Судебный акт
О признании права на выплату ЕДВ
Документ от 14.08.2012, опубликован на сайте 07.09.2012 под номером 34012, 2-я гражданская, о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

                         УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Булдина Т.М.                                                                       Дело №33- 2436/2012                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              14 августа  2012 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Грудкиной Т.М., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Атногуловой И.И.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13 июня 2012 года, по которому постановлено:

 

Иск Мухаметзяновой В*** Б*** удовлетворить.

Признать за Мухаметзяновой В*** Б*** право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной Войны, с 01.01.2005г.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области произвести Мухаметзяновой В*** Б*** ежемесячную денежную выплату, в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, за период с 01.01.2005г. по июль 2011г. включительно с учетом индексации, исходя из ежемесячного размера *** руб. на день вынесения решения.

Взыскать с  Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области в доход местного бюджета госпошлину в размере 200 руб.

 

Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М., пояснения истицы Мухаметзяновой В.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Мухаметзянова В.Б. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в повышенном размере, как участнику ВОВ с 1 января 2005 г., взыскании с ответчика недополученных денежных средств с 1 января 2005 г. по июль 2011 г. с учетом индексации.

В обоснование иска указала, что является  вдовой ветерана боевых действий офицера М***., умершего ***. В соответствии со ст.7 Закона СССР от 01.08.1989 №313-1 на вдов военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, распространялись льготы, установленные для участников ВОВ. После того, как ФЗ №122 от 22.08.2004 были внесены изменения в ФЗ «О ветеранах», некоторые льготы в натуральной форме были заменены на денежные компенсации – ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).  Однако с 01.01.2005 ЕДВ ей не была назначена и она лишилась части предоставленных ей мер социальной поддержки. Отказ в назначении ЕДВ с этой даты ответчик мотивирует тем, что она не достигла возраста 50 лет. Ей назначена ЕДВ в размере для участников ВОВ лишь по достижении возраста 50 лет с 02.08.2011.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судом неправильно определен срок назначения ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, с 01.01.2005, указанный срок не может быть ранее, чем с 04.04.2007. Закон СССР от 01.08.1989, в соответствии с которым истица ранее пользовалась льготами, установленными для участников ВОВ, утратил силу с принятием Федерального закона «О ветеранах». В связи с этим право истицы на получение ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, фактически основывается на выводах, содержащихся в определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 №331-О-П, в котором указано, что  женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005 возникло и было реализовано право пользования льготами, установленными для участников ВОВ по Закону СССР от 01.08.1989, ежемесячная денежная выплата по закону «О ветеранах» должна производиться в размере, установленном для участников ВОВ. Суд не учел, что вышеуказанное определение КС РФ вступило в законную силу только 04.04.2007, соответственно, право на назначение ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, также возникает у истицы не ранее этой даты, а не с 01.01.2005. Кроме того, супруги военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на меры социальной поддержки, в том числе, и на ЕДВ, в том случае, если они согласно п.1 ст.21 закона «О ветеранах»  являются нетрудоспособными, состояли на иждивении, получают пенсию по случаю потери кормильца или имеют право на её получение в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным условиям истица вплоть до 02.08.2011 не соответствовала. С августа 2011 ей была назначена пенсия по линии Министерства Обороны РФ и с этого момента она приобрела право на получение ЕДВ. Суд сделал необоснованный вывод о том, что в невыплате истице ЕДВ имеется вина УПФР, поскольку данный  вопрос не исследовался.  Считает, что установленный срок исковой давности 3 года у истицы уже истек. Управлением в ходе рассмотрения дела не заявлялось ходатайство о применении по делу срока исковой давности в связи с тем, что по сложившейся судебной  практике суды не применяют срок исковой давности. Однако Управление в момент подготовки апелляционной жалобы нашло и положительную судебную практику по данному вопросу. 

В судебное заседание представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен  надлежащим образом. На основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что Мухаметзянова В.Б. является вдовой военнослужащего М***., погибшего при исполнении  обязанностей военной службы  ***.

***1990 Мухаметзяновой В.Б. было выдано удостоверение о праве на льготы серии ЖР *** и листы талонов к нему на 50% скидку на проезд, что подтверждается справкой военного комиссариата Ульяновской области от ***2011г. В последующем  истице было выдано удостоверение о праве на льготы серии ЖР *** по состоянию на 2001г., на основании которого ей были выданы листы талонов  на право получения проездных билетов с 50% скидкой.

Суд первой инстанции на основании приведенных в решении норм закона правильно исходил из того, что право пользования льготами истицей было реализовано в период действия Закона СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", а также в период действия ФЗ «О ветеранах».

Так, в соответствии с Законом СССР от 1 августа 1989 года "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (статья 7) на этих лиц были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон "О ветеранах" определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой был различным для участников Великой Отечественной войны  и для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

По смыслу статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года № 331-О-П не допускается установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до  01 января 2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ЕДВ в размере ниже размера данной выплаты, назначенной в настоящее время в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, ранее выраженных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Из разъяснения в письме Пенсионного фонда РФ «О порядке применения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2007 № 331-О-П» от 28 января 2008 № КА-28-25/718, следует, что право на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, родители военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, подтверждается удостоверением установленного образца, либо справкой, заменяющей удостоверение, и справкой гибели военнослужащего, выданной до 16 января  1995 года.

Территориальным органам Пенсионного фонда РФ указывалось на необходимость осуществить выборку граждан имеющих право на получение ЕДВ по вышеуказанному основанию и в беззаявительном порядке вынести решение о назначении ЕДВ с 04 апреля 2007 года.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Мухаметзянова В.Б. до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны, соответственно, имеет право на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

Разрешая  спор,  суд правомерно  исходил  из  того,  что  п.2  ст. 21 ФЗ «О  ветеранах» прямо  предусматривает  предоставлением  мер  социальной  поддержки  родителям  погибшего (умершего) независимо от  нахождения  на  иждивении  и  получения  любого вида  пенсии  и  заработка,  то  есть  данная  норма  является  исключением  из общего  правила  о  наличии других  необходимых  условий, предусмотренных  п.1 ст. 21 Федерального  закона    для  других  членов  семьи (нетрудоспособности  члена  семьи  погибшего  (умершего)  и  состояния  на  иждивении  погибшего (умершего) либо  получения  пенсии  по  случаю  потери  кормильца (наличия права на ее  получение)  в  соответствии с  Пенсионным  законодательством  Российской Федерации.)

На основании вышеизложенного доводы апелляционной жалобы в части оспаривания права истицы на получение ЕДВ с 04.04.2007 по день назначения – 02.08.2011,  являются необоснованными.

Вместе с тем, довод ответчика о том, что судом неправильно определен срок назначения ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, с 01.01.2005  вместо 04.04.2007, заслуживает внимания.

Удовлетворяя исковые требования истицы, суд первой инстанции исходил из того, что она имеет право на ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, с 01.01.2005, т.е. с момента, когда часть ранее предоставленных предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой.

Однако, с данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.

Юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата им силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут  применяться и реализовываться каким-либо иным способом. Таким  образом, общим порядком, вытекающим из частей первой и третьей  статьи 9 Федерального конституционного закона «О  Конституционном Суде Российской Федерации», является утрата силы  акта или его отдельных положений, признанных неконституционными, с момента провозглашения постановления Конституционного Суда  Российской Федерации (определение Конституционного Суда РФ  от 5 февраля 2004 №78-О, Определение Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 №735-О-О).

При этом порядок вступления в силу определения КС РФ от 04 апреля 2007 № 331-О-П в нем специально не оговаривается, поэтому действует общий порядок, предусмотренный ст.75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", то есть с момента его провозглашения (4 апреля 2007 г.). С указанного момента положения п. 19 ст. 44 Федерального закона N 122-ФЗ, ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ) должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.

Следовательно, ежемесячная денежная выплата женам  военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, должна предоставляться в размере, указанном в подпункте 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» для  участников Великой Отечественной войны, с 4 апреля 2007 г.

Поскольку истица просила признать за ней право на получение ЕДВ с 1 января 2005 года именно в размере, установленном для участников ВОВ, оснований для удовлетворения в этой части её исковых требований у суда не имелось. 

В связи с чем решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 13 июня 2012 года подлежит изменению в части определения начала даты назначения  Мухаметзяновой В.Б. ежемесячной денежной выплаты, установив её с 04 апреля 2007 года.

В  остальной  части  решение  суда  подлежит  оставлению  без  изменения.

Судебная коллегия не может принять во внимание ссылку в апелляционной жалобе на применение срока исковой давности по заявленным исковым требованиям, поскольку данное ходатайство не было заявлено в ходе рассмотрения дела. Обоснование заявления данного ходатайства в момент подготовки апелляционной жалобы тем, что была найдена положительная судебная практика по данному вопросу, судебная коллегия находит несостоятельным и неубедительным.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 13 июня 2012 года изменить в части определения начала даты ежемесячной денежной выплаты Мухаметзяновой В*** Б***, установив её с 04 апреля 2007 года.

В остальной части решение оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи: