Судебный акт
Признание постановления УПФ РФ (ГУ) в г. Димитровграде и Мелекесском районе о взыскании страховых взносов, пеней незаконным
Документ от 03.05.2012, опубликован на сайте 21.05.2012 под номером 32152, 2-я гражданская, о признании постановления незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                          УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гончарова И.В.                                                                Дело № 33-1334/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 03 мая 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Коротковой Ю.Ю. и Федоровой Л.Г.,

при секретаре Власовой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Паркаева А*** И*** - Захарова Н*** А*** на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 12 марта 2012 года, по которому постановлено:

В удовлетворении заявления Паркаева А*** И*** к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Димитровград и Мелекесском районе Ульяновской области о признании постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов от 14.11.2011 года незаконным отказать.

 

Заслушав доклад судьи Коротковой Ю.Ю., объяснения представителя Паркаева А.И. – Захарова Н.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Паркаев А.И. обратился в суд с требованием к Управлению Пенсионного фонда Российской  Федерации (государственное учреждение) в г.Димитровград и Мелекесском районе Ульяновской области о признании незаконным постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов.

В обоснование своих требований Паркаев А.И. указал, что 14.11.2011 г. в отношении него было вынесено  постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в размере неуплаченных сумм в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ. О данном постановлении он узнал, получив постановление судебного пристава-исполнителя  от 23.01.2012 г. о возбуждении исполнительного производства. Направляемые ему требования УПФ РФ об уплате недоимки и постановление о взыскании недоимки он не мог получить по состоянию здоровья, так как является инвалидом *** группы в связи с болезнью ***. Кроме того, 01.08.2009 г. Паркаев А.И. прекратил свою трудовую деятельность и ликвидировал образованное им крестьянское фермерское хозяйство (КФХ). Однако по причине имеющегося у него заболевания и беспомощности он не смог своевременно произвести государственную регистрацию прекращения деятельности КФХ. Наличие данных исключительных обстоятельств позволяет признать  постановление УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровград и Мелекесском районе Ульяновской области от 14.11.2011 г. незаконным.  

Ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. №211-0, Паркаев А.И. просил восстановить пропущенный срок для обжалования постановления УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровград и Мелекесском районе Ульяновской области от 14.11.2011 года о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов и признать данное постановление  незаконным.

Суд, рассмотрев заявленные требования по существу спора, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Паркаева А.И. - Захаров Н.А. просит отменить решение суда, указав в ее обоснование, что Паркаев А.И. в силу имеющегося заболевания не имел возможности исполнить надлежащим образом свои обязательства перед пенсионным фондом. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, Паркаев А.И. смог самостоятельно лишь подписать заявление в ИФНС о государственной регистрации прекращения его крестьянского – фермерского хозяйства. Все действия, направленные на осуществление данных регистрационных действий, совершалась при непосредственном участии его супруги. Суд без достаточных оснований сделал вывод   о том, что страховые взносы за предшествующий период были уплачены самим Паркаевым А.И. В действительности  их оплату производила его супруга. Просит учесть, что реализация права на совершение действий через представителя может иметь место только при наличии определенных возможностей, в том числе и финансовых.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель УПФ РФ (ГУ) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области – Кудряшова О.М. указывает, что решение суда является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. В обоснование своей позиции указывает, что нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав КФХ для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. В силу требований закона на Паркаева А.И. возложена обязанность уплатить страховые взносы за 2010 г. до 31.12.2010 г. Неисполнение данной обязанности повлекло применение к нему мер по принудительному взысканию задолженности.

Действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения от уплаты страховых взносов в бюджет ПФР индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами по инвалидности, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность постоянно. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование  пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии и позволяет увеличить размер получаемой пенсии. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно  закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности, и, следовательно, связанных с ней обязанностей. Фермерское хозяйство Паркаева А.И. не осуществляло деятельность с 2004 года, что подтверждается нулевыми налоговыми декларациями и расчетами, представленными в Управление. Однако страховые взносы в виде фиксированного платежа он уплачивал до 2010 года, что свидетельствуют об отсутствии намерений прекращать данную деятельность.

Кроме того,  несостоятельными являются доводы представителя А.И. Паркаева об отсутствии у  последнего возможности обратиться с заявлением в регистрации прекращения деятельности КФХ, поскольку он не ограничен и не лишен дееспособности, имеет право действовать через представителя.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Паркаева А.И. – Захаров Н.А. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, поддержав ее доводы.

В судебное заседание не явились Паркаев А.И., представитель УПФ РФ (ГУ) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу Захарова Н.А. в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Из материалов дела следует, что 24.02.1993 года был зарегистрировано крестьянское фермерское хозяйство,  главой которого являлся Паркаев А.И.     

17.01.2012 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей  внесена запись о государственной регистрации прекращения  данного КФХ.

17.10.2011 года УПФ РФ (ГУ) в г. Димитровград и Мелекесском районе Ульяновской области вынесло требование № ***  в отношении плательщика страховых взносов - Паркаева А.И.  об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере неуплаченных сумм: в Пенсионный фонд РФ - 11205,17 рублей, в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии - 10392 рублей, начисленных на нее пеней - 813,17 рублей; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ -  616,28 рублей,  в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 571,56 рублей, пеней - 44,72 рублей; в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1120,52 рублей, в том числе  недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 1039,20 рублей, пеней - 81,32 рублей.

В  связи с неисполнением данного требования указанные суммы страховых взносов и пеней взысканы постановлением  УПФ РФ (ГУ) в г. Димитровград и Мелекесском районе Ульяновской области от 14.11.2011 года за счет имущества Паркаева А.И.

Размеры начисленных страховых взносов и сумм пеней Паркаевым А.И.  не оспариваются.             

Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 г. №167-ФЗ  «Об обязательном  пенсионном страховании в РФ».

В соответствии  со ст. 6, п.2 ст.14 данного Федерального закона страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели. Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

Статья 7 указанного Федерального закона относит  к застрахованным лицам граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

С 01.01.2010 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статьи 2, 5  данного Федерального закона относят к плательщикам страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Статья 18 указанного нормативного акта устанавливает обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии  со ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

Статья 16 данного Федерального закона предписывает, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Статья 5.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает право плательщика страховых взносов участвовать в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом, через законного или уполномоченного представителя.

Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права,  законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода. 

Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя предполагает принятие индивидуальным  предпринимателем соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

С учётом приведенных выше правовых норм, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Паркаев А.И., являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию с момента государственной регистрации в качестве главы КФХ и до государственной регистрации прекращения КФХ, был обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа независимо от наличия дохода и осуществления им предпринимательской деятельности в данный период.           

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. № 211-0, в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться  от         статуса   индивидуального предпринимателя,   он  не  лишается  возможности  при  предъявлении к нему   требования   об   уплате   недоимки   по   страховым   взносам за соответствующий   период   защитить   свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не   может   -   исходя  из   принципов   состязательности и равноправия сторон  -  ограничиться  формальной констатацией    лишь факта нарушения  обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним   обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера,  которые  не  позволили ему своевременно  обратиться с заявлением о государственной регистрации    прекращения  предпринимательской  деятельности.   

Таким образом, суд вправе принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период лишь при наличии доказательств,  подтверждающих существование исключительных обстоятельств, не  позволивших ему своевременно  обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения  предпринимательской  деятельности.

Однако при рассмотрении настоящего дела не нашло объективного подтверждения наличие у Паркаева А.И. непреодолимых  обстоятельств, не позволивших ему отказаться в установленном порядке от статуса индивидуального предпринимателя после прекращения своей деятельности.

В ходе судебного  разбирательства представителем Паркаева А.И. представлено решение последнего № *** от 01.08.2009 г. о ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Однако заявление Паркаева А.И. о государственной регистрации прекращения  крестьянского (фермерского) хозяйства поступило в межрайонную ИФНС № 7 по Ульяновской области лишь 10.01.2012 г., то есть после вынесения УПФ РФ  (ГУ) в г. Димитровград и Мелекесском районе требования  от  17.10.2011 г. об уплате страховых взносов и постановления от 14.11.2011 г.

Согласно выписному эпикризу Российской академии медицинских наук НИИ неврологии,  Паркаев А.И. находился на стационарном лечении в данном учреждении с 24.03.2009 г. по 03.04.2009 г. с  диагнозом: ***.

С 2009 года ему установлена инвалидность *** группы по общему заболеванию.          

Вместе с тем данные доказательства, связанные с состоянием здоровья Паркаева А.И,  сами по себе не подтверждают наличие экстраординарных обстоятельств,  не позволявших ему после принятия  решения о ликвидации КФХ  01.08.2009 г. обратиться с заявлением в налоговый орган о регистрации прекращения деятельности данного хозяйства.

Как следует из материалов дела, Паркаев А.И. не признан недееспособным    либо ограниченно дееспособным.  В 2012 году Паркаев А.И. самостоятельно реализовал свое право отказаться от статуса главы КФХ, лично подписав заявление в налоговый орган.

По сведениям УПФ РФ (ГУ) в г. Димитровград и Мелекесском районе Паркаев А.И. не получал доходов от предпринимательской деятельности  с 2004 года, однако фиксированные платежи вносил в полном объеме. 14.04.2010 г. им были уплачены страховые взносы за  2009 год, когда фактически деятельность фермерского хозяйства не велась.

Для представления интересов по настоящему делу Паркаев А.И. выдал доверенность, удостоверенную нотариусом, который проверил  его дееспособность.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит несостоятельными доводы представителя Паркаева А.И. об отсутствии у последнего возможности, в том числе вследствие состояния здоровья, отказаться от статуса индивидуального предпринимателя до 2012 года.  

В соответствии с выше приведенными нормами закона  право на обращение с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя могло быть реализовано Паркаевым А.И.  через представителя,  в качестве которого может выступать безвозмездно любое лицо, обладающее дееспособностью.

В силу изложенного, решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 12 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Паркаева А*** И*** - Захарова Н*** А***– без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи