Судебный акт
Об обязании поставить на миграционный учет
Документ от 30.10.2012, опубликован на сайте 16.11.2012 под номером 35386, 2-я гражданская, об оспаривании действий государственного органа Управления федеральной миграционной службы России по Ульяновской области, возложении обязанности поставить на миграционный учет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ибрагимова Е.А.                                                       Дело № 33-3383/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                           30 октября 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Логинова Д.А., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Шаряевой О.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе УФМС России по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 августа 2012 года, по которому постановлено:

 

Заявление Набиева А*** Н*** оглы удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления федеральной миграционной службы России по Ульяновской области по постановке на миграционный учет Набиева З*** А*** оглы и Набиева Ш*** А*** оглы.

Возложить на Управление федеральной миграционной службы России по Ульяновской области обязанность по постановке на миграционный учет Набиева З*** А*** оглы, ***.1997 года рождения, Набиева Ш*** А*** оглы, ***.2000 года рождения, по месту пребывания: г.Ульяновск, пр.Г***, д.***, кв.***.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения заявителя Набиева А.Н., заинтересованного лица Набиева З.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Набиев А.Н. обратился в суд в интересах несовершеннолетних детей Набиева З*** А*** оглы, Набиева Ш*** А*** оглы с заявлением об оспаривании действий Управления федеральной миграционной службы России по Ульяновской области (далее — УФМС России по Ульяновской области), возложении обязанности поставить на миграционный учет.

Свои требования мотивировал тем, что он обратился в УФМС с заявлением о постановке на миграционный учет по месту пребывания своих несовершеннолетних детей - Набиева З*** А*** оглы, ***.1997 г.р., и Набиева Ш*** А*** оглы, ***.2000 г.р., без миграционной карты. Ему было разъяснено, что для постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранному гражданину и лицу без гражданства необходимо представить документ, удостоверяющий личность и признаваемый в РФ в этом качестве, миграционную карту. Дети имеют свидетельства о рождении, миграционные карты у них отсутствуют, они родились на территории РФ и ни разу ее не покидали.

Просил, с учётом уточненного заявления, признать незаконным отказ УФМС России по Ульяновской области от 29.06.2012 по постановке на миграционный учет Набиева З*** А*** оглы, ***.1997 года рождения, и Набиева Ш*** А*** оглы, ***.2000 года рождения, по месту пребывания: г. Ульяновск, пр.Г***, д.*** кв.***; обязать УФМС России по Ульяновской области поставить на миграционный учет Набиева З*** А*** оглы и Набиева Ш*** А*** оглы по месту пребывания: г.Ульяновск, пр. Г***, д. *** кв.***.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФМС России по Ульяновской области в лице руководителя Алексахина А.П., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.

Указывает, что суд первой инстанции, в нарушение требований Федеральных законов от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», обязал поставить на миграционный учёт несовершеннолетних детей заявителя без документов, подтверждающих законность их пребывания на территории Российской Федерации. Несовершеннолетние дети заявителя имели возможность выезжать и въезжать в Российскую Федерацию, так как внесены в национальный паспорт матери – гражданки Азербайджанской Республики. Супруга заявителя не воспользовалась возможностью включить детей в заявление о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, вида на жительство. Этого не сделал и сам заявитель при получении гражданства Российской Федерации. Суд не применил требования ст.37 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в соответствии с которыми иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего закона в порядке, не требующем получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами органов внутренних дел, по месту своего пребывания в течение 60 суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель заявителя – Прошутинская Н.Г. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу – без удовлетворения.           

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из  материалов дела следует, что заявитель Набиев А.Н. ***1971 г.р., уроженец с.Д*** Б*** района Г*** ССР, с 1992 года проживает на территории РФ, в настоящее время является гражданином РФ. Он является отцом  несовершеннолетних детей - Набиева З*** Адил оглы, ***.1997 г.р., Набиева Ш*** А*** оглы, ***.2000 г.р., родившихся в г.Ульяновске.

Мать несовершеннолетних детей – Набиева К.З. ***.1974 г.р. является гражданкой Республики А***, имеет вид на жительство сроком до 14.09.2015, проживает на территории РФ с 1996 года. 

С момента рождения и по настоящее время несовершеннолетние дети заявителя проживали и проживают со своими родителями в г. Ульяновске, ранее по адресу: г. Ульяновск, пр. Т***, д.*** кв.***, затем по адресу: г. Ульяновск, ул.***, д.*** кв.***, а с 25.12.2008 по настоящее время проживают по адресу: г.Ульяновск, пр. Г***, д. ***, кв.***. Указанная квартира находится в собственности заявителя.

Родители несовершеннолетних детей являются индивидуальными предпринимателями, имеют постоянный доход, осуществляют экономическую деятельность на территории г. Ульяновска.

Заявитель Набиев А.Н.о. 18.06.2012 обратился в УФМС России по Ульяновской области с заявлением о постановке на миграционный учет своих несовершеннолетних детей по месту пребывания по адресу: г. Ульяновск, пр. Г***, д.***, кв.***.

Ответом УФМС и по Ульяновской области от 29.07.2012  ему было отказано в удовлетворении заявления,  при этом сообщено, что миграционная карта у детей отсутствует. Одновременно указано, что наличие документов, удостоверяющих личность, и вступившего в законную силу решения суда о подтверждении факта постоянного проживания на территории РФ по настоящее время даст право заявителю с принимающей стороной обратиться в УФМС России по Ульяновской области для постановки на учет по месту пребывания.

В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции было установлено, что несовершеннолетние Набиевы с момента своего рождения и по настоящее время за пределы Российской Федерации не выезжали, постоянно проживают в г.Ульяновске, миграционные карты у них отсутствуют. Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами и показаниями свидетелей.

В соответствии со ст.3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Согласно ст.ст.8-9 указанной Конвенции, государства - участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.  Государства - участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»  миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Согласно ст. 8 данного Федерального закона основанием для постановки на миграционный учет является: 1) факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию; 2) факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации; 3) факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся в Российской Федерации.

Как следует из ч.1 ст.21 данного Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

В соответствии с п.«а» ч.2 ст.22 указанного Федерального закона для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания он: по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) – лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: 1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; 2) разрешение на временное проживание; 3) вид на жительство; 4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Как следует из ст.1 Закона РФ от 25.06.1993  N 5242-1 «О  праве граждан РФ  на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

С учетом указанных норм права, суд первой инстанции, исследовав значимые для данного дела обстоятельства, установив, что несовершеннолетние дети заявителя родились на территории Российской Федерации, которую не покидали, пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа в постановке их на миграционный учет. С целью восстановления нарушенных прав несовершеннолетних суд правомерно возложил на  УФМС России по Ульяновской области обязанность по их постановке на миграционный учет по месту пребывания.

В апелляционной жалобе представитель УФМС России по Ульяновской области указывает, что для постановки несовершеннолетних на миграционный учет в орган миграционной службы должны быть представлены документы, подтверждающие законность их пребывания на территории РФ.

Указанные доводы не могут поставить под сомнение обоснованность выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании  действующего законодательства.

Предъявляемые требования органами федеральной миграционной службы к иностранным гражданам основаны на нормах  Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Однако несовершеннолетние Набиев З*** А*** оглы, ***.1997 г.р., Набиев Ш*** А*** оглы, ***.2000 г.р. родились на территории Российской Федерации ещё до вступления в действие указанного  правового акта. Действовавшее в период времени законодательство не содержало требований по оформлению документов, предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Более того, с момента рождения с территории РФ они не выезжали, поэтому отсутствие у несовершеннолетних детей миграционной карты не является основанием для отказа в их постановке на миграционный учёт.

Судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о необходимости применения ч.1 ст.37 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которой иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту своего пребывания в течение шестидесяти суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Несовершеннолетние Набиев З.А. и Набиев Ш.А. родились на территории Российской Федерации, а не прибыли из иностранного государства.

Доводы жалобы о том, что несовершеннолетние не были включены в заявление Набиевой К.З. о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ, вида на жительство, законность пребывания детей на территории РФ не опровергает. Самостоятельно соблюдать требования законодательства о миграционном учёте несовершеннолетние, в силу возраста, не способны.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основаны на  ошибочном толковании норм права и не могут повлечь отмену решения суда. Решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу УФМС России по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи