Судебный акт
О ликвидации ТСЖ
Документ от 09.10.2012, опубликован на сайте 23.10.2012 под номером 34974, 2-я гражданская, о ликвидации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                                          Дело № 33-3146/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   09 октября 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Васильевой Е.В. и Аладина П.К.,

при секретаре Мерчиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Государственной жилищной инспекции Ульяновской области и Значко А*** И*** на решение Ленинского районного суда Ульяновской области от 31 июля 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Государственной  жилищной  инспекции  к  товариществу  собственников  жилья  «Навигатор» о ликвидации отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Государственной жилищной инспекции Ульяновской области Моисеевой Е.А. и Значко А.И., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, возражения представителя ТСЖ «Навигатор» Спиридонова А.И., не согласившегося с апелляционными жалобами, считающего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Государственная жилищная инспекция Ульяновской области обратилась в суд с иском к товариществу собственников жилья «Навигатор» о ликвидации.

В обоснование требований указала, что в ходе проверки юридического лица - ТСЖ «Навигатор» на предмет правомерности его создания, соответствия устава ТСЖ требованиям законодательства Российской Федерации, правомерности избрания общим собранием председателя правления товарищества было установлено, что устав ТСЖ «Навигатор» не приведен в соответствие с Федеральным законом от 04.06.2011 №123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На устранение выявленных нарушений ГЖИ Ульяновской области в адрес ответчика было вынесено предписание от 26.10.2011 о необходимости в срок до 25.04.2012 привести устав ТСЖ в соответствие с названным Федеральным законом, а также представить документы для проведения проверки в срок до 20.12.2011.

Неисполнение ответчиком по состоянию на 11.05.2012 предписания явилось основанием для обращения Инспекции в суд с иском о ликвидации ТСЖ «Навигатор».

Судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация города Ульяновска, Комитет ЖКХ и экологии администрации города Ульяновска, ИФНС России по Ленинскому району города Ульяновска, Значко А.И.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГЖИ Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.

Ссылаясь на ч.2 ст. 145, ч.2 ст. 135 , ч.1.1 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым внесение изменений в устав ТСЖ или утверждение устава ТСЖ в новой редакции относится к компетенции общего собрания, указывает на то, что представленный ответчиком протокол общего собрания членов ТСЖ «Навигатор» от 15.05.2012 не подписан всеми собственниками помещений в многоквартирном доме. Судом не установлено соответствие названного протокола общего собрания требованиям жилищного законодательства.

Вывод суда об устранении ответчиком нарушения п.1 предписания ГЖИ Ульяновской области от 26.10.2011 сделан без исследования всех обстоятельств дела.

В апелляционной жалобе Значко А.И. также просит отменить постановленное по делу решение.

Полагает, что 15.05.2012 ТСЖ «Навигатор» не проводилось общего собрания по вопросу внесения изменений в устав ТСЖ, и, соответственно, новая редакция устава утверждена незаконно.

Обращает внимание на то, что п. 10.1 новой редакции устава ТСЖ «Навигатор», согласно которому председателем правления ТСЖ может являться не член товарищества, не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.

Указывает, что в домах по ул. Р***, дом 3 кор. 1, Р***, дом 5 и С***, дом 15 г.Ульяновска общие собрания ТСЖ «Навигатор» не проводились, в том числе и собрание от 15.05.2012.

Ответчиком не представлено бюллетеней общего собрания, заполненных собственниками жилых помещений, а представленные Т*** А.А., избранным согласно протоколу общего собрания от 15.05.2012 председателем собрания, в ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска сведения об участниках юридического лица являются недостоверными, что противоречит смыслу ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации.

ТСЖ «Навигатор» в возражениях на апелляционную жалобу ГЖИ Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая на приведение устава ТСЖ в соответствие с требованиями Жилищного законодательства.

В суд апелляционной инстанции не явились представители администрации города Ульяновска, Комитета ЖКХ и экологии администрации города Ульяновска, ИФНС России по Ленинскому району города Ульяновска, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия с учетом мнения явившихся участников процесса определила рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц согласно ч.3 ст. 167, ст. 327  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возражениях на апелляционную жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как следует из материалов дела, ТСЖ «Навигатор» было создано 17.09.2001 на основании приказа №*** МУП «С***» (застройщика) в соответствии с главой VI Федерального закона от 15.06.1996 №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».

На учет в налоговом органе ТСЖ «Навигатор» было поставлено 26.10.2001

15.12.2002  ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесены сведения о ТСЖ «Навигатор» как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002.

Решением общего собрания членов ТСЖ «Навигатор» от 12.04.2006  был утвержден Устав товарищества в новой редакции.

14.06.2006 в ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска был представлен пакет документов на регистрацию изменений в части адреса организации, учредительных документов, сведений о председателе и участниках ТСЖ.

Данные изменения зарегистрированы налоговым органом 20.04.2006.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16.07.2012 вид экономической деятельности ТСЖ «Навигатор» – управление эксплуатацией жилого фонда.

Решением общего собрания членов ТСЖ «Навигатор» от 15.05.2012 (протокол № ***) утверждена новая редакция устава ТСЖ «Навигатор», которая зарегистрирована в налоговом органе 17.07.2012 путем внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Изменения в устав ТСЖ были внесены ответчиком во исполнение предписания ГЖИ Ульяновской области от 26.10.2011 о приведении устава в соответствие ФЗ от 04.06.2011 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст.141 Жилищного кодекса Российской Федерации ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Ликвидация товарищества собственников жилья, являющегося некоммерческой организацией, - это один из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003    N14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду, с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий,  принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия, должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Само по себе непредставление в полном объеме документов, подтверждающих соблюдение процедуры проведения общего собрания ТСЖ, в частности как указывает Значко А.И. в апелляционной жалобе относительно общего собрания ТСЖ «Навигатор» от 15.05.2012, а также несоответствие жилищному законодательству отдельных положений устава товарищества,  нельзя отнести к таким существенным нарушениям, которые могут повлечь ликвидацию юридического лица.

Другие, имевшие место в деятельности ответчика нарушения действующего законодательства, которые были выявлены в ходе проведенной ГЖИ Ульяновской области проверки, также по своему характеру и последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации ТСЖ, поскольку являются устранимыми путем последующего контроля со стороны соответствующих уполномоченных органов и лиц.

Истцом не представлено доказательств тому, что решение о ликвидации юридического лица необходимо для защиты прав и законных интересов членов ТСЖ или иных  лиц.

Изложенные в апелляционных жалобах ГЖИ Ульяновской области и Значко А.И доводы и обстоятельства были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка в принятом по делу решении.

Доводы апелляционных жалоб не влекут отмену принятого по делу решения, поскольку не опровергают вывод суда об отсутствии в оснований для ликвидации юридического лица по заявленным истцом основаниям.

Решение суда является законным и обоснованным, постановлено при надлежащей оценке собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда Ульяновской области от 31 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Государственной жилищной инспекции Ульяновской области и Значко А*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий   

 

Судьи