Судебный акт
О постановке на учет нуждающейся в предоставлении жилья, предоставлении социальной выплаты на жилье вдове ветерана ВОВ
Документ от 06.11.2012, опубликован на сайте 16.11.2012 под номером 35414, 2-я гражданская, об обязании поставить на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Трубачева И.Г.                                                                     Дело-33-3394/2012 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               06 ноября 2012 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Чурбановой Е.В., Грудкиной Т.М.,

при секретаре Атногуловой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29 августа 2012 года, по которому постановлено:

 

Обязать МУ «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области поставить Шуравину А*** М*** на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 

Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области предоставить Шуравиной А*** М*** социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

 

В иске Шуравиной А*** М*** к Межведомственной комиссии при администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Шуравиной А.М. – Полякова  А.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шуравина А.М. обратилась в суд с иском к МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, межведомственной комиссии при администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании жилого дома не пригодным для проживания, об обязании поставить на учёт, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, включении в списки на представление социальной выплаты на приобретение жилья. В обоснование иска указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны Шуравина А.Д., умершего *** июня 1986 года. Сама она является ветераном Великой Отечественной войны. Ей на праве собственности принадлежит жилой  дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с.К*** Согласно акту строительно-технической экспертизы от 31.01.2012 жилой дом находится в аварийном состоянии и дальнейшая эксплуатация данного жилого дома связана с риском для жизни и здоровья, проживающих в нем людей. Данный жилой дом является непригодным для проживания. Процент физического износа индивидуального жилого дома по состоянию на 26.01.2012 составляет 77,98%. В связи с указанными обстоятельствами она 10.02.2012 Шуравина А.М. обращалась в межведомственную комиссию с заявлением о признании принадлежащего ей жилого дома непригодным для проживания и постановке ее, как вдовы участника Великой Отечественной войны, на очередь на улучшение жилищных условий с последующим выделением ей жилищного сертификата на приобретение жилого помещения. Ее заявление в установленный законом срок рассмотрено не было. В связи с чем в апреле 2012 года вынуждена обратиться в суд с жалобой на бездействие данной комиссии. Решением Ульяновского районного суда от 05.05.2012 признано незаконным бездействие межведомственной комиссии при администрации МО «Город Новоульяновск» и возложена обязанность  рассмотреть заявление и выдать заключение комиссии. Несмотря на то, что в последующем 16.05.2012 и 06.07.2012 были представлены дополнительные документы в межведомственную комиссию, решение межведомственной комиссии получено не было. На основании  изложенного Шуравина А.М. просила признать принадлежащий ей жилой дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с.К***, не пригодным для проживания, обязать МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области поставить ее на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий; обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области включить ее в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

В последующем производство по делу в части исковых требований о признании принадлежащего Шуравиной А.М. жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с.К***, не пригодным для проживания, прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе представитель  Муниципального учреждения  «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства дела. При этом указывает, что вопрос о признании жилого дома аварийным, непригодным для проживания, имеющим процент физического износа 74,25 %, относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Поскольку  решением межведомственной комиссии от 31.07.2012 дом истицы непригодным для проживания не признан, что не оспаривалось сторонами, законных оснований для признания Шуравиной А.М. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не имеется.

Представитель межведомственной комиссии при администрации МО «Город Новоульяновск» в отзыве  поддержал доводы апелляционной жалобы, полагал решение суда незаконным и подлежащим отмене.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков МУ «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, межведомственной комиссии при администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, Министерства труда и социального развития Ульяновской области, представителя третьего лица Министерства финансов Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что истица Шуравина А.М., ***08.1923 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом *** группы.

Шуравина А.М. зарегистрирована в жилом доме общей площадью 47,2 кв.м., расположенном  по адресу Ульяновская область г. Новоульяновск с.К*** Данный жилой дом принадлежит истице на праве собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 22.06.2010. 

В соответствии с частью 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям Нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Как на вдову участника Великой Отечественной войны, на истицу распространяются положения ст. 21 Федерального закона  от  12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающие предоставление членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обес­печению жильем  в  соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан,  нуждающихся   в   улучшении  жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем  в  соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан,  нуждающихся   в  улучшении жилищных условий.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов  Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем  нуждающихся   в  улучшении  жилищных условий ветеранов  Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О  ветеранах ».

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Основания для признания гражданина нуждающимся  в улучшении жилищных условий предусмотрены статьей 51 ЖК РФ. Согласно указанной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с заключением судебной строительно-технической экспертизы  от 27.08.2012  техническое состояние  жилого дома по адресу Ульяновская область г. Новоульяновск с.К*** является недопустимым; техническое состояние  стен и фундаментов, перекрытия здания, конструкций покрытия является недопустимым. Жилой дом не соответствует требованиям, изложенным в пунктах 2 и 4 раздела 2 «Методики по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания МДС 13-6.2000» (опасное техническое  состояние несущих конструкций и инженерного оборудования и недостатки планировки и внутреннего благоустройства) и является не пригодным для проживания, износ дома составляет 74,25%.

Не доверять выводам судебной экспертизы у суда оснований не имелось, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы экспертов полностью согласуются с иными доказательствами по делу:  актом досудебной строительной экспертизы, особым мнением  члена межведомственной комиссии *** – главного специалиста-эксперта Государственной жилищной инспекции Ульяновской области о нецелесообразности проведения капитального ремонта жилого дома и необходимости его сноса,  заявлением  главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Наумовой Л.Н.  от 15.08.2012.

Сам факт временного проживания Шуравиной А.М. в квартире по адресу г. Ульяновск  ул.Ш***, принадлежащей на праве собственности мужу ее дочери – *** также подтверждает факт невозможности проживания в доме по месту регистрации в связи с его аварийным состоянием.

Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что жилой дом, принадлежащий истице, непригоден для проживания. Признание жилого помещения, принадлежащего истице на праве собственности, непригодным для проживания, является основанием для постановки ее на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением и предоставления  ей социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Доводы апелляционной жалобы о том, что  вопрос о признании жилого дома аварийным, непригодным для проживания, имеющим процент физического износа 74,25 % относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, по заключению которой  дом истицы непригодным для проживания не признан, законных оснований для признания Шуравиной А.М. нуждающейся в жилом помещении, не имелось, являются несостоятельными.

Частью 4 ст.15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении «положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание  помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

Указанными правовыми актами предусмотрен внесудебный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и постановки граждан на учет нуждающихся в обеспечении жильем по данному основанию.

В данном случае заключение межведомственной комиссии не подписано двумя членами, выразившими особое мнение,   имеются досудебное заключение  специалистов, а также заключение судебной строительно-технической экспертизы о непригодности спорного жилого помещения для проживания.

При наличии спора суд правомерно, дав оценку представленным доказательствам, пришел к выводу о непригодности для проживания жилого дома, принадлежащего истице.

Отсутствие надлежаще оформленного заключения межведомственной комиссии о признании спорного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания не может являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований Шуравиной А.М.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Шуравиной А.М., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные  Муниципальным учреждением «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск»  Ульяновской области  в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

 

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск»  Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: