Судебный акт
Компенсация морального вреда, причиненного в результате гибели пешехода в ДТП
Документ от 13.11.2012, опубликован на сайте 03.12.2012 под номером 35548, 2-я гражданская, о компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                                                Дело № 33-3590/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        13 ноября 2012  г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Аладина П.К., Тютькиной З.А.,

при секретаре Мерчиной А.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Богданова А*** А***, представляющего интересы Хадыева Е*** К***, на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 сентября 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Хохловой Л*** И*** удовлетворить частично.

Взыскать с Хадыева Е*** К*** в пользу Хохловой Л*** И***  в счет компенсации морального вреда 150 000 рублей, в возмещение расходов на оплату услуг представителя 6000 рублей, по оплате государственной пошлины 200 рублей, а всего взыскать 156 200 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Хохловой Л.И. отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения представителя Хадыева Е.К. - Богданова А.А., просившего удовлетворить жалобу по доводам, в ней изложенным, представителя Хохловой Л.И. - Никонорова В.В., просившего отказать в удовлетворении жалобы, заслушав прокурора Балашову Н.Н., считающую решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Хохлова Л.И. обратилась в суд с иском к Хадыеву Е.К. о взыскании компенсации морального вреда в сумме 1 000 000 рублей, судебных расходов - 10 000 рублей.

Свои требования истец мотивировала тем, что 15 сентября 2011 года на 214 км автомобильной дороги «С***-С***-У***» Хадыев Е.К., управляя принадлежащим ему автомобилем ***, совершил наезд на П***., приходящуюся ей внучкой, которая от полученных травм скончалась на месте происшествия. В связи с гибелью внучки она испытала и испытывает по настоящее время нравственные страдания от потери близкого человека.

 

Рассмотрев требования истца по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

 

В апелляционной жалобе представитель Хадыева Е.К. - Богданов А.А.  просит отменить решение суда.

Автор жалобы указывает, что вины ответчика в ДТП нет, поэтому суд должен был руководствоваться ст. 1083 ГК РФ, так как в действиях потерпевшей имелась грубая неосторожность - нахождение в состоянии тяжкой алкогольной интоксикации. Кроме того, Хохлова Л.И. (истец) не имеет права на возмещение компенсации морального вреда, так как не проживала с потерпевшей, не находилась на её иждивении и не являлась её близкой родственницей. Суд не учел, что компенсация морального вреда  с Хадыева Е.К. уже была взыскана в пользу отца потерпевшей (П***.). Не учел суд и нахождение ответчика в тяжелом материальном положении, его возраст и состояние здоровья.

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

Из материалов дела усматривается, что 15 сентября 2011 года водитель Хадыев Е.К., управляя автомобилем ***, двигаясь по автомобильной дороге «С***-С***-У***», на 214 км, около автобусной остановки «село К***» совершил наезд на П***., которая скончалась на месте ДТП.

 

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от 17 октября 2011 года № *** причиной смерти П***. явилась ***.

 

Из заключения следует, что характер, локализация и особенности повреждений не исключают возможным образование последних в комплексе одной механической травмы (автотравмы), а именно при столкновении движущегося транспортного средства с пешеходом. При этом в момент первичного соударения пострадавшая находилась в вертикальном положении тела и была обращена к движущемуся автомобилю вероятнее всего правой задне-наружной поверхностью тела.

 

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает в качестве общего правила, что ответственность за причинение вреда строится на началах вины: согласно пункту 2 его статьи 1064 лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

 

При этом законом в исключение из данного общего правила может быть предусмотрено возложение на причинителя вреда ответственности и при отсутствии его вины, что является специальным условием ответственности.

 

В силу статьи 1079 ГК Российской Федерации ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, наступает независимо от вины причинителя вреда.

 

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23 июня 2005 года № 261-О, такое регулирование представляет собой один из законодательно предусмотренных случаев возложения ответственности - в отступление от принципа вины - на причинителя вреда независимо от его вины, в основе которой лежит риск случайного причинения вреда.

