Судебный акт
Отказ в выдаче жилищного сертификата
Документ от 24.04.2012, опубликован на сайте 12.05.2012 под номером 31904, 2-я гражданская, о признании относяйщейся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилья,выдаче жилищного сертификата, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Корастелев В.А.                                                                     Дело № 33-1190/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    24 апреля 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего – Мирясовой Н.Г.,

судей –  Герасимовой Е.Н., Камаловой Е.Я.,

при секретаре Ульяниной Э.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Порчуновой О*** А*** на решение Карсунского районного суда  Ульяновской области  от 29 февраля 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Порчуновой О*** А*** о признании относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилья (выдаче жилищного сертификата) отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., объяснения Порчуновой О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия  

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Порчунова О.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному  казенному учреждению «Управление образования администрации муниципального образования «Карсунский район», Министерству образования Ульяновской области о предоставлении жилья (выдаче жилищного сертификата).

В обоснование иска указала, что она родилась %24 ноября% 1985 года. На основании решения исполкома сельского Совета народных депутатов Карсунского района от 31 марта 1986 года № %4% она была передана на воспитание бабушке Порчуновой А.П., проживающей в с. П*** Карсунского района, так как родители - Порчунов А.Е. и Сокушева М.М. не занимались её воспитанием и содержанием, злоупотребляли спиртными напитками. На основании Постановления Главы администрации Карсунского района от 07 апреля 1994 года № %62% в пользу опекуна на содержание истицы производились денежные выплаты.

После смерти *** июля 1998 года отца - Порчунова А.Е., мать истицы - Сокушева М.М., уехала проживать в с. Урено-Карлинское, с дочерью (Порчуновой О.А.) не общалась, материально ей не помогала. Со слов бабушки истице было известно о том, что Сокушева М.М. лишена в отношении неё родительских прав. Собственного жилья родители Порчуновой О.А. не имели, поэтому жилое помещение за ней закреплено не было.

По окончании 9 классов Потьминской школы Порчунова О.А. нигде не обучалась, по настоянию бабушки проживала в с. Потьма, занимаясь ведением домашнего хозяйства.

09 декабря 2011 года истица обратилась в МКУ «Управление образования администрации муниципального образования «Карсунский район», исполняющее функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, с заявлением о выдаче сертификата на приобретение жилья. По результатам рассмотрения заявления Порчуновой О.А. было отказано в его удовлетворении со ссылкой на то обстоятельство, что на момент обращения истица уже не относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе сбора необходимых документов было установлено, что в личном деле Порчуновой О.А., хранящемся в Управлении образования муниципального образования «Карсунский район», отсутствует решение суда о лишении ее (Порчуновой О.А.) матери родительских прав, что, по мнению истицы, свидетельствует о ненадлежащем исполнении указанным органом своих функций. Считает, что относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку с 07.04.1994 находилась на полном государственном обеспечении.

Просила суд признать её относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать МКУ «Управление образования администрации муниципального образования «Карсунский район», Министерство образования Ульяновской области обеспечить её жильём путем выдачи сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья.

Суд привлек к участию в деле  в качестве соответчика администрацию муниципального образования «Карсунский район» и, рассмотрев заявленный спор по существу, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Порчунова О.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении ее требований. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Указывает, что о своем праве на обеспечение жильем узнала случайно. 15.10.2010 впервые обратилась с соответствующим заявлением в местную администрацию, где 25.10.2010 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она была лишена возможности воспользоваться своим правом на получение жилья, поскольку ее права не были своевременно защищены  органами опеки и попечительства. Положения законодательства, гарантирующие обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, Порчуновой О.А. известны не были. Истица должна быть обеспечена жильем за счет государства, поскольку иное будет противоречить ст. 40 Конституции РФ.

В судебном заседании  Порчунова О.А. на доводах жалобы настаивала, указав, что о возможном праве обеспечения жильем ей стало известно в 2010 году.

Представитель ответчика МКУ «Управление образования муниципального образования «Карсунский район» в заявлении просил рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции в свое отсутствие.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей администрации муниципального образования «Карсунский район», Министерства образования Ульяновской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Из материалов дела усматривается, что  Порчунова О.А., *** ноября 1985 года рождения, решением исполкома сельского совета народных депутатов № %4% от 31 марта 1986 года передана под опеку своей бабушке Порчуновой А.П., 1939 года рождения. Отец истицы скончался *** июля 1998 года, мать была лишена родительских прав согласно решению суда от *** августа 1998 года. Закрепленного за ней жилого помещения истица не имеет.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом, для признании Порчуновой О.А.. лицом, оставшимся без попечения родителей, а также постановке ее в очередь на получение жилищного сертификата как ребенка, оставшегося без попечения родителей, не имеется.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи  57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз.1 п. 1 ст. 8  Федерального  закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 07.12.2009)  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

С учетом положений вышеуказанных  нормативно-правовых актов  суд пришел к правильному выводу о том, что статус ребенка, оставшегося без попечения родителей мог быть установлен Порчуновой О.А. до достижения возраста 23  лет, в этот же период  она могла быть принята на учет для предоставления жилья вне очереди.

На момент обращения в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилья  (15.10.2010) Порчуновой О.А., ***11.1985 года рождения, исполнилось 24 года, ранее в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жилым помещением истица  не обращалась, на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением не состояла, впервые с заявлением о включении  в списки лиц на получение жилой площади обратилась  только 15.10.2010, то есть  в возрасте 24 лет. 

При таких обстоятельствах  основания для удовлетворения ее иска отсутствовали.

Доводы, приведенные Порчуновой О.А. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Ссылки Порчуновой О.А. на то обстоятельство, что ее права нарушены органами опеки и попечительства, которые своевременно не приняли мер к определению ее правового статуса и постановке на учет на получение социального жилья как ребенка, оставшегося без попечения родителей, основанием к отмене решения не являются.

Принимая во внимание правовую незащищенность указанной категории граждан, законодатель предусмотрел возможность реализации ими своего права на получение жилой площади до достижения ими возраста 23 лет, предоставив, таким образом, достаточно длительный период времени (5 лет) в течение которого лицо, достигшее совершеннолетия, имело право самостоятельно реализовать свои права.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 29 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Порчуновой О*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий  

 

Судьи