Судебный акт
О восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий
Документ от 24.05.2012, опубликован на сайте 20.06.2012 под номером 32475, 2-я гражданская, о признании незаконным решения, возложении обязанности восстановить в очереди на улучшение жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Харитонова Н.А.                                                           Дело № 33-1517\2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              24 мая 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Логинова Д.А. и Федоровой Л.Г.,

при секретаре Власовой М.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 30 марта 2012 года, по которому постановлено:

 

Заявление Лупия В*** В*** удовлетворить.

Признать незаконным решение Жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Ульяновской области от 27 марта 2006 г. (протокол № ***) об отказе Лупию В*** В*** в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента подачи первоначального заявления.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области восстановить Лупия В*** В*** на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 20 октября 1998 г. с составом семьи четыре человека.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., объяснения представителя УФСИН России по Ульяновской области Друзиной В.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Лупия В.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Лупий В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Жилищно-бытовой комиссии (далее - ЖБК) УФСИН России по Ульяновской области от 27.03.2006 г. (протокол № ***) об исключении его из списка сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья, и восстановлении на учете с составом семьи четыре человека.

В обоснование исковых требований указал, что с 30.12.1994 г. он проходил службу в ФКОУ ДПО «Учебный центр» УФСИН России по Ульяновской области и был уволен 19.12.2011 г. приказом начальника УФСИН России по Ульяновской области № *** в звании *** с должности *** по п. «е» ст. 58  (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел РФ. С 20.10.1998 г. состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы с составом семьи четыре человека (он, жена Л*** Т.А., дочь Л*** Е.В. и сын Л*** С.В.). При увольнении жильем обеспечен не был. В феврале 2012 г. из ответа начальника УФСИН России по Ульяновской области на свое обращение узнал, что после передачи учетных дел нуждающихся в улучшении жилищных условий в ЖБК УФСИН России по Ульяновской области 27.03.2006 г. был снят с учета. О принятом решении не был уведомлен и не мог его своевременно обжаловать. Принятое решение является незаконным и нарушает его право на обеспечение жильем.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с постановленным судом решением, УФСИН России по Ульяновской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование жалобы указывает, что суд при вынесении решения не применил закон, подлежащий применению. Заявителем был пропущен срок исковой давности для обращения в суд согласно ст.196 ГК РФ и ст.256 ГПК РФ. Так, Лупий В.В. узнал об исключении его из списка сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья, ещё в 2006 году из телефонного разговора с работником УФСИН России по Ульяновской области. Данное обстоятельство вытекает из объяснений, данных им в ходе судебного разбирательства и занесённых протокол. Кроме того, Лупий В.В. был членом  ЖБК УФСИН России по Ульяновской области, поэтому не знать о своём исключении из указанного списка не мог.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Судом установлено, что решением жилищно-бытовой комиссии Учебного центра УФСИН России по Ульяновской области от 20 октября 1998 г. Лупий В.В. поставлен на очередь как нуждающийся в улучшении жилищных условий с составом семьи четыре человека (он, жена Л*** Т.А., дочь Л*** Е.В. и сын Л*** С.В.) на основании п. 6 «а» «Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений на территории Ульяновской области», утвержденных Законодательным Собранием Ульяновской области 26 декабря 1996 г.

19 декабря 2011 г. Лупий В.В. был уволен с должности *** по п. «е» ст. 58  (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел РФ, ранее с 30 декабря 1994 г. проходил службу в ФКОУ ДПО «Учебный центр» УФСИН России по Ульяновской области в различных должностях.

В 2006 г. учетное дело Лупия В.В. из ЖБК Учебного центра УФСИН России по Ульяновской области было передано в ЖБК УФСИН России по Ульяновской области. 27 марта 2006 г. решением  ЖБК УФСИН России по Ульяновской области Лупию В.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в аппарат УФСИН России по Ульяновской области с момента подачи первоначального заявления по причине отсутствия необходимых документов. Указано, что в соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ с 01 марта 2005 г. принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, рекомендовано обратиться в администрацию по месту жительства. На заседании ЖБК Лупий В.В. не присутствовал.

В соответствии со ст.28 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 1 марта 2005 года), граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим кодексом и другим законодательством РСФСР.

Согласно ст.32 Жилищного кодекса РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. 

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1,3 - 6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В силу ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Указанный перечень является закрытым, снятие граждан с учета по иным основаниям не допускается.

На основании ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

На день обращения с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Лупий В.В. с женой и двумя несовершеннолетними детьми проживал в двухкомнатной квартире общей площадью 39,86 кв. м, (жилой площадью 25,22 кв. м) по адресу: г. Ульяновск, ул. Т***, д. ***, кв. ***.

Основанием для постановки Лупия В.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 20 октября 1998 г. явилась обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 8 кв. м.  Жилищные условия Лупия В.В. проверялись ЖБК Учебного центра УФСИН России по Ульяновской области в 1998 г., на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий он был поставлен обоснованно. В 2006 г. заявителем предоставлялись необходимые документы, в том числе о том, что права на иное жилое помещение у него, либо членов его семьи отсутствуют.

В настоящее время Лупий В.В. с семьей проживает в той же квартире, которая в 2004 г. была приватизирована на него и двоих детей, Л*** Т.А. от участия в приватизации отказалась. Прав на иное жилое помещение заявитель, его супруга, либо дети не имеют. Законных оснований для отказа в постановке на учет Лупия В.В. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имелось.

При таких обстоятельствах суд правомерно постановил решение об удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет Лупия В.В. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента подачи первоначального заявления и обязании Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 20 октября 1998 г. с составом семьи четыре человека.

Довод апелляционной жалобы о пропуске срока на обращение в суд Лупием В.В. судебная коллегия считает необоснованным.

Согласно ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Письмом начальника УФСИН России по Ульяновской области от 20 февраля 2012 г. Лупий В.В. уведомлен о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.8). Доказательств того, что заявитель ранее был надлежащим образом уведомлен письменно о снятии его с учета в материалах дела не имеется. 

Заявление в суд подано Лупием В.В. 22 марта 2012 г., т.е. в пределах установленного законом трехмесячного срока.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

 

Руководствуясь  ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 30 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи