вследствие катастрофы на ЧАЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В примечании к ст. 35 приведенного Закона РФ указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года №557 г.Инза Ульяновской области был включен в перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Впоследствии в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на  Чернобыльской АЭС, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997года №1582, вступившем в силу с 1 февраля 1998 года,  город Инза и с.Труслейка Инзенского района не значатся.

Судом установлено, что Каргин В.В. с 30.11.1988 г. по 13.07.1990 г.  проживал в с. Труслейка Инзенского района Ульяновской области. Согласно трудовой книжки истца с января 1989 года по сентябрь 1990 года он работал на Труслейском кирпичном заводе.

Из справки ФК СИЗО-*** усматривается, что осуждённый Каргин В.В. с 6 декабря 1984 года по 10 июня 1986 года содержался в ФКУ СИЗО-*** УФСИН России по Ульяновской области,  учреждение находится в г.Инза Ульяновской области, с 07 марта 1985 на основании приказа № 11 от 23.03.1985 был зачислен в хозяйственную обслугу учреждения  в рабочую бригаду. 10.06.1986 был этапирован в СИЗО-*** г.Ульяновска для направления на стройки народного хозяйства.

Таким образом, истец с 26.04.1986 по 30.06.1986, отбывая наказание в ФКУ СИЗО-***, расположенном в г.Инза, Ульяновской области, постоянно проживал и работал на территории населённого пункта, подвергшегося радиационному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской атомной станции.

На основании этого суд правильно пришел к выводу о том, что  истец имеет право на снижение  пенсионного возраста на абсолютную величину 1 год.

Доводы апелляционной жалобы  в части того, что лица,  отбывающие наказание в виде лишения свободы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, без подтверждения в установленном порядке статуса лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеют права на назначение пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года  в порядке, предусмотренном ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, основаны на неправильном толковании закона.

Так, отбывание наказания и работа в местах лишения свободы в течение  указанного времени аналогично понятию, предусмотренному  вышеуказанным законом  - постоянное проживание (работа), поскольку для предоставления указанной социальной льготы (снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости) необходимо документальное подтверждение  постоянного (длительного) пребывания, проживания в зоне влияния  радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент аварии на ЧАЭС. Как указывалось выше, факт постоянного пребывания и работы истца  в период с 6.12.1984 по 10.06.1986, т.е. непосредственно в период аварии на Чернобыльской АЭС,  в ФКУ СИЗО-*** г. Инзы Ульяновской области подтвержден соответствующей справкой. При этом правового значения не имеет, включается ли в общий стаж для назначения пенсии период работы   истца в местах лишения свободы. 

Принимая Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», законодатель, исходя из того, что государство ответственно перед гражданами за последствия крупнейшей экологической катастрофы, предусмотрел в ст.ст.32-35 один из способов возмещения вреда лицам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент аварии на Чернобыльской АЭС и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно-загрязненных территориях.

Правовая позиция о неприменении льготы по снижению пенсионного возраста как на абсолютную, так и на дополнительную величину гражданам, в течение длительного времени подвергшимся риску радиационного воздействия в связи с постоянным проживанием на территории, которая первоначально относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом, а затем из этой зоны была исключена, ограничивала бы права этих лиц на возмещение вреда вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Ущемление прав названной категории граждан на возмещение вреда, закрепленное в ст.42 Конституции Российской Федерации, привело бы к нарушениям ее статьи 55. В результате чего в отношении этих граждан было бы допущено и отступление от конституционного принципа  равенства перед законом (ч.1 ст.19 Конституции РФ).

Поскольку в период с 30.11.1988 года по 01.02.1998 года истец постоянно проживал   на территории населенных пунктов с льготным социально-экономическим статусом (с.Труслейка и г. Инза), в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 находился в ФКУ СИЗО-***, также расположенном на территории населённого пункта, подвергшегося радиационному загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС,  суд обоснованно пришел к выводу о наличии у него права на снижение пенсионного возраста на относительную величину  - 3 года.

Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение.

По указанным основаниям довод жалобы о том, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований Каргина В.В., поскольку проживание его в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтверждено документально, является необоснованным.

Удовлетворяя требование истца, суд обоснованно исходил из того, что нераспространение ответчиком ст. 34 указанного Закона на лиц, постоянно находившихся с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а на момент обращения за назначением пенсии проживающих в населенном пункте, исключенном из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нарушает право граждан на возмещение вреда, причиненного им проживанием в экологически неблагоприятной среде.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и разъяснениями, содержащимися в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» право на назначение пенсии по старости возникает с момента обращения в ГУ УПФ с заявлением и всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на назначение пенсии.

Таким образом, установив, что такое право у истца возникло, то есть по достижении им возраста 57 лет, суд правильно обязал ответчика назначить Каргину В.В. досрочную пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган.

Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, а доводы апелляционной жалобы УПФ РФ (ГУ)  в Инзенском районе Ульяновской области являются несостоятельными.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия  

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 18 сентября  2012 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Инзенском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий  

 

Судьи: