УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Зобова
Л.В.
Дело № 33-2971/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
02
октября 2012 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Ульяниной
Э.С.,
рассмотрела в открытом
судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Ульяновской области
на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 03
августа 2012 года, по которому
постановлено:
Исковые
требования Андронова В*** А*** удовлетворить.
Признать
за Андроновым В*** А*** право на получение государственного жилищного
сертификата.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области
включить Андронова В*** А*** в число участников подпрограммы «Выполнение
государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,
установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы
«Жилище 2011 – 2015».
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., объяснения представителей ответчика - Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Друзиной В.А., третьего
лица - Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 4 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Одушкина В.П., поддержавших
доводы апелляционной жалобы, представителя истца Андронова В.А. – Дырдиной Э.Ю.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Андронов В.А.
обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по
Ульяновской области (УФСИН России по Ульяновской области) о признании права на
получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности
включить его в число участников подпрограммы «Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
В обоснование иска указал, что являлся сотрудником уголовно-исполнительной
системы, с ***.1992 проходил службу в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской
области. Уволен по п. «ж» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел -
по болезни. На момент увольнения имел звание капитана внутренней службы, выслуга лет в календарном исчислении
составляла 13 лет 04 месяца 18 дней; в льготном - 17 лет 05 месяцев 21 день. С ***1999
он состоит на диспансерном учёте у психиатра МСЧ УВД по Ульяновской области. ***.1999
признан инвалидом второй группы по психическому заболеванию, с ***2005
указанная группа инвалидности установлена бессрочно. В настоящее время он
совместно с супругой, дочерьми и внуками зарегистрирован и проживает в
трехкомнатной квартире ***, общей площадью 64,51 кв.м, жилой - 39,94 кв.м, дома
*** по проспекту Л*** в г. Ульяновске. На основании решения Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 19.05.2011
Андронов В.А. восстановлен на учёте в качестве нуждающегося в улучшении
жилищных условий с ***1993. Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от
29.12.2011 Андронову В.А. отказано в удовлетворении иска о внеочередном предоставлении ему жилого
помещения по договору социального найма с правом на дополнительную жилую
площадь в соответствии со ст. 17
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации». В апелляционном определении от
16.02.2012, которым было оставлено без изменения названное решение районного
суда, указано о праве Андронова В.А. на получение государственного жилищного
сертификата. ***.2012 он обратился к
ответчику с заявлением о включении его в состав участников программы
«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий
граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой
программы «Жилище» на 2011-2015 годы, приложив к заявлению все необходимые
документы. Письмом от ***.2012 ответчик уведомил его о невозможности
участвовать в программе «Жилище» в связи с отсутствием необходимой выслуги лет,
с чем он не согласен.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской
области не соглашается с решением суда,
просит его отменить и принять новое решение
об отказе Андронову В.А. в удовлетворении исковых требований в полном
объеме. Указывает, что истец в период с ***1993 по ***2001 с заявлением о
включении его в список граждан - участников программы «Государственные жилищные
сертификаты» к ответчику не обращался, документов, подтверждающих право на
участие в программе в адрес жилищно-бытовой комиссии исправительного учреждения
не предоставлял, и соответственно, в списки участников программы не включался.
Вывод суда о том, что Андронов В.А. имел право на включение его в число
участников программы «Государственные жилищные сертификаты» не соответствует
закону, так как участие в программе носило исключительно добровольный характер.
При обращении Андронова В.А. ***2012 в УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о включении его в подпрограмму
«Жилище» на 2011-2015 годы, у него отсутствовали основания для участия в ней, а
именно: необходимая для этого выслуга лет – не менее 10 лет в учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы на должностях, содержащихся за счет
средств федерального бюджета. Считает необоснованным вывод суда о том, что
пункт 5 Правил, утвержденных
постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006, распространяется
лишь на сотрудников, вновь поставленных на учет в качестве нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и не может ограничивать жилищные права лиц,
постановленных на учет до внесения указанных изменений.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Андронова В.А.,
извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой
инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Исследованными
по делу доказательствами установлено, что Андронов В.А. в период с ***1992 по ***.1999
проходил службу в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области на должностях инженера
по организации труда, мастера, старшего мастера, старшего инженера
энерго-механического отдела.
***.07.2000
изменены формулировка увольнения Андронова В.А. с п. «з» на п. «ж» статьи 58
Положения о службе в органах внутренних дел - по болезни (на основании
постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе), а также дата
увольнения - на ***1999.
С ***1999
Андронов В.А. состоит на учете у психиатра МСЧ УВД. С ***1999 является
инвалидом второй группы по психическому заболеванию, с ***2005 инвалидность
указанной группы установлена истцу бессрочно.
Как
установил суд первой инстанции, с ***1994 Андронов В.А. в учреждении, где нес
службу, поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий
с составом семьи 4 человека на основании личного заявления от 07.12.1993.
В
дальнейшем Андронов В.А. был незаконно исключен из данной очереди, однако на
основании решения Заволжского районного суда г. Ульяновска от ***2011 - восстановлен с ***1993.
Исследованные
материалы дела свидетельствуют о том, что Андронов В.А. на протяжении всего
периода времени являлся и является нуждающимся в улучшении жилищных условий,
что подтверждено указанным решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от
***.2011 и не оспаривалось представителем ответчика в суде первой инстанции.
Решением
Заволжского районного суда г. Ульяновска от ***.2011, вступившим
в законную силу ***.2012, Андронову В.А. отказано в удовлетворении исковых
требований к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области», Федеральной
службе исполнения наказаний России, Министерству труда и социального развития
Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору
социального найма во внеочередном порядке с учетом права на
дополнительную жилую.
Обращение
Андронова В.А. ***2012 к ответчику о включении его в состав участников программы
«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий
граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой
программы «Жилище» на 2011-2015 годы было оставлено без удовлетворения по
причине отсутствия у истца необходимой для участия в данной программе
продолжительности службы в должностях, финансируемых за счет федерального
бюджета (не менее 10 лет).
Исследовав по
существу фактические обстоятельства дела и оценив совокупность собранных по
делу доказательств применительно к нормам законодательства, регулирующим в
разные периоды времени спорные отношения, суд первой инстанции правомерно
посчитал, что отказ УФСИН России по Ульяновской области включить
Андронова В.А. в список лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата,
является незаконным, и признал за истцом такое право.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, являются
несостоятельными и не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда
первой инстанции.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище
(статья 40, часть 1). В условиях рыночной экономики граждане Российской
Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно,
используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать
для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет,
что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных,
муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом
нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять
категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и
порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных
возможностей, имеющихся у государства.
Утвержденная Постановлением Правительства
Российской Федерации от 20.01.1998 № 71 Федеральная целевая программа
«Государственные жилищные сертификаты» предусматривала обеспечение в 1998 -
2002 годах постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы,
сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы,
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции
Российской Федерации, увольняемых со службы, граждан, уволенных с военной
службы, со службы из органов внутренних дел, Государственной противопожарной
службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их
семей. Программа устанавливала основной механизм обеспечения жильем указанных
категорий граждан и определяла основные источники финансирования программных
мероприятий, включая государственные средства, собственные средства граждан и
кредитные ресурсы банков.
Согласно пункту 5 Порядка выпуска и погашения
государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с
военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации,
увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из
органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а
также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных
городков, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
29.03.1999 № 351, право на получение сертификата имели сотрудники органов
внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно -
исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся
за счет средств федерального бюджета, увольняемые со службы, и граждане,
уволенные со службы из указанных органов и учреждений, имеющие общую
продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более (увольняемые
или уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на
службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными
мероприятиями).
Тот факт, что Андронов В.А. проходил службу в
уголовно-исправительном учреждении, финансируемом из федерального бюджета
(исправительная колония № 4, в настоящее время ФКУ ИК-4 УФСИН России по
Ульяновской области) представителем ответчика в суде первой и апелляционной
инстанции не оспаривался, как и выслуга лет Андронова В.А. - 13 лет 04 месяца
18 дней (в календарном исчислении), 17 лет 05 месяцев 21 день (в льготном
исчислении).
В связи с чем, вопреки доводам апелляционной
жалобы, вывод суда о том, что Андронов В.А., уволенный из
уголовно-исполнительной системы 31.10.1999 по болезни, имел право на участие в
программе «Государственные жилищные сертификаты», является верным.
Ссылки стороны ответчика на то, что участие в
названной программе носило исключительно добровольный характер, а Андронов В.А.
желания участвовать в программе не изъявлял, не могут быть приняты во внимание,
поскольку вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда
г.Ульяновска от ***2011 установлено, что учетное дело истца, состоящего на
учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, было уничтожено по вине
сотрудников уголовно-исполнительной системы ранее истечения установленного
срока его хранения.
Действия истца, на протяжении ряда лет
оспаривавшего действия сотрудников учреждения и органа уголовно-исполнительной
системы Ульяновской области, свидетельствуют о его желании реализовать
гарантированное ему Конституцией Российской Федерации право на жилище.
Именно государственные жилищные сертификаты (их выпуск и погашение) были
закреплены в качестве приоритетной формы финансирования расходов на обеспечение
постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств
федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов и
учреждений, а также членов их семей, Указом Президента Российской Федерации от
28.06.1999 № 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников
органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы Министерства Российской Федерации, а также
граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений» и
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 № 1095.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №675 и
12.07.2011 № 561 Федеральная целевая программа «Государственные жилищные
сертификаты» включена в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на
2002-2010 годы, а затем – на 2011-2015 годы соответственно.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, которым с 01.01.2005 статья
35 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы» признана утратившей силу (пункт 10 статьи
33), одновременно было определено, что финансовое обеспечение функционирования
уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам
является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).
Таким образом, поскольку Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ был
принят в том числе в целях приведения системы социальной защиты граждан в
соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, именно на Российскую Федерацию – с учетом положений статьи 71 (пункт
«о») Конституции Российской Федерации, в силу которой вопросы
уголовно-исполнительного законодательства, а значит, и правовой статус органов
и работников уголовно-исполнительной системы находятся в ведении Российской
Федерации, - было возложено бремя ответственности за состояние в сфере
социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на
2011 - 2015 годы» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных
сертификатов в рамках подпрограммы
«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий
граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой
программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами
выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы
«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий
граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой
программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах
реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской
Федерации от 21.03.2006 № 153 формой государственной финансовой поддержки
обеспечения граждан жильем в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы
является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на
приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным
жилищным сертификатом.
Согласно пунктам 5, 10 Правил выпуска и
реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы
«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий
граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой
программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», на которые содержится ссылка в
апелляционной жалобе, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет
средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в
связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы
которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные
с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на
военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с
организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы
(службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и
состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в
федеральном органе исполнительной власти; в общую продолжительность военной
службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по
контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в
Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,
содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Однако последующее изменение условий, которым должны отвечать бывшие
сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, изъявившие
желание реализовать свое право на жилище посредством использования
государственного жилищного сертификата, не лишает Андронова В.А., проходившего
службу на различных должностях (в том числе в отдельные периоды – на должностях,
содержащихся за счет средств производства исправительного учреждения) и нуждающегося
в улучшении жилищных условий с 1993 года, возможности получить от государства,
провозгласившего право на жилище, поддержку в той форме, которая была
закреплена законом и существовала на момент увольнения истца со службы и
является актуальной и единственно возможной для сотрудников
уголовно-исполнительной системы до сегодняшнего дня.
Иное решение, на котором настаивает ответчик, ссылаясь на неправильное
применение судом первой инстанции норм материального права, а именно пункта 5
Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках
реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, нельзя будет признать
законным, поскольку изменение законодателем условий и форм обеспечения граждан
жильем возможно лишь в случае, если посредством их гарантируется сохранение и
возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты граждан, а также
реализуется принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям
государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового
регулирования.
Иные, изложенные в
апелляционной жалобе доводы, являлись предметом
рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, материальный и процессуальный закон
применены правильно. Оснований для отмены решения суда по доводам
жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение
Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 03 августа 2012 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи