УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Касымова Э.Р.
Дело № 33-2929/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
25
сентября 2012 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей –
Фоминой В.А. и Чурбановой Е.В.
при секретаре
Ульяниной Э.С.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Алешина Н*** В*** на решение Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 25 июля 2012 года, по которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований Алешина Н*** В*** к Управлению Пенсионного фонда РФ в
Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области о включении в
специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,
отказать.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., объяснения истца Алешина Н.В., его представителя адвоката
Семеновой Н.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Алешин Н.В.
обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе
и г. Новоульяновске Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов
работы и назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование иска
указал, что ***2012 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему
пенсии в связи с наличием стажа педагогической работы более 25 лет. Однако, в
назначении досрочной пенсии ему было отказано. При этом в специальный стаж не
были включены период службы в
Вооруженных силах с ***1985 года по ***1987 года, периоды работы с ***1999 года
по ***2000 года в качестве учителя физической культуры Ундоровского сельского
лицея, с ***2002 года по ***2012 года в качестве тренера-преподавателя в ДЮСШ.
Данный отказ считает незаконным.
С учетом уточненных
исковых требований просил зачесть в специальный стаж период службы в рядах
Вооруженных сил РФ с ***1985 года по ***1987 года в льготном исчислении- 1 день
службы за 2 дня спецстажа, период работы в должности учителя физкультуры
Ундоровского сельского лицея и тренера-преподавателя МОУ ДОД ДЮСШ с ***1999
года по ***2000 года в календарном исчислении, в должности
тренера-преподавателя МОУ ДОД ДЮСШ с ***2002 года по ***2012 года и обязать
ответчика назначить пенсию досрочно с ***2012 года - момента обращения за ней.
Рассмотрев данный
спор, суд, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Алешин Н.В. не соглашается с
решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает,
что период прохождения службы в армии по призыву должен быть включен в его
специальный стаж в соответствии с
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 независимо от
времени обращения за назначением пенсии. Кроме того, на основании азб.1 п.3
ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
данный период должен быть засчитан в специальный стаж в льготном исчислении - 1
день службы за 2 дня. Также суд не учел, что в период с ***1999 по ***2000 он
работал учителем в лицее и на 0,5 ставки
в качестве тренера-преподавателя ДЮСШ. Установление этого обстоятельства
необходимо для разрешения требований о зачете в специальный стаж периода его
работы тренером- преподавателем ДЮСШ с ***2002 по ***.2012. Факт его работы в ДЮСШ на 0,5 ставки в качестве
тренера-преподавателя параллельно с работой учителем в лицее подтверждается
письменными доказательствами и показаниями свидетелей, анализ этих
доказательств в решении отсутствует.
Полагает, что период его работы в должности тренера-преподавателя МОУ
ДОД ДЮСШ должен быть включен в специальный стаж на том основании, что на ***2001
года он имел педагогический стаж более 16 лет 8 месяцев, а также в период с ***1999
по ***2000 работал тренером-преподавателем в МОУ ДОД ДЮСШ на 0,5 ставки.
Считает, что на момент обращения за пенсией его специальный стаж составлял
более 25 лет.
Дело рассмотрено в
отсутствие представителя ответчика Управления Пенсионного фонда
(Государственного учреждения) Российской Федерации в Ульяновском районе
и г. Новоульяновске Ульяновской области,
третьего лица МОУ ДОД ДЮСШ, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно части 1
статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Из материалов дела
следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных
прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской
области от ***2012 года Алешину Н.В. отказано в назначении досрочной
трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за
отсутствия специального стажа, в который не включены следующие периоды его
работы: с ***1985 года по ***1987 года -
период службы в Вооруженных силах и период работы с ***2002 года по ***.2012
года в качестве тренера-преподавателя в ДЮСШ. При этом период службы в
Вооруженных силах с ***1985 года по ***1987 года не включен в стаж по причине
того, что служба не предусмотрена Списком должностей и учреждений, а период работы
с ***2002 года по ***2012 года в качестве тренера-преподавателя в ДЮСШ,
поскольку не соблюдены условия, содержащиеся в п. 12 Правил исчисления периодов
работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №
781.
На момент обращения,
по мнению пенсионного органа, специальный стаж истца составлял 15 лет 3 месяца
10 дней. Истец просил суд обязать включить в стаж для назначения досрочной
пенсии по старости вышеуказанные периоды, причем период прохождения срочной
военной службы в составе ВС СССР с ***1985 по ***1987 в льготном исчислении 1
день службы за 2 дня спецстажа(3 года 10 дней).
