Судебный акт
О привлечении к ответственности по ст.8.2 КоАП РФ
Документ от 20.11.2012, опубликован на сайте 04.12.2012 под номером 35617, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сайдяшев С.В.                                                   Дело № 12-132/ 2012 г.                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                       20 ноября 2012 года                                                                       

Судья Ульяновского областного суда  Логинов Д.А.,

при секретаре Берхеевой Г.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе главы администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на постановление Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 октября  2012 года, которым суд постановил:

Признать Администрацию муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области виновной в совершении административного правонаруше­ния, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб­лей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: Реквизиты заполняемого платежного поручения: Счет № 40101810100000010003 БИК 047308001 Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновск. Получатель: ИНН 7325049499 КПП 732501001 Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (Управление фе­деральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области) ОКАТО 73401000000. КБК 04811625050016000140. Наиме­нование неналогового платежа, сбора: Прочие поступления от денежных взыска­ний (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба.

УСТАНОВИЛ:

 

05.07.2012 и 06.07.2012 на основании приказа и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее – Управления Росприроднадзора по Ульяновской области) № *** от 04.07.2012 было проведено рейдовое мероприятие, в результате которого были установлены места несанкциониро­ванного размещения твердых бытовых отходов и строитель­ного мусора в *** м северо-западнее, в *** м северо-восточнее, в *** м юго-восточнее р.п. Старотимошкино Барышского района Ульяновской об­ласти.

Определением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области №*** от 06.07.2012 было возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении по делу административного расследования.

Определением №*** от 06.08.2012 срок проведения административного расследования был продлен до 06.09.2012.

06.09.2012 государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области Бородихиной О.В. в отношении администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (далее – администрация МО «Барышский район») составлен протокол № 198  об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

В вину администрации МО «Барышский район» вменено то, что при осуществлении предоставленных полномочий ею не организованы необходимые мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, не обеспечены утилизация и переработка твёрдых бытовых отходов и строительного мусора на территории МО «Старотимошкинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области, что привело к возникновению в непосредственной близости от населённого пункта несанкционированных свалок отходов IV класса опасности, не имеющих разрешения, где сброс отходов производится на почву. Тем самым были нарушены ч.1, п.1 ч.2 ст.51, ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст.1, п.2 ст.8, ч.ч. 1,7 ст. 12, ч.ч. 1,2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998  №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п.14 ч.1. ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления, в Российской Федерации».

Протокол об административном правонарушении с другими материалами дела был направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд г.Ульяновска.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья районного суда вынес указанное выше постановление.

Не согласившись с данным постановлением, глава администрации МО «Барышский район» подал жалобу в Ульяновский областной суд, в которой просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что администрация МО «Барышский район» не является субъектом вменяемого административного правонарушения, нести ответственность должен орган местного самоуправления, на территории которого обнаружены отходы. Судом проигнорированы допущенные Управлением Роспотребнадзора в ходе рейдовых мероприятий нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части места проведения проверки, ее сроков и уведомления лица, в отношении которого проводится проверка. 

Изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, выслушав защитника администрации МО «Барышский район» Неделина Р.И., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Ягудину Э.М., полагавшую жалобу необоснованной, оснований для отмены постановления суда не нахожу.

Из материалов дела следует, что в результате рейдового мероприятия, проведенного 05.07.2012 и 06.07.2012 государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, были выявлены места несанкциониро­ванного размещения твердых бытовых отходов и строитель­ного мусора, расположенные в *** м северо-западнее, в *** м северо-восточнее, в *** м юго-восточнее р.п. Старотимошкино Барышского района Ульяновской об­ласти. Общая площадь несанкционированного размещения твёрдых бытовых отходов и строительного мусора на указанных участках составила 6 га. Из протоколов результатов лабораторных исследований, прове­денных ЦЛАТИ по Ульяновской области по изъятым пробам почвы (грунта) на указанных свалках отходов следует, что данные отходы имеют IV класс  опасности для окружающей среды.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению.

На основании п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с п.п.9, 13  ч.1 ст.8 Устава МО «Барышский район» Ульяновской области к вопросам местного значения Барышского района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Суд правильно указал в постановлении, что ненадлежащее исполнение Администрацией МО «Барыш­ский район» Ульяновской области полномочий по организации мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, необеспечение утилизации и переработки твёрдых бытовых отходов и строительного мусора привело к нарушению требований Федеральных законов от 10.01.2002  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,  от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления, в Российской Федерации», выразилось в возникновении в непосредственной близости от р.п.Старотимошкино несанкционированных свалок, не внесенных в госу­дарственный реестр объектов размещения отходов VI класса опасности.

Как следует из п.2.14. временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды РФ 15.07.1994, не допускается размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов.

Согласно ч.2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ч.ч.1,7, ст.12 Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр размещения отходов.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из ч.ч. 1,2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных, экологических систем и здоровья человека.

Факт не исполнения Администрацией МО «Барыш­ский район» Ульяновской области приведенных выше требований законодательства, подтвержден также актом рейдового мероприятия от 06.07.2012, имеющимися фотоматериалами.

Таким образом, привлечение Администрации МО «Барыш­ский район» Ульяновской области к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ является законным и обоснованным.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы законность вынесенного судом постановления не опровергают.

Довод жалобы о том, что свалки отходов образовались в результате бездействия администрации МО «Старотимошкинское городское поселение» не является основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку в силу указанных норм права именно администрация МО «Барыш­ский район» Ульяновской области должна была обеспечивать организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и своевременную  утилизацию и переработку твёрдых бытовых отходов и строительного мусора, включая ликвидацию несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

Довод жалобы о нарушении требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» полагаю необоснованным. Дело об административном правонарушении было возбуждено по результатам рейдового мероприятия, в ходе которого были выявлены несанкционированные свалки, а не по результатам проверки администрации МО «Барыш­ский район» Ульяновской области.

Доводы о нарушении процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности являлись предметом проверки районного суда и обоснованно признаны несостоятельными. Оснований не соглашаться с данным выводом суда не усматриваю.

Процессуальных нарушений, являющихся правовыми основаниями к отмене постановления об административном правонарушении, по делу не допущено.

Учитывая изложенное, постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11.10.2012 отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 октября  2012 года оставить без изменения, а жалобу главы администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Судья