 

При рассмотрении дела суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.

 

На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к правильным выводам:

- что 15 сентября 2011 года имело место ДТП;

- в момент ДТП законным владельцем источника повышенной опасности являлся ответчик;

- ДТП привело к смерти П***., и, следовательно, истцу были причинены нравственные страдания, которые должны быть компенсированы в силу требований ст. 1100 ГК РФ (независимо от вины причинителя вреда).

 

Доводы жалобы о том, что Хохлова Л.И. не имеет права на возмещение компенсации морального вреда, так как не проживала с потерпевшей, не находилась на её иждивении и не являлась её близкой родственницей, являются несостоятельными.

 

В соответствии со статьей 14 Семейного кодекса РФ близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, т.е. родители и дети, дедушки, бабушки и внуки.

 

П***. приходилась родной внучкой Хохловой Л.И.

 

После лишения родительских прав матери П***., истец внучке заменила мать, так как она с полуторалетнего возраста проживала с бабушкой, которая наравне с отцом (сыном Хохловой Л.И.) воспитывала и содержала её.

 

Поэтому смерть внучки явилась для истца тяжелым потрясением, повлекшим для неё нравственные страдания.

 

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 

Из данной правовой нормы следует, что каждый гражданин в случае причинения ему морального вреда имеет право на защиту своих прав и интересов.

 

Как указано выше, истцу причинены невосполнимые нравственные и физические страдания.

 

В связи с этим то обстоятельство, что в рамках другого гражданского дела в пользу отца погибшей была взыскана денежная сумма в счет компенсации морального вреда, само по себе не является основанием для лишения Хохловой Л.И. права на компенсацию причиненного лично ей морального вреда в связи с утратой близкого ей человека.

 

Исходя из смысла п. 10.1 ПДД РФ, снижение скорости и, если это необходимо, полная остановка транспортного средства являются наиболее эффективными мерами по предупреждению ДТП и снижению тяжести возможных последствий при столкновениях, наездах и т.п.

 

В связи с тем, что ситуации и характер опасности могут быть самыми разными, а поэтому различными могут быть и действия водителя по предупреждению ДТП, он может осуществлять их при условии, что безопасность движения будет обеспечена.

 

Из протокола допроса Х***. в качестве свидетеля (материал уголовного дела № ***) следует, что он двигался на автомобиле в темное время суток, с ближним светом фар, в крайнем правом ряду, со скоростью 80-90 км\час. Около 22 часов 30 минут внезапно почувствовал удар в правую переднюю, часть своего автомобиля, что именно произошло, он не видел, экстренного торможения не применял.

 

Следовательно, перед происшествием ответчик должен был руководствоваться требованиями ч. 2 п. 10.1 ПДД, что позволило бы ему предотвратить наезд на потерпевшую (путем объезда либо путем торможения).

 

С учетом того факта, что ответчик вел транспортное средство со скоростью, не позволившей ему предотвратить наезд на П***., не свидетельствуют о том, что её действия, в том числе состояние алкогольного опьянения, находятся в причинной связи с ДТП и наступившими последствиями.

 

В связи с этим оснований для применения ст. 1083 ГК РФ для снижения размера компенсации морального вреда у суда не имелось.

 

Определяя размер компенсации морального вреда, суд правильно указал в решении, что ответчик является собственником ***, собственником ***, имеет ежемесячный доход, поэтому ссылки в жалобе на тяжелое материальное положение подлежат отклонению.

 

При этом следует отметить, что судом при определении размера компенсации морального вреда также было учтено состояние здоровья ответчика.

 

В связи с этим определенный судом к взысканию размер компенсации морального вреда в 150 000 рублей, против заявленного размера в 1 000 000 рублей, является правомерным.

 

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

 

Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 11 сентября 2012 года  оставить без изменения, а апелляционную  жалобу Богданова  А*** А***, представляющего интересы Хадыева Е*** К*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                               

 

Судьи