Судебный акт
Включение периода срочной службы в специальный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии
Документ от 06.11.2012, опубликован на сайте 23.11.2012 под номером 35450, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зеленцова И.А.                                                                         Дело № 33-3512/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             06 ноября 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей       Васильевой Е.В.  и  Нефедова О.Н.

при секретаре    Власовой М.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Николаевском районе Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 17 сентября 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Абрамова С*** В*** удовлетворить. 

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Николаевском районе Ульяновской области засчитать Абрамову С*** В*** в педагогический стаж  период  службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР  с 28.06.1985 по 08.06.1987, назначить ему же досрочную трудовую пенсию в соответствии с пп. 19 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с 24 июля 2012 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Николаевском районе Ульяновской области в пользу Абрамова С*** В*** расходы по уплате государственной пошлины 200 (двести) рублей.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения Абрамова С.В, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Абрамов С.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Николаевском районе Ульяновской области о зачете службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный педагогический стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 24.07.2012.

Исковые требования мотивировал тем, что ответчик при рассмотрении его заявления от 24.07.2012 о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отказал в его удовлетворении, ссылаясь на отсутствие требуемого стажа педагогической работы. При этом в педагогический стаж не был засчитан период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 28.06.1985 по 08.06.1987.

Данное решение ответчика является незаконным, поскольку в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, время нахождения  граждан на военной службе засчитывается в стаж для назначения пенсии по выслуге лет.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Николаевском районе Ульяновской области просит решение суда отменить, как незаконное, и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что суд при решении вопроса о включении в стаж периода службы в рядах Советской Армии с 28.06.1985 по 08.06.1987 применил нормативный акт, не подлежащий применению, - Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Более того, применил это постановление не в полном объеме, а выборочно взял из него только те положения, которые выгодны истцу. Указанное постановление могло быть применено только в том случае, если на день его отмены истец бы выработал весь необходимый специальный стаж для назначения пенсии.

В данном случае применению подлежало Постановление Правительства РФ от 29.11.2002 № 781, которое не содержит норм, обязывающих органы, осуществляющие  пенсионное обеспечение граждан, включать в специальный педагогический стаж время прохождения военной службы. Постановлением Министерства труда РФ от 17.10.2003 № 70 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст. 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» разъяснено, что в тех случаях, когда на день отмены нормативного акта гражданин не выработал необходимый специальный стаж, дающий право на назначение пенсии, исчисление стажа производится в соответствии с законодательством, действующим на день назначения пенсии.

Применяя при разрешении спора постановление СМ СССР от 17.12.1959 № 1397, суд обязал ответчика назначить пенсию в размерах и на условиях, установленных новым законодательством, без учета тех ограничений, которые были предусмотрены ранее действовавшим постановлением. Неправомерным является также включение в специальный педагогический стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель УПФ РФ в Николаевском районе Ульяновской области не явился, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как видно из материалов дела, Абрамов С.В. 24.07.2012 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Николаевском районе Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 26.07.2012 Абрамову С.В. отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности.

При этом из решения усматривается, что педагогический стаж Абрамова С.В. на дату обращения составляет 23 года 11 месяцев 07 дней (учитель физкультуры в МОУ П*** СОШ – с 15.08.1988 по 31.08.2011, учитель физкультуры в МБОУ Т*** СОШ – с 01.09.2011 по 24.07.2012). В специальный педагогический стаж не включен период прохождения Абрамовым С.В. срочной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 28.06.1985 по 08.06.1987.

Вместе с тем в период прохождения Абрамовым С.В. службы в Вооруженных Силах СССР действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждения, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

Удовлетворяя требование истца о включении в специальный стаж периода службы в армии по призыву с 28.06.1985 по 08.06.1987, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент прохождения истцом службы действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж и дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.

Доводы, приведенные УПФ РФ в Николаевском районе Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, и не могут повлечь отмену решения суда.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, а также ряде своих Определений изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст.ст. 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения истцом военной службы, являлись Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Приведенное ответчиком в апелляционной жалобе толкование норм материального закона, регулирующего пенсионные правоотношения, противоречит толкованию данных правовых норм Конституционным Судом РФ, и, соответственно, не может быть признано правильным.

Довод апелляционной жалобы о недопустимости включения в специальный стаж периода обучения работника на курсах повышения квалификации также является несостоятельным, поскольку указанный период, в течение которого за работником сохранялась должность, заработная плата и производились пенсионные отчисления, также подлежит включению в специальный стаж наравне с периодами работы.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 17 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Николаевском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: