УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Мочалова
О.И. Дело №
33-2869/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 18 сентября 2012 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Коротковой
Ю.Ю., Нефедова О.Н.,
с участием прокурора
Фомичева Д.Ю.,
при секретаре
Ганеевой И.Р.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с
ограниченной ответственностью «Жилстройсервис» на решение Заволжского районного
суда г. Ульяновска от 18 июля 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования
Прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного
круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис» удовлетворить.
Признать незаконными
действия общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис» по начислению и взиманию с
жителей домов №*** по проспекту Л*** №*** по бульвару Л***, №*** по проспекту А***,
№*** по проспекту С*** города У***, платы за коммунальную услугу по горячему
водоснабжению, в размере 82 руб. 92 коп./м3 с 01 января 2009 года по 01 февраля
2009 года и 81 руб. 96 коп./м3 с 01 февраля 2009 года по 31 декабря 2009 года.
Обязать общество с
ограниченной ответственностью «Жилстройсервис» произвести расчет платы за
коммунальную услугу по горячему водоснабжению для жителей домов № *** по
проспекту Л***, №*** по бульвару Л***, №*** по проспекту А***, №*** по
проспекту С*** г.У*** при базовом неизменном температурном режиме.
Обязать общество с
ограниченной ответственностью «Жилстройсервис» произвести перерасчет жителям
домов №*** по проспекту Л***, №*** по бульвару Л***, №*** по проспекту А***, №***
по проспекту С*** города У***, платы за коммунальную услугу по горячему
водоснабжению за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, зачислив
в счет последующих платежей, за коммунальную услугу по горячему водоснабжению,
незаконно начисленные и полученные суммы в виде платы за оказание услуг по
горячему водоснабжению в размере 82 руб. 92 коп./м3 с 01 января 2009 года по 01
февраля 2009 года и 81 руб. 96 коп./м3 с 01 февраля 2009 года по 31 декабря
2009 года.
Заслушав доклад судьи
Коротковой Ю.Ю., объяснения представителей ООО Жилстройсервис» - Загайновой
О.Ф., Лямаевой С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение
прокурора Фомичева Д.Ю.,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Заволжского
района города Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц,
обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью
«Жилстройсервис» (ООО «Жилстройсервис») о признании незаконными действий по
начислению и взиманию платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения за
период с 01.01.2009 по 31.12.2009, возложении обязанности произвести перерасчет
платы за указанную услугу.
Иск мотивировал тем,
что он предъявлен в интересах жителей домов № *** по проспекту Л*** № *** по
бульвару Л***, № *** по проспекту А***, № *** по проспекту С*** г. У***,
которые находятся в управлении ООО «Жилстройсервис». В 2009 году ответчик
дифференцировал расчеты с потребителями ГВС по типам подключения к системе
водоснабжения, установив плату за горячее водоснабжение в отношении
потребителей, подключенных к двухтрубной системе теплоснабжения, исходя из
базового температурного режима свыше 75 градусов Цельсия при сохранении норматива
потребления 3,9 м3 на человека, утвержденного для температурного режима в 60
градусов Цельсия. Расчет платы граждан за ГВС с применением норматива подогрева
воды до температуры 60 градусов Цельсия, при сохранении величины норматива
потребления горячей воды 3,9 м3 на одного человека в месяц, является нарушением норм действующего
законодательства, что привело к росту размера платы за ГВС для населения по
отношению к 2008 году с 01.01.2009 на 144%, составив 82 руб. 92 коп./м3, а с
01.02.2009 - на 142,4 %, составив 81 руб. 96 коп./м3. Необоснованное завышение
ООО «Жилстройсервис» размера платы за горячее водоснабжение повлекло за собой
формирование дополнительных материальных потерь со стороны жителей помещений
многоквартирных домов, находящихся в управлении общества, нарушение их прав и
законных интересов.
Просил признать
незаконными действия ООО «Жилстройсервис» по начислению и взиманию с жителей
домов № *** по проспекту Л***, № *** по бульвару Л***, № *** по проспекту А***,
№ *** по проспекту С*** г. У*** платы за коммунальную услугу по горячему
водоснабжению в размере 82 руб. 92 коп./м3 с 01.01.2009 по 01.02.2009 и 81 руб.
96 коп. /м3 - с 01.02.2009 по 31.12.2009; обязать ООО «Жилстройсервис»
произвести расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению для
жителей домов № *** по проспекту Л***, № *** по бульвару Л***, № *** по
проспекту А***, № *** по проспекту С*** г. У*** при базовом неизменном
температурном режиме; обязать ООО «Жилстройсервис» возвратить жителям домов № ***
по проспекту Л***, № *** по бульвару Л***, № *** по проспекту А***, № *** по
проспекту С*** г. У*** суммы неосновательного обогащения, полученные в качестве
платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в результате применения
размера платы равного 82 руб. 92 коп./м3 с 01.01.2009 по 01.02.2009 и 81 руб.
96 коп./м3 с 01.02.2009 по 31.12.2009,
путем перерасчета в счет последующих платежей за коммунальную услугу по
горячему водоснабжению.
Суд привлек к
участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора - Ульяновское муниципальное унитарное
предприятие «Теплоком» (УМУП «Теплоком»), и постановил приведенное выше
решение.
В апелляционной
жалобе ООО «Жилстройсервис» просит отменить решение суда. В обоснование жалобы
указывает на необоснованной отказ суда в удовлетворении заявления ответчика о
применении срока исковой давности по настоящему спору. Суд не учел, что истец
не заявлял ходатайства о восстановлении срока исковой давности, а также не
представил каких-либо доказательств уважительности причин пропуска такого
срока. Указанные судом заявления жителей микрорайона в Генеральную прокуратуру РФ от 22.11.2011 и
прокуратуру Ульяновской области от 13.03.2012 о проведении прокурорской
проверки по факту нарушения прав потребителей при взимании платы за горячее
водоснабжение в 2009 году не влияют на применение срока исковой давности. Жители многоквартирных домов № *** по
проспекту Л***, № *** по бульвару Л***, № *** по проспекту А***, № *** по
проспекту С*** г. У***, получая с января
2009 года квитанции на оплату
жилищно-коммунальных услуг, были уведомлены о стоимости тарифа на услугу
горячего водоснабжения, и в случае несогласия с его расчетом имели возможность
обратиться в суд.
Кроме того, не
согласен с выводом суда о том, что при расчете тарифа на ГВС в 2009 году ООО
«Жилстройсервис» превысило средний по году норматив нагрева до температуры 65
градусов Цельсия. Норматив потребления горячей воды утвержден Постановлением
Мэра г. Ульяновска от 19.09.2001 № 1499
в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ № 306
от 23.05.2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов
потребления коммунальных услуг» и составляет 3,9 куб.м на человека в месяц при
температуре горячей воды у потребителей 60 градусов С. ООО «Жилстройсервис»
рассчитывало стоимость услуги по данному нормативу, поскольку иные нормативы
потребления горячей воды в установленном порядке не утверждены. Применение
базового температурного режима в 75 градусов не может считаться нарушением,
поскольку это не противоречит нормам, установленным Правилами предоставления
коммунальных услуг гражданам, утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 и СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и
канализация зданий».
Оплата горячего
водоснабжения производилась ООО «Жилстройсервис» по фактически потребленному
теплоносителю, то есть по температуре на границе раздела, и рассчитана на
максимально возможную температуру горячего водоснабжения. Произведенный расчет
платы не влияет на норматив потребления
ГВС в связи с тем, что в 2009 году 80% населения оплачивали услугу ГВС по
квартирным приборам учета, а не по установленному нормативу потребления.
В соответствии со
ст. 167 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации дело
рассмотрено в отсутствие представителя
УМУП «Теплоком», извещенного надлежащим
образом о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не находит оснований к
отмене решения суда.
На основании ч. 1
ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
В соответствии с
требованиями ст. ст. 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой
инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне
и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.
Из материалов дела
следует, что в управлении ООО «Жилстройсервис» находятся жилые
многоквартирные дома: № *** по проспекту Л***, № *** по бульвару Л***, № *** по
проспекту А***, № *** по проспекту С*** г. У***, в которых установлена двухтрубная
система теплоснабжения.
Согласно договору снабжения тепловой энергией в
горячей воде № *** от 23.05.2007, УМУП «Теплоком» подает ООО «Жилстройсревис»
через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель от
источника тепловой энергии УТЭЦЦ-2, а последнее принимает и оплачивает тепловую
энергию и невозвращенный теплоноситель (химически очищенную воду).
В соответствии с п.3 Правил предоставления
коммунальных услуг, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (в редакции, действовавшей на момент
рассматриваемых правоотношений) ООО «Жилстройсревис» является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению,
предоставляя коммунальный ресурс потребителям.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в
редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений, размер платы
за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых
коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их
отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых
органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления
коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Размер платы
за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса,
в том числе за горячее водоснабжение, рассчитывается по тарифам, установленным
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления в порядке,
установленном федеральным законом.
Постановлением
Городского Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска на период
2009 года в целях оказания услуг по горячему водоснабжению для потребителей при
централизованной системе горячего водоснабжения установлен в размере 62 руб. 38
коп. за 1 куб.метр горячей воды (без учета НДС).
Данный тариф
установлен на основании экспертного заключения № *** от 24.11.2008, в
соответствии с которым принят средний по
году норматив нагрева до 65 градусов Цельсия.
В соответствии с
действовавшим порядком расчета размера платы, установленным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006
N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при
отсутствии в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих
(квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее
водоснабжение определялся по формуле
(3), учитывающей количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том
жилом помещении (чел.), норматив потребления
услуги (куб. м в месяц на 1 чел.); тариф на
коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством
Российской Федерации (руб./куб.м).
При оборудовании
многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии
индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за горячее
водоснабжение в жилом помещении определялся по формуле (6) с учетом объема
коммунального ресурса, фактически потребленного по показанию коллективного
(общедомового) прибора учета в многоквартирном доме; объема коммунального
ресурса, потребленного за расчетный период в i-том нежилом помещении (за
исключением помещений общего пользования), определенного в соответствии с пунктом 20
Правил предоставления коммунальных услуг гражданам; тарифа на соответствующий
коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством
Российской Федерации; количества граждан, проживающих в i-том жилом помещении;
количества граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания
во всех жилых помещениях дома, не оборудованных индивидуальными приборами
учета.
При оборудовании
многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных
или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими
(квартирными) приборами учета размер платы за горячее водоснабжение,
определялся по выше указанной формуле 3,
а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9, где
учитывается объем (количество) коммунального ресурса, фактически потребленного
по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме;
суммарный объем коммунального ресурса, измеренный индивидуальными приборами
учета; суммарный объем коммунального
ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных
приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных
услуг по формулам 1
и 3;
объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в i-том
помещении, измеренный индивидуальными приборами учета; тариф на соответствующий
коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством
Российской Федерации и.
Таким образом, при
определении размера платы за горячее
водоснабжение закон не разграничивал потребителей по типу системы теплоснабжения
многоквартирного дома.
Следовательно,
в 2009 году ответчик незаконно дифференцировал расчеты с потребителями ГВС по
типам подключения дома к системе водоснабжения, установив плату за горячее
водоснабжение в отношении потребителей, подключенных к двухтрубной системе
теплоснабжения, исходя из базового температурного режима свыше 75 градусов
Цельсия при сохранении норматива потребления 3,9 куб.м на человека,
утвержденного для температурного режима до 65 градусов Цельсия.
С 01.01.2009
размер платы для потребителей указанных домов составил 82 руб. 92 коп./куб.м, а
с 01.02.2009 - 81 руб. 96 коп./куб.м.
Как следует из
материалов дела, при двухтрубной системе водоснабжения коммунальный ресурс
«тепловая энергия» поставляется УМУП «Теплоком» до цоколя здания абонента.
После цоколя здания абоненты самостоятельно в своих индивидуальных пунктах
(подвалах зданий) изготавливают ГВС путем подмеса вода из обратного
трубопровода с горячей водой подающего трубопровода до достижения ее
нормативной температуры, установленной в Приложении № 1 Постановления
Правительства РФ от 23.052006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных
услуг гражданам» - не менее 60 градусов Цельсия и не более 75 градусов Цельсия.
Расчет
теплопотребления для абонентов УМУП «Теплоком», в домах, не имеющих приборов
учета, производится балансовым методом на основании объемов фактического
отпуска тепловой энергии и теплоносителя филиала ОАО «Волжская ТГК» пропорционально проектным
нагрузкам абонентов, согласно Методике определения количества тепловой энергии
и теплоносителя в водяных системах
коммунального теплоснабжения.
Данная Методика
разработана Приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105 в качестве
практического пособия для теплоснабжающих организаций системы
жилищно-коммунального хозяйства и потребителей (абонентов) - юридических лиц,
теплопотребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям
систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета
тепловой энергии и теплоносителя.
В настоящем случае
коммунальный ресурс приобретался у УМУП
«Теплоком» ответчиком, как исполнителем коммунальных услуг, не в целях
перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
В связи с этим вопрос о стоимости услуги
ГВС для жителей многоквартирного дома должен был решаться исходя из
установленных органами местного самоуправления нормативов потребления
коммунальной услуги и тарифов на нее.
До настоящего
времени для потребителей действует
норматив потребления 3,9 куб.м на человека в месяц, установленный
Постановлением мэра города Ульяновска от 19.09.2001 № 1499 исходя из
температуры горячей воды 60 градусов Цельсия.
Поскольку на 2009
год не принималось в установленном порядке иных нормативов потребления и
тарифов на услугу горячего водоснабжения, произведенные ответчиком начисления
платы за данную коммунальную услугу, не соответствует закону и подлежат перерасчету.
Доводы апелляционной
жалобы, в том числе в части применения срока исковой давности, являлись
предметом всесторонней проверки в суде первой инстанции и обоснованно признаны
несостоятельными.
В силу изложенного
выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу
обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном
толковании.
Нарушений, влекущих
безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Таким образом,
решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Заволжского районного суда г.
Ульяновска от 18 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис»– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи