Судебный акт
Оспаривание отказа в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы ветерана ВОВ
Документ от 14.08.2012, опубликован на сайте 22.08.2012 под номером 33925, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Росляков В.Ю.                                                                           Дело-33-2477/2012 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     14 августа 2012 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Казаковой М.В., Коротковой Ю.Ю.,

при секретаре Шаряевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Терешиной Л*** И*** на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 07 июня 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Терешиной Л*** И***  к администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение»  о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, понуждении поставить на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, оставить без удовлетворения. 

Взыскать с Терешиной Л*** И*** в пользу закрытого акционерного общества «Многопрофильный деловой центр» издержки за проведение судебной строительно-технической экспертизы в размере 13000 (тринадцати тысяч) рублей.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителей истицы – Мясникова В.И., Иевлева Е.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Терешина Л.И. обратилась в суд с иском к администрации МО «Инзенское городское поселение»  о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, понуждении поставить на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.  В обоснование иска указала, что  является вдовой участника Великой Отечественной войны - Терешина А.П., инвалидом *** группы  по общему заболеванию. С 1951 года  проживает в собственном жилом доме, который непригоден для проживания, так как техническое состояние его несущих конструкций и инженерного оборудования является недопустимым.  20.03.2012 она обратилась в администрацию МО «Инзенское городское поселение» с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, но ей в этом было отказано. Просила признать незаконными решение комиссии по учету и распределению жилой площади МО «Инзенское городское поселение» Ульяновской области от 28.03.2012 о признании дома пригодным для проживания и постановление администрации МО «Инзенское городское поселение» Ульяновской области от 28.03.2012 и об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать ответчика поставить ее на такой учет.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  Терешина Л.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд не мотивировал отказ в удовлетворении ее требований о признании незаконным решения комиссии местной администрации о признании ее дома пригодным для проживания, не дал оценки тому обстоятельству, что данное решение было вынесено без осмотра  дома. Суд необоснованно не принял во внимание заключение эксперта о непригодности дома для проживания, не назначил по делу повторную экспертизу, неправомерно взыскал с нее расходы на проведение экспертизы, поскольку она была назначена по инициативе суда.   

Дело рассмотрено в отсутствии Терешиной Л.И., администрации МО «Инзенское городское поселение», третьих лиц -  Министерства  труда и социального развития  Ульяновской области, Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства финансов Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В  судебном  заседании   представители   Терешиной Л.И. -   Мясников В.И., Иевлев Е.Н  доводы апелляционной жалобы  поддержали.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Терешина Л.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом *** группы по общему заболеванию, проживает в доме по адресу: Ульяновская область, г. И***, принадлежащем ей на праве собственности, зарегистрирована в нем одна. Общая площадь деревянного жилого дома с кирпичным пристроем составляет 36,8 кв.м, в доме имеется автономное отопление, отсутствует водопровод и канализация.

Постановлением администрации МО «Инзенское городское поселение» от 21.01.2010 Терешина Л.И. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако документы с заявлением Терешиной Л.И. о выдаче свидетельства для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета были возвращены Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области  в связи  с тем, что не было представлено решение местной администрации о признании дома истицы непригодным для проживания.

После проведения обследования дома межведомственной комиссией  решением МО «Инзенское городское поселение» от 21.07.2010 Терешина Л.И. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью пригодным к проживанию жильем свыше установленной учетной нормы (36,8 кв.м при норме 12 кв.м).

Не согласившись с решением местной администрации, Терешина Л.И. обжаловала его в судебном порядке.

Решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 06.10.2010  в удовлетворении исковых требований Терешиной Л.И. о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в связи с нуждаемостью было отказано. Отказ мотивирован тем, что жилое помещение по адресу: Ульяновская область, г. И****** пригодно для проживания.

Определением судебной коллегии Ульяновского областного суда от 23.11.2010  указанное решение оставлено без изменения.

В феврале 2012 года истица обратилась в автономную некоммерческую организацию «У***», по заключению специалистов  которой  техническое состояние дома Терешиной Л.И. в целом является недопустимым, в том числе в части несущих стен, фундамента, конструкций перекрытия, в связи с чем жилой дом непригоден для проживания.

В марте 2012 года  Терешина Л.И. вновь обратилась к ответчику с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, представив в обоснование своей нуждаемости заключение НК «У***».

Постановлением администрации МО «Инзенское городское поселение» от 28.03.2012  в постановке Терешиной Л.И. на учет вновь  отказано на основании заключения межведомственной комиссии от того же числа  о пригодности дома для проживания.

Истица полагала, что данный отказ и решение межведомственной комиссии являются незаконными.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Терешиной Л.И., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008  № 714  «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года  за № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, то есть непригодном для постоянного проживания.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Пункт 43 Положения приводит технические параметры, в соответствии с которыми должна быть проведена оценка соответствия находящегося в эксплуатации помещения. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.

Пункт 33 Положения устанавливает основания, по которым жилое помещение может быть признано непригодным для проживания. Одним из таких оснований может быть ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В соответствии с п.2.1 и п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых помещений государственного  и общественного   жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного  Приказом Министра ЖКХ РСФСР от 05.11.1985 № 529 к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов с износом свыше 65%.

Заключением межведомственной комиссии  МО «Инзенское городское поселение» от 25.04.2012, принятым с учетом мнения специалистов НК «У***» о техническом состоянии дома, представленном истицей, ее дом признан пригодным для проживания.

С целью проверки обоснованности выводов комиссии судом была  назначена строительно-техническая экспертиза, по заключению которой  жилой дом истицы соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за исключением фундамента, находящегося в недопустимом состоянии, и высоты жилых помещений, составляющих менее 2,5 м. В заключении также указано, что стены дома имеют биоповреждения в местах соприкосновения с землей (на площади до 10%), в связи с чем находятся в ограниченно работоспособном состоянии, требуют ремонта, но в данном состоянии обеспечивают несущую способность и безопасное пребывание в доме граждан. Остальные элементы дома – перекрытие, крыша, кровля находятся в работоспособном состоянии.  Исходя из указанного технического состояния дома, эксперт М*** С.И. пришел к выводу о том, что имеются основания для признания его непригодным для проживания.

Будучи допрошенным в суде апелляционной инстанции, эксперт М*** С.И. пояснил, что вывод о непригодности дома для проживания сделал исходя из технического состояния фундамента дома, физический износ которого составляет 80%. Однако с учетом  того обстоятельства, что удельный вес фундамента составляет  12% , а физический износ остальных несущих  конструкций дома – не более 50%, общий физический износ деревянного дома равен 52%, а пристроя – 43%.При этом  пояснил, что столбчатый фундамент деревянного дома, а также нижние венцы стены дома с биоповреждениями могут  быть заменены в ходе ремонта. 

Следовательно, исходя из вышеуказанных п.2.1 и п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых помещений государственного и общественного  жилищного фонда для постоянного проживания, жилой дом  Терешиной Л.И. не может быть признан непригодным для проживания, поскольку его физический износ составляет менее 65%, а конструктивные элементы, находящиеся в недопустимом и ограниченно работоспособном состоянии, могут быть заменены на новые. Обязанность же по содержанию имущества в надлежащем состоянии, в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, возложена на его собственника.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Доводы, приведенные Терешиной Л.И в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Ссылка на незаконность принятых местной администрацией решений о признании дома пригодным к проживанию и отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что осмотр дома ответчиком не производился, правильность выводов суда не опровергает, поскольку вопрос о нуждаемости истицы в предоставлении жилья в полном объеме был проверен в ходе рассмотрения настоящего дела. Кроме того, межведомственная комиссия составляла акт с осмотром дома в марте 2010 года и также пришла к заключению о пригодности дома к проживанию. 

В силу ст. 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительная экспертиза может быть назначена в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта. Данное процессуальное действие является прерогативой суда, который для разрешения настоящего спора посчитал достаточными представленные по делу доказательства. 

Довод о неправомерном взыскании с  истицы расходов на проведение экспертизы основанием к отмене решения суда не является, так как возложение судебных расходов на проигравшую сторону предусмотрено ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 07 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Терешиной Л*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: