Судебный акт
Возложение обязанности по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности
Документ от 19.06.2012, опубликован на сайте 13.07.2012 под номером 33026, 2-я гражданская, о признании незаконной деятельности в отсутствие лицензии, возложении обязанности направить в лицензирующий орган пакет документов для получения лицензии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

                                         УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                           Дело № 33-1706/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   19 июня 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Королевой А.В.,

судей Федоровой Л.Г., Костюниной Н.В.,

при секретаре Берхеевой Г.И.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска на решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 марта 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых прокурора Железнодорожного района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Ульяновску о признании осуществляемой медицинской деятельности незаконной, возложении обязанности направить документы для получения лицензии на  осуществление медицинской деятельности – отказать.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Сальникова А.А., поддержавшего доводы представления, представителя УМВД России по городу Ульяновску Языковой М.С., представителя УМВД России по Ульяновской области Инкиной О.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Ульяновску о признании осуществляемой медицинской деятельности незаконной, возложении обязанности направить документы для  получения лицензии  на осуществление медицинской деятельности.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Управления Министерства внутренних дел России по г. Ульяновску выявлены нарушения, требующие применение мер прокурорского реагирования по обращению с иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.

ИВС является структурным подразделением УМВД России по г.Ульяновску. В изоляторе осуществляется  медицинская деятельность без наличия лицензии по работам (услугам), выполняемым при осуществлении доврачебной медицинской помощи по лечебному делу, по медицинским осмотрам. Факт осуществления медицинской деятельности в виде доврачебной  медицинской помощи по лечебному делу, по медицинским осмотрам подтверждается документально.

В помещении ИВС имеется кабинет фельдшера, процедурный кабинет, кабинет осмотра подозреваемых, два медицинских изолятора. Для осуществления медицинской деятельности ежегодно производится закупка лекарственных препаратов, заключен договор поставки  с ОАО «УльяновскФармация» от 10.09.2011, ведется журнал учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности, используется медицинское оборудование: два тонометра, переносной бактерицидный облучатель, сухожаровой шкаф, аппарат дыхательный ручной.

Кроме того, в ИВС проводятся медицинские осмотры водителей (предрейсовые  и послерейсовые), что отражено в журналах осмотров.

Осуществление медицинской деятельности в ИВС УМВД по г. Ульяновску без наличия лицензии является незаконным и означает несоответствие оказания медицинской помощи государственным стандартам Российской Федерации.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены Министерство здравоохранения Ульяновской области и Управление Росздравнадзора Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции постановил указанное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование представления указывает, что вывод суда о том, что получение лицензии на осуществление медицинской деятельности является обязанностью юридического лица, осуществляющего такую деятельность как самостоятельную предпринимательскую, а оказание медицинской помощи не относится к деятельности изоляторов временного содержания, противоречат смыслу законодательства об основах охраны здоровья граждан.

Осуществление изолятором временного содержания медицинской деятельности в качестве деятельности, не являющейся основной, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. 

Отказ в удовлетворении исковых требований противоречит требованиям Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

При вынесении решения судом не были применены подлежащие применению положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», а выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.

В возражениях на апелляционное представление прокурора  УМВД России по Ульяновской области, по городу Ульяновску просят решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора без удовлетворения.

Представители третьих лиц Министерства здравоохранения Ульяновской области и Управления Росздравнадзора Ульяновской области в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления прокурора, возражения УМВД России по Ульяновской области, УМВД России по городу Ульяновску на апелляционное представление,  судебная коллегия приходит  к выводу об  отмене постановленного судебного решения по следующим основаниям.

В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к УМВД России по г. Ульяновску о признании осуществляемой медицинской деятельности незаконной, возложении обязанности направить  документы для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, суд исходил из того, что оказание медицинской помощи не относится к деятельности изоляторов временного содержания.

Однако с данным решением суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.

Статьей 24 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Приказом УМВД России по Ульяновской области от 15 декабря 2011 № 683  в структуре УМВД России по городу Ульяновску создан изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых (с лимитом мест от 50 до 100).

Как видно из материалов дела, приказом N *** л/с от 18.04.2012 года на должность фельдшера (руководителя медицинской части) ИВС подозреваемых  и обвиняемых  УМВД РФ по городу Ульяновску была назначена С***.

Приказом № *** л\с от 08.08.2011 на должность фельдшера медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД РФ по городу Ульяновску назначена К***.

Должность фельдшера медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых включена в штатное расписание, утвержденное приказом N 638 УМВД России по Ульяновской области от 15.12.2011 года.

В соответствии с пунктом 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 года медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно пункту 2 указанной Инструкции при оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о здравоохранении, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящей Инструкцией.

При этом, согласно пункту 7.1 Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС.

В обязанности медицинского работника входит, в том числе оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организация оказания скорой медицинской помощи (пункты 8.2 и 8.3).

Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой.

Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете.

Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.

В сентябре 2011 года между ОАО «Ульяновск Формация» и УМВД России по городу Ульяновску был заключен договор № 1912 пр\11 на поставку лекарственных средств безрецептурного отпуска.

Суд первой инстанции указанные выше нормы материального права, а также фактические обстоятельства данного дела при постановлении решения не учитывал, в связи с чем постановил незаконное решение, которое подлежит отмене в соответствии с требованиями ст. 330 ГПК РФ.

Кроме того, в п.3 Положения о лицензировании медицинской деятельности ( за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного  Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, указано, что  медицинскую деятельность составляют работы (услуги) которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой ( в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санитарно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических  (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи в соответствии с перечнем  согласно приложению.

Ранее действовавшим на момент обращения прокурора с иском в суд пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года N 30, было установлено, что медицинская деятельность предусматривала выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

В соответствии с должностной инструкцией дежурного фельдшера ИВС подозреваемых и обвиняемых УМВД России по городу Ульяновску в обязанности дежурного фельдшера входит организация  и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС УМВД России по городу Ульяновску.

Доводы возражений УМВД России по городу Ульяновску и Ульяновской области о том, что ИВС не относится к организации здравоохранения, в связи с чем отсутствуют основания для получения лицензии, противоречит нормам материального права, которые предписывают необходимость осуществления любой медицинской деятельности только при наличии соответствующей лицензии.

Ни Федеральный закон от 08.08.2001 № 28-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ни Положение  о лицензировании медицинской деятельности, не содержат запрета на  получение организациями, чья основная деятельность не является медицинской, но  связана с оказанием медицинских услуг, лицензии на осуществление медицинской деятельности в рамках своей компетенции.

При таких обстоятельствах доводы апелляционного представления заслуживают внимания, судебная коллегия приходит к выводу, что у ответчика возникает обязанность получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Таким образом,  выводы суда о том, что выполняемые фельдшерами  ИВС работы не требуют получения лицензии, не основаны на обстоятельствах дела, в связи с чем указанное решение подлежит отмене.

По делу необходимо постановить новое решение, которым обязать Управление Министерства внутренних дел России по городу Ульяновску направить в лицензирующий орган документы для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.        

Руководствуясь  статьей 328  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского  районного суда г. Ульяновска от 22 марта 2012 года отменить.

Постановить по делу новое решение.

Обязать Управление Министерства внутренних дел России по городу Ульяновску  направить в лицензирующий орган документы для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

 

Председательствующий

 

Судьи