Принимая решение об
отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Алешина Н.В., не установлено.
В силу подпункта 19
пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего
Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Для этого в рамках
ст.27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в
РФ» Правительство РФ постановлением № 781 от 29 октября 2002 года утвердило Списки
работ, профессий, должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы,
в соответствии с которыми право на досрочную трудовую пенсию по старости в
связи с педагогической деятельностью предоставляется не всем лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность, а только тем из них, которые
работали в определенных должностях и учреждениях, предусмотренных Списком,
утвержденным Правительством РФ. Наименование должностей и учреждений, работа в
которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, поименованы в
разделах «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка.
При этом работа в
должностях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» списка,
засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных
в п. 1.1 – 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в
должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, - в
учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка.
В пункт 2 раздела
«Наименование учреждений» указанного списка включены детско-юношеские
спортивные школы (ДЮСШ), относящиеся к учреждениям дополнительного образования
детей, в пункт 2 раздела «Наименование должностей» включены «директор,
тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель».
Пунктом 12 Правил
исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от
29.10.2002 года № 781, предусмотрено, что работа в должностях, указанных в
пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в
пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1
января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих
условий:
- на 1 января 2001
г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке,
продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется
факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с *** 1999 г. по ***
2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование
должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Как установлено
судом, специальный стаж Алешина Н.В. составил на ***2001 года 13 лет 8 месяцев.
Следовательно, у истца на ***2001 года не имелось необходимого стажа 16 лет 8
месяцев, даже при условии включения в специальный стаж периода службы в
Вооруженных силах с ***1985 года по ***1987 года в календарном исчислении (1
год 6 месяцев 6 дней).
Довод апелляционной
жалобы о необходимости включения в специальный стаж периода службы истца в
армии по призыву в льготном исчислении(1 день службы за 2 дня работы)
противоречит пенсионному законодательству. В подтверждение своего довода истец
ссылается на ст.10 Федерального закона от 27 мая 1998 №76-ФЗ «О статусе
военнослужащих». Однако, данное положение закона не может быть применено к
истцу, поскольку распространяется на военнослужащих при оформлении пенсионных
прав по выслуге лет. В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для
назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,
утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397,
военная служба по призыву засчитывается в стаж в календарном исчислении.
Обоснованно суд
первой инстанции, не включая службу по призыву, исходил из Положения о порядке исчисления стажа для
назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,
утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, в
соответствии с пп. «г» пункта 1 которого, учителям и другим работникам
просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях,
организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу
лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При
этом пунктом 4 указанного Положения предусматривалось, что время работы,
указанной в пункте 1 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности
при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в
соответствии с данным постановлением, приходится на работу в учреждениях,
организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Таким образом,
период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с ***.1985 по ***1987 не
может быть засчитан в его специальный стаж на основании указанного
постановления, поскольку условие зачета данного периода в специальный
педагогический стаж, установленное пунктом 4 данного Положения, не соблюдается
– у истца не имеется 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев) в учреждениях, организациях и
должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Ссылка автора жалобы
на то, что суд не учел его работу на 0,5 ставки в качестве
тренера-преподавателя ДЮСШ в период с ***1999 по ***2000, не влияет на
законность принятого судом решения, поскольку для включения в педагогический
стаж периодов работы истца тренером-преподавателем в ДЮСШ необходимо наличии
одновременно двух условий: на *** 2001 г. у лица имеется стаж работы в
должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16
лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности)
в период с *** 1999 г. по *** 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в
пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование
учреждений» списка.
Поскольку суд
установил, что педагогический стаж истца на ***2001 составляет менее 16 лет 8
месяцев, его работа в должности тренера-преподавателя ДЮСШ не засчитывается в
педагогический стаж.
Исходя из
правильного анализа пенсионного законодательства, суд первой инстанции пришел к
верному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный
педагогический стаж истца периода его службы в Вооруженных силах с ***1985 по ***1987
и периода работы с ***.2002 по ***2012 в МОУ ДОД ДЮСШ в должности тренера-преподавателя, и
соответственно назначения ему досрочной
трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применены судом правильно.
Доводы, приведенные
Алешиным Н.В. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут
повлечь отмену решения суда.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 25 июля 2012 года оставить без изменения,
а апелляционную жалобу Алешина Н*** В*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи