Судебный акт
О назначении досрочно пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью
Документ от 15.05.2012, опубликован на сайте 30.05.2012 под номером 32289, 2-я гражданская, о включении периодов работы в стаж и возложении обязанности назначить досрочную труд.пенсию по старости, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                  Дело №33-1368/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               15 мая 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего – Мирясовой Н.Г.,

судей  Герасимовой Е.Н., Грудкиной Т.М.

при секретаре Ганеевой И.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда (государственного учреждения) в Ленинском районе города Ульяновска  на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 02 марта  2012 года, по которому постановлено:

Исковые требования    Прониной О*** И***  – удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области  включить Прониной О*** И***  в специальный стаж, дающий  право на   назначение  досрочной трудовой пенсии  по старости в связи с лечебной деятельностью  периоды работы:  с 03.08.1981 года по 22.07.1982 года в должности стоматолога –интерна в Городской стоматологической поликлиники №*** г. Куйбышева, с 17.11.1988 года по 31.12.1988 года в должности врача –стоматолога  Областной  стоматологической поликлиники, а также с 19.10.1999 года по 16.11.2011 года в должности врача-стоматолога – терапевта в ЗАО «С***» и  назначить  Прониной  О*** И***   с  17.11.2011    года  досрочную трудовую пенсию по старости.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения Прониной О.И., ее представителя Пронина А.К. и представителя третьего лица Бондаренко С.С. полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия       

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Пронина  О.И.   обратилась в суд с  иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что ответчиком необоснованно отказано во включении в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения  периоды ее работы: с 03.08.1981 года по 22.07.1982 года в должности стоматолога –интерна в Городской стоматологической поликлиники №*** г. Куйбышева, с 17.11.1988 года по 31.12.1988 года в должности врача –стоматолога  Областной  стоматологической поликлиники, так как   она находилась на курсах повышения квалификации, а также с 19.10.1999 года по 16.11.2011 года в должности врача-стоматолога – терапевта в ЗАО «С***». Пронина О.И. просила суд включить спорные периоды работы в ее специальный стаж, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать ответчика установить и выплачивать пенсию с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, т.е. с 17 ноября 2011 года.

Судом в качестве третьего  лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО «С***

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит об отмене состоявшегося по делу судебного постановления и принятии нового решения об отказе в иске.

В возражениях на апелляционную жалобу Пронина О.И.  не соглашается с доводами жалобы Управления пенсионного фонда (государственного учреждения) в Ленинском районе города Ульяновска.    

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, от которого имеется заявление о рассмотрении дела без его участия.

В судебном заседании  истица и ее представитель просили решение суда оставить без изменения, указывая, что истица занималась лечебной деятельностью и право ее на досрочную пенсию по старости не может зависеть от названия лечебного учреждения.

Представитель третьего лица ЗАО «С***» возражала против доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 17 ноября 2011 года Пронина О.И. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска  с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением пенсионного органа от 23 ноября 2011 года Прониной О.И. в удовлетворении указанного заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно решению от 23 ноября 2011 года стаж Прониной О.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 17 лет 14 дней вместо требуемого специального стажа 30 лет. В специальный стаж не были включены периоды работы Прониной О.И. с 03.08.1981 года по 22.07.1982 года в должности стоматолога –интерна в Городской стоматологической поликлиники №*** г. Куйбышева, с 17.11.1988 года по 31.12.1988 года в должности врача –стоматолога  Областной  стоматологической поликлиники, так как   она находилась на курсах повышения квалификации, а также с 19.10.1999 года по 16.11.2011 года в должности врача-стоматолога – терапевта в ЗАО «С*** поскольку, как указано в решении пенсионного органа, она осуществляла свою трудовую деятельность с 19.10.1999 года по 16.11.2011  не в учреждении здравоохранения, а в ином учреждении, наименование и вид которых не предусмотрены соответствующими Списками.

Удовлетворяя заявленные требования в части включения в стаж работы Прониной О.И. дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода с 19.10.1999 года по 16.11.2011 года в должности врача-стоматолога – терапевта в ЗАО «С*** суд первой инстанции руководствовался действовавшим до 01.11.1999 утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который не конкретизировал понятие содержащихся в нем определений «лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения».

Кроме того, суд, сославшись на характер осуществляемой Прониной О.И.трудовой деятельности, пришел к выводу о необходимости включения в специальный трудовой стаж периодов работы на занимаемых ею должностях и после 1 ноября1999 года.

Между тем, с этими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона  трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшим ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работающим врачами  в «стоматологическом центре». В Номенклатуру учреждений здравоохранения «стоматологические центры» не включены.

Такое право было предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности  в соответствии с п. 1 списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.1992 N 634, 22.09.1993 N 953), на что сослался суд первой инстанции. Однако оно действовало до 01.11.1999. 

Исходя из вышеуказанных нормативных документов в стаж работы для назначения досрочной пенсии подлежит включению время работы заявительницы в ЗАО «С***» в период действия данного Постановления, т.е. до 1 ноября 1999 года.

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанций о включении в специальный стаж истицы периода с 01.11.1999 года по 16.11.2011 года в должности врача-стоматолога – терапевта в ЗАО «С***» нельзя признать обоснованным.

В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", права на указанную пенсию у Прониной О.И. не имеется.

Довод Прониной О.И. о том, что указанный периоды ее работы подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, приведенный ею в возражениях на апелляционную жалобу, основан на ошибочном толковании норм материального права.

Ссылка Прониной О.И. на то обстоятельство, что обязанности врача в указанном учреждении аналогичны обязанностям врача в учреждениях здравоохранения, не имеет значения для дела, поскольку право определять виды учреждений, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, принадлежит уполномоченному государственному органу - Правительству Российской Федерации, суд таким правом не наделен.

Таким образом, при рассмотрении дела судом допущено нарушение норм материального права (ч.2 ст.330 ГПК РФ), которое влечет отмену решения суда в части включения в специальный стаж периода работы истицы с 01.11.1999 года по 16.11.2011 года в должности врача-стоматолога – терапевта в ЗАО «С***»  и назначении ей пенсии с 17.11.2011, вынесение   нового решения об отказе Прониной О.И. о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

С решением суда в части  включения Прониной О. И.  в специальный стаж, дающий  право на   назначение  досрочной трудовой пенсии  по старости в связи с лечебной деятельностью  периодов работы:  с 03.08.1981 года по 22.07.1982 года в должности стоматолога-интерна в Городской стоматологической поликлиники №*** г. Куйбышева, с 17.11.1988 года по 31.12.1988 года в должности врача –стоматолога  Областной  стоматологической поликлиники - нахождение на курсах повышения квалификации, судебная коллегия полагает возможным согласиться.

Согласно диплому, истица 26 июня 1981 года окончила медицинский институт и начала работать в должности стоматолога-интерна в лечебном учреждении. Как усматривается из должностной инструкции врача-интерна, должность относится к категории специалистов, врач-интерн осуществляет функции врача.

Как ранее действующее трудовое законодательство – ст.112 Кодекса законов о труде РФ, так и ныне действующее – ст.187 Трудового кодекса РФ, гарантируют работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы.

По сути, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж период нахождения истицы на курсах повышения квалификации.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика в этой части подлежат отклонению.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 02 марта 2012 года в части включения в специальный стаж периода работы Прониной О*** И*** с 01.11.1999 года по 16.11.2011 года в должности врача-стоматолога – терапевта в ЗАО «С***» и  назначении досрочно пенсии по старости с 17.11.2011 отменить, принять по делу в этой части новое решение, которым Прониной О*** И*** в иске к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска о включении в специальный стаж периода работы с 01.11.1999 года по 16.11.2011 года в должности врача-стоматолога – терапевта в ЗАО «С***» и  назначении досрочно пенсии по старости с 17.11.2011 отказать.

В остальной части решение Ленинского районного суда города Ульяновска оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи