Судебный акт
Перерасчет пенсии
Документ от 03.05.2012, опубликован на сайте 25.05.2012 под номером 32034, 2-я гражданская, о перерасчете пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Кузнецова Э.Р.                                                      Дело-33-1283/2012 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          03 мая  2012 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре  Калмыковой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Балакай Н*** В*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 06 марта 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Балакай Н*** В*** к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Балакай Н.В., ее представителя – Мельникова В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска – Чекуровой Е.А.,  возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Балакай Н.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска  о перерасчете пенсии. В обоснование иска указала, что с 17.02.1983 работала на обогатительной фабрике по переработке и брикетированию угля шахты «Г***», к заработной плате был установлен районный коэффициент 1,6. В 45 лет ей была назначена досрочная трудовая пенсия по старости по Списку №2. При переезде в 2006 году в г. Ульяновск пенсионным органом районный коэффициент 1,6 был отменен, уменьшен специальный стаж на соответствующих видах работ и в районах Крайнего Севера, неправильно применен стажевый коэффициент, пенсия рассчитана исходя из справки о заработке за другой период.  Полагала, что ее специальный стаж  на соответствующих видах работ составляет 14 лет 11 месяцев 25 дней вместо 13 лет 6 месяцев 9 дней, определенных ответчиком, а стаж работы в районах Крайнего Севера – 19 лет 2 месяца 25 дней вместо 18 лет 11 месяцев 22 дней, рассчитанных УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска. Кроме того, пенсия должна быть пересчитана из заработной платы за последние два года перед уходом на пенсию – за 1996-1997 г.г., а не за 1984-1988 г.г. Просила признать обогатительную фабрику по переработке и брикетированию угля государственным производственным предприятием угольной промышленности, работникам которого устанавливается коэффициент к заработной плате 1,6; определить, правильно ли был снят районный коэффициент 1,6;  исправить специальный стаж с 13 лет 6 месяцев 9 дней на 14 лет 11 месяцев 25 дней; исправить стаж работы в районах Крайнего Севера с 18 лет 11 месяцев 22 дня на 19 лет 2 месяца 25 дней, из которого определить соответствующий стажевый коэффициент; обязать ответчика пересчитать ей размер пенсии с 01.03.1996, выплатить недополученную пенсию с 01.03.1996 по настоящее время с учетом индексации и валоризации, исходя из коэффициента 1,6 и общего стажа - 39 лет. 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Балакай Н.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что при назначении пенсии ответчик не согласовал период трудовой деятельности, из которого должна рассчитываться пенсия. Считает, что пенсия должна быть рассчитана из заработной платы  перед уходом на пенсию, то есть за 1996-1997. Кроме того, суд не учел, что к пенсии должен быть применен коэффициент 1,6, установленный для работников Крайнего Севера, неправильно подсчитал общий трудовой стаж, который составляет 39 лет, а не 19 лет,  неверно определил базовый размер пенсии в сумме 2028 руб., не применив к нему коэффициент 1,6.

В возражениях на кассационную жалобу УПФ РФ  (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании Балакай Н.В. доводы апелляционной жалобы   поддержала. Пояснила, что ответчик незаконно не применил при расчете пенсии «северный» коэффициент 1,6, который должен быть  сохранен вне зависимости от места ее проживания по окончании трудовой деятельности. В специальный стаж ответчик неправомерно не включил период ее работы в должности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, 1996-1997 г.г., то есть после того, как пенсия ей была назначена. В страховой стаж для исчисления суммы валоризации пенсионный фонд не включил периоды ее обучения и нахождения в отпуске по уходу за детьми. Кроме того, расчет пенсии следовало производить исходя из ее заработка за 1996-1997 г.г., которая была ею представлена вместе с другими документами.

В судебном заседании представитель УПФ РФ  (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска – Чекурова Е.А. с доводами жалобы не согласилась. Пояснила, что районный коэффициент не применялся при расчете пенсии Балакай Н.В. в  связи с ее выездом из районов Крайнего Севера. Период работы истицы в 1996-1997 г.г. мог быть включен в ее специальный стаж только на основании соответствующего заявления и при условии предоставления необходимых документов. Стаж для определения суммы валоризации исчислен с учетом требований ст. 30.1 Федерального закона «О трудовых пенсия в Российской Федерации» исходя из ее специального стажа.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что с марта 1996 года Балакай Н.В. является получателем трудовой пенсии, назначенной в связи с особыми условиями труда в районах, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС).

До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Балакай Н.В. с заявлением о перерасчете размера пенсии не обращалась, по состоянию на 31.12.2001 получала пенсию в максимальном размере с применением районного коэффициента 1,6. При этом пенсионным органом стаж работы истицы в МКС на ту же дату был определен в 25 лет 3 мес. 20 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в МКС – 18 лет 11 месяцев 24 дня, на соответствующих видах работ (Список № 2) – 13 лет 6 мес. 9 дней.

С июня 2006 года  истица принята на учет в УПФ в Заволжском районе г.Ульяновска в связи со сменой места жительства.

Балакай Н.В. полагала, что расчет размера пенсии произведен ответчиком неправильно, а именно: без учета районного коэффициента 1,6 и не из того периода ее трудовой деятельности, а также неверно подсчитан как общий, так и специальный стаж работы.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований  Балакай Н.В. о перерасчете размера пенсии и взыскании недополученной пенсии за предыдущий период.

Правильность расчета пенсии истицы подробным образом проверена судом в полном объеме, начиная с момента ее назначения по день обращения в суд, оснований для изменения размера пенсии по доводам Балакай Н.В., изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Порядок применения коэффициентов при определении пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,  до 1 января 2002 года устанавливался Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990  и Законом Российской Федерации  «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993, а с 1 января 2002 года установлен Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001  и Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993.

В соответствии со статьей 112 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» минимальные и максимальные размеры трудовых и социальных пенсий определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Согласно статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в зависимости от размера районных коэффициентов. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

На основании статья 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993  в редакции, действующей до 22 августа 2004 года, районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.

Поскольку федеральный закон, устанавливающий единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не был принят, продолжало действовать постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственного обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных в районам Крайнего Севера», которым  установлен районный коэффициент к пенсиям в размере 1,4, в том числе и по Невельскому району Сахалинской области.

Следовательно, коэффициент 1,4 при перерасчете пенсии истице с 01.08.2002 применен ответчиком правильно.

С 01.01.2004 вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2003 № 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», п.1 ст. 1 которого предусмотрено, что размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов власти Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяется с применением соответствующего районного коэффициента на весь период проживания указанных лиц в данных районах (местностях).

Пунктом 2 ст.1 указанного Федерального закона установлено, что при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии определяется в соответствии с п.п.1-4 ст. 14, п.п.1 и 2 ст. 15, п.1 ст. 16  Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть на общих основаниях.

Изложенные нормы обусловлены концепцией Федерального закона от 29.11.2003 № 154-ФЗ, согласно которой увеличение размера базовой части трудовой пенсии является пенсионной льготой и осуществляется в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат, связанных именно с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На основании указанного закона  в связи с переездом Балакай  Н.В. из Сахалинской области в г.Ульяновск базовая часть пенсии обосновано стала выплачиваться ей с 01.07.2006  без районного коэффициента.

В связи с принятием Федерального закона от 01.12.2007 № 312 «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которыми устанавливался повышенный размер базовой части пенсии для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющих трудовой стаж  не менее 20 лет, размер пенсии истицы с 01.01.2008 был повышен с учетом указанных изменений.

Ссылка истицы на то обстоятельство, что ответчиком неправильно исчислен ее  стаж на работах с тяжелыми условиями труда и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,  являются несостоятельными. Согласно материалам пенсионного дела подсчет общего и специального стажа произведен пенсионным органом на основании представленных истицей документов,  в первую очередь, - трудовой книжки, в соответствии с положениями ст. 27.2 и ст. 28.6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». То обстоятельство, что после назначения пенсии Балакай Н.В. продолжила работу в особых условиях труда, само  по себе основанием для увеличения специального стажа не является, поскольку  с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими характер работы, истица в пенсионные органы не обращалась. При этом указанный период включен к ее стаж работы в МКС и общий трудовой стаж.

Довод жалобы истицы о том, что пенсия должна быть рассчитана исходя из ее заработка за 1996-1997 годы, не основаны на нормах действующего законодательства.

В частности,  в силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 осуществляется  их конвертация в расчетный пенсионный капитал. В этих целях определяется расчетный размер трудовой пенсии, для которого  во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Следовательно, возможность учета заработка за период, предлагаемый истицей (1996-1997г.), не может быть взят для определения расчетного размера пенсии.

В п. 4 ст. 30.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации в отношении застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), предусмотрено, что сумма валоризации величины их расчетного пенсионного капитала определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Подсчет стажа для валоризации и расчет ее размера произведен ответчиком с учетом данной нормы, проверен судом, является правильным.

Таким образом, обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда от 06 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Балакай Н*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: