Судебный акт
Досрочная медицинская пенсия
Документ от 13.11.2012, опубликован на сайте 30.11.2012 под номером 35527, 2-я гражданская, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Дементьев А.Г.                                                                    Дело-33- 3601/2012 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              13 ноября  2012 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Казаковой М.В., Грудкиной Т.М.

при секретаре Атногуловой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  (государственное учреждение)  в Засвияжском районе г. Ульяновска на решение Засвияжского районного суда  г. Ульяновска  от  19 сентября 2012 года, по которому постановлено:

Иск Конторщиковой Н*** Н***  к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области  удовлетворить.  

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области   включить в специальный стаж Конторщиковой Н*** Н*** дающей ей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно  в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев)  периоды:  с   20 марта  1989 года  по  28 октября 1990 года,  с   09 марта   1993 года  по  25 марта  1999 года  работы  в должности  акушерки  в обсервационном отделении  и отделении  патологии  беременности  родильного   дома  ( стационара)  М***, с   29  октября   1990 года  по  04 марта  1991 года  - период   временной  нетрудоспособности  по беременности  и  родам;  с   05 марта   1991 года  по 05 октября  1992 года   -    период нахождения  в отпуске   по уходу  за  ребенком;  с  26 марта    1999 года    по  25 июля   1999 года  - период временной  нетрудоспособности   по беременности  и родам;    с  06  октября   1992 года  по  08  марта  1993 года   -  период  нахождения  в  отпуске  по  уходу  за  ребенком. 

Признать  право  Конторщиковой Н*** Н***  на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в  связи с осуществлением  лечебной  и иной деятельности  по охране  здоровья населения с  14 июня 2012 года.   

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации  (Государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска  Ульяновской области назначить Конторщиковой Н*** Н***  трудовую пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране  здоровья населения с   14 июня 2012 года.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения  Конторщиковой Н.Н., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Конторщикова Н.Н.  обратилась в  суд с иском к   Управлению Пенсионного Фонда Российской  Федерации  (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска  о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В обоснование иска указала, что решением  комиссии УПФ РФ  от   *** июля  2012 года ей отказано в  назначении досрочной пенсии  по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа, в который не включен период нахождения ее  в  отпуске  по  уходу  за  ребенком с 06  октября   1992 года  по  08  марта  1993 года, а  часть других периодов (нахождения в отпуске по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам, работы акушерки в обсервационном отделении и отделении патологии родильного дома М***) включены в стаж в календарном (а не льготном) исчислении. С указанным решением была не согласна,  просила включить спорные периоды в ее специальный стаж в льготном исчислении и обязать ответчика назначить  трудовую пенсию по старости с 14 июня 2012 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  Управление Пенсионного Фонда Российской  Федерации  (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска    не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд необоснованно включил в специальный стаж истицы в льготном исчислении (1:1,6) период ее работы в качестве акушерки в обсервационном отделении  и отделении патологии беременности родильного дома (стационара) М***, поскольку перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, данные отделения не указаны.  Действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж в льготном исчислении периодов временной нетрудоспособности (отпуска) по беременности и родам, а также  нахождения  в отпуске по уходу за ребенком, поскольку в эти периоды лечебная деятельность не осуществлялась. Кроме того, суд не учел Разъяснение Минтруда России от 22.05.1996, согласно которому  в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992.

Дело рассмотрено в отсутствии Управления Пенсионного Фонда Российской  Федерации  (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.           В судебном заседании Конторщикова Н.Н. просила оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что 14 июня 2012 года истица  обратилась  в УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи  с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в  соответствии  с  пп. 20 п. 1  ст. 27 Федерального  закона  № 173 –ФЗ  от   17 декабря   2001 года  « О трудовых пенсиях в Российской  Федерации».

Решением комиссии УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска от 06 июля 2012 года  в  назначении пенсии ответчиком отказано из-за недостаточности у истицы специального стажа, который, по мнению пенсионного органа, на дату  обращения    составил  25 лет  1 мес.  1 день  ( вместо  требуемого – 30 лет) и  страховой стаж  -  24  года  2 мес.   28 дн.

При этом ряд периодов включен в специальный стаж истицы в календарном, а не льготном порядке, а именно:   с   20 марта  1989 года  по  28 октября 1990 года,  с   09 марта   1993 года  по  25 марта  1999 года - работа в должности  акушерки  в обсервационном отделении  и отделении  патологии  беременности  родильного   дома  ( стационара)  М***, с   29  октября   1990 года  по  04 марта  1991 года  - период   временной  нетрудоспособности  по беременности  и  родам;  с   05 марта   1991 года  по 05 октября  1992 года   -    период нахождения  в отпуске   по уходу  за  ребенком;  с  26 марта    1999 года    по  25 июля   1999 года  - период временной  нетрудоспособности   по беременности  и родам. Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с  06  октября   1992 года  по  08  марта  1993 года не включен в ее специальный стаж.

Истица полагала данный отказ необоснованным.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Конторщиковой Н.Н., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»  трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При исчислении стажа в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

В силу п. 5 Правил № 781 периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.

В льготном порядке исчисляется, в частности, работа в должностях и учреждениях, перечисленных в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002    781.

Указанным Перечнем предусмотрена должность акушерки структурных подразделений отделения хирургического профиля стационаров: акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.

Исследовав представленные сторонами письменные доказательства, а также показания свидетелей, суд установил, что структурные подразделения, в которых работала истица в спорные периоды, имели хирургический профиль, Конторщикова Н.Н. принимала участие в операциях.

При таких обстоятельствах суд обосновано включил периоды работы истицы акушеркой в обсервационном отделении  и отделении  патологии  беременности  родильного   дома  (стационара)  М***   в специальный стаж  в льготном  исчислении  -  1  год  работы  за  1 год 6  месяцев.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Только с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. 

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск также подлежал зачету в общий и непрерывный стаж и в стаж работы по специальности.

Согласно действовавшему в период нахождения  истицы в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска  (пункт 7).

С учетом того обстоятельства, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком начался у истицы до 06 октября 1992 года и на момент предоставления отпуска она работала в должности и учреждении, дающим право на льготное исчисление стажа, суд обоснованно включил указанный отпуск в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии  по старости, также в льготном исчислении.

Что касается порядка исчисления периодов нахождения          Конторщиковой Н.Н. в отпуске по беременности и родам, а также отпуске по уходе за ребенком, то суд правильно руководствовался п. 5 Правил исчисления стажа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, согласно которому в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды, когда работа по специальности не осуществлялась, в том числе: периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью.

Поскольку в период нахождения в отпуске по беременности и родам, за который ей выплачено пособие по государственному социальному страхованию, и в этот период за ней сохранялась работа в должности  акушерки роддома, которая подлежит зачету в специальный стаж в льготном порядке, то, соответственно, этот период правильно включен районным судом как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Доводы, приведенные УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм материального права.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда  г. Ульяновска  от  19 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  (государственное учреждение)  в Засвияжском районе г. Ульяновска  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: