Судебный акт
Обеспечение жильем инвалида
Документ от 23.10.2012, опубликован на сайте 09.11.2012 под номером 35176, 2-я гражданская, об обязывании предоставить Кургановой Т.И. жилое помещение по договору социального найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Токунов Д.В.                                                                             Дело № 33-3279/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    23 октября 2012 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Герасимовой Е.Н.,  Чурбановой Е.В.,

при секретаре Атногуловой И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 20 августа 2012 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Инзенское городское поселение» предоставить Курганову С*** В*** жилое помещение по договору социального найма.

Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району от гражданско-правовой ответственности освободить.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя муниципального учреждения администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» Щетинина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Балашовой Н.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Инзенского района Ульяновской области в интересах Кургановой Т.И. обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой Инзенского района проверки установлено, что администрацией муниципального образования «Инзенское городское поселение» не выполняются установленные законом требования о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 28 апреля 2011 года Курганова Т.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации она имеет право на внеочередное получение жилья, однако жилое помещение по договору социального найма ответчиком Кургановой Т.И. не предоставлено. Ссылаясь на статьи 57, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, просил суд обязать администрацию муниципального образования «Инзенское городское поселение» предоставить Курганову С.В. – сыну Кургановой Т.И., жилое помещение по договору социального найма.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району и, рассмотрев заявленные требования, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» не соглашается с решением суда, просит его отменить. Полагает, что в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у прокурора не было оснований обращаться в суд в интересах одного лица, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению. Действующим законодательством определена компетенция органов местного самоуправления по вопросам учета и предоставления жилья по договорам социального найма только малоимущим гражданам. В этой связи полагает, что муниципальное образование «Инзенское городское поселение» не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений категории граждан, к которой относится истица. Удовлетворяя исковые требования, суд не учел ряд обстоятельств, а именно: отсутствие у администрации как свободных жилых помещений, так и необходимых для приобретения нового жилья денежных средств, а также законодательно закрепленные расходные обязательства бюджета муниципального образования на 2012 год.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Кургановой Т.И., представителя соответчика Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В ходе разрешения спора судом установлено, что Кургановы Т.И., С.В. (мать и сын) являются в равных долях собственниками квартиры, общей площадью 19,4 кв.м, расположенной по адресу: Ульяновская область, город И***

Постановлением администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» № 433 от 23.11.2010 установлена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» соответственно в размере 12 квадратных метров общей площади и не менее 15 квадратных метров на одного человека для семьи из двух человек.

Проживая в квартире площадью 19,4 кв.м, семья Кургановых является нуждающейся в жилом помещении.

Курганов С.В., *** января 1977 года рождения, как инвалид *** группы с детства, нуждается в постоянном постороннем уходе и надзоре. Согласно справке серии ***, выданной Курганову С.В., инвалидность ему установлена бессрочно. Курганова Т.И. является опекуном недееспособного сына. У Курганова С.В. имеется тяжелая форма хронического заболевания, указанного в пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами. В соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 817, Курганов С.В.  имеет право на дополнительную жилую площадь.

Установлено также, что мать и сын Кургановы включены в списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма. На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, Курганова Т.И. с составом семьи два человека состоит с 14 июня 2002 года. До настоящего времени жилое помещение Кургановым не предоставлено.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции правильно определил все значимые для дела обстоятельства, и, исследовав совокупность собранных по делу доказательств, пришел к правильному выводу о том, что оснований, предусмотренных законом, для отказа в удовлетворении иска, заявленного в интересах Кургановых, не имеется.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм закона и не могут повлечь отмену решения суда.

Разрешая иск, суд первой инстанции обоснованно руководствовался пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающим внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, к которым относится и заболевание, имеющееся у Курганова С.В.

Кроме того, судом также было учтено, что на основании решения комиссии по учету и распределению жилой площади муниципального образования «Инзенское городское поселение» недееспособный Курганов С.В. и его мать Курганова Т.И. включены в списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма.

Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Действующее законодательство не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

При этом положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на ответчика возложена обязанность по обеспечению жильем лишь малоимущих граждан также не могут быть приняты во внимание.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов.

Как указывалось выше, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу указанной нормы на граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, то есть по ранее действовавшему законодательству, не распространяются требования нового Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии на такой учет лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие у прокурора полномочий обратиться в суд с иском в интересах Кургановых состоятельной признана быть не может, поскольку не основана на законе и прямо противоречит положениям статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая закрепляет право прокурора подать исковое заявление в суд в интересах гражданина, обратившегося к нему (прокурору) в целях обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Отсутствие у муниципального образования свободных жилых помещений и денежных средств, необходимых для приобретения нового жилья, также не может являться препятствием для реализации гарантированных законом прав граждан.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 20 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: