Судебный акт
О признании действий незаконными
Документ от 24.04.2012, опубликован на сайте 12.05.2012 под номером 31900, 2-я гражданская, об оспаривании действий (решений) администрации г. Ульяновска, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Царапкина Е.В.                                                                  Дело-33-1166/2012 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 24 апреля 2012 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Камаловой Е.Я. и Казаковой М.В.,

при секретаре Ульяниной Э.С.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ворковой Е*** А*** на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 24 февраля 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления Ворковой Е*** А*** об оспаривании действий (решений) администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска по отказу в предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск, З*** ориентировочной площадью 1000 кв.м,  - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., пояснения заявительницы Ворковой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г.Ульяновска и КАиГ администрации г.Ульяновска Трифоновой О.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Воркова Е.А. обратилась в суд с заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, об оспаривании действий (решений) администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска по отказу в предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск, З***, ориентировочной площадью 1000 кв.м.

Заявление мотивировано тем, что 27 сентября 2011 года она обратилась к главе МО «г.Ульяновск» с заявлением о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного в***, ориентировочной площадью 1000 кв.м, представив документы, свидетельствующие о том, что испрашиваемый земельный участок находится в жилом массиве и согласно карте градостроительного зонирования г.Ульяновска – в границах территориальной зоны Ж1, в которой индивидуальное жилищное строительство является основным видом разрешенного использования. Ответом Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 24.10.2011 ей отказано в удовлетворении заявления ввиду нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне ограниченного строительства запретного района. И.о. главы администрации города Ульяновска Панчин С.С. по результатам рассмотрения ее жалобы на указанное решение в ответе от 30.12.2011 также отказал ей в предоставлении земельного участка по аналогичным основаниям. Полагала незаконными действия должностных лиц Комитета архитектуры и градостроительства и администрации города Ульяновска, связанные с отказом в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, просила  обязать администрацию города Ульяновска принять решение по ее заявлению о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка о проведении аукциона о продаже участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений по предоставлению в аренду такого земельного участка; обязать администрацию города Ульяновска предоставить ей в аренду для индивидуального жилищного строительства испрашиваемый земельный участок.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Воркова  Е.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

Указывает, что испрашиваемый ею земельный участок находится на территории коттеджной и усадебной застройки. Полагает, что тот факт, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ограниченного строительства запретного района, не свидетельствует о том, что разрешенное использование земельного участка не соответствует градостроительным регламентам. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что строительство индивидуального жилого дома на испрашиваемом земельном участке, расположенном в зоне существующей застройки индивидуальными жилыми домами Ж1, создаст угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества предоставлено не было. Полагает, что по смыслу части 1 статьи 3 Правил землепользования и застройки МО «Ульяновск»  при принятии решений  по землепользованию и застройке  учет генерального плана носит рекомендательный, а не обязательный характер. Ссылаясь на  п.3 статьи 27 и п.2 статьи 22  Земельного кодекса Российской Федерации указывает на исчерпывающий перечень  земельных участков, ограниченных в обороте. Считает, что п.1 статьи 85 ЗК РФ не содержит зону запрещения нового жилого строительства. Испрашиваемый земельный участок расположен в жилом массиве, который застроен индивидуальными  жилыми домами и хозяйственными постройками, в том числе возведенных на участках, предоставленных гражданам после установления границ запретного района в/ч 34236, утверждения Правил землепользования и застройки и Генерального плана г.Ульяновска.

В возражениях на апелляционную жалобу  представитель администрации города Ульяновска,  КАиГ администрации города Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ворковой Е.А. – без удовлетворения.

В судебном заседании  заявительница Воркова Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснила, что проживает  в Заволжье, в районе Верхней Террасы. Для нее принципиально предоставление земельного участка именно в этом районе.

Представитель администрации города Ульяновска,  КАиГ администрации города Ульяновска Трифонова О.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Пояснила, что испрашиваемый земельный участок находится в  зоне запрещения нового строительства. После того, как ограничения на строительство будут сняты,  предоставление  испрашиваемого  Ворковой Е.А. земельного участка станет возможным. Правовой режим земельных участков на территории г.Ульяновска регулируется  Правилами землепользования и застройки.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из дела следует, что 29.09.2011 Воркова Е.А. обратилась к главе города Ульяновска с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 600-1000 кв.м, расположенного по адресу: г.Ульяновск, З***, под индивидуальное жилищное строительство.

24.10.2011 Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска заявительнице дан ответ, из которого следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ограниченного строительства запретного района. Рассмотрение вопроса по размещению объектов на территории запретного района возможно после снятия установленных ограничений.

28.11.2011 Воркова Е.А. обратилась в мэрию города Ульяновска с жалобой на действия (бездействие) и.о.председателя Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, связанные с ненадлежащим рассмотрением ее заявления о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства спорного земельного участка.

И.о.главы города Ульяновска 30.12.2011 заявителю Ворковой Е.А. отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка  ввиду несоответствия разрешенного использования испрашиваемого заявителем земельного участка Генеральному плану города Ульяновска и градостроительным регламентам, предусмотренным Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск».

Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Ворковой Е.А.

В силу ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса, на основании которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

Согласно п.14 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.

Нормативным правовым актом, утверждающим градостроительное зонирование и градостроительные регламенты на территории города Ульяновска, являются  Правила  землепользования  и  застройки  в  г.Ульяновске, утвержденные  решением  Ульяновской Городской Думы  от 13.10.2004 № 90.

Согласно частям 1, 5 и 6  статьи 3 Правил решения по землепользованию и застройке принимаются с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, включая Генеральный план города Ульяновска.

На картах зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды (статья 20) отображаются установленные в соответствии с федеральными законами зоны, к которым приписаны ограничения на использование объектов недвижимости в целях охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья населения. Изложение указанных ограничений содержится в статье 23 настоящих Правил.

Для каждого объекта, расположенного в границах городского округа разрешенным считается такое использование, которое соответствует:

- градостроительным регламентам, установленным главой 6 настоящих Правил;

- ограничениям по условиям охраны объектов культурного наследия - в случаях, когда объект недвижимости расположен в зоне охраны объектов культурного наследия;

- ограничениям по экологическим и санитарно-эпидемиологическим условиям - в случаях, когда объект недвижимости расположен в зонах действия ограничений по условиям охраны окружающей среды.

На основании п.2 статьи 23 Правил использование земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зон ограничения, обозначенных на Карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды статьи 20 настоящих Правил, определяется ограничениями, установленными законами, иными нормативными правовыми актами применительно к санитарно-защитным зонам, водоохранным зонам, иным зонам ограничений.

Из дела следует, что согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской думы от 27.07.2007 года № 83, земельный участок, испрашиваемый Ворковой Е.А., расположен в зоне запрещения нового жилого строительства.

Согласно карте зон действия ограничений по условиям окружающей среды Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» (статья 20) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ограниченного  строительства  запретного района.

Учитывая, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует Генеральному плану г.Ульяновска и градостроительным регламентам, предусмотренным Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», суд пришел к обоснованному выводу  о законности отказа Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 24.10.2011 и администрации города Ульяновска от 30.12.2011 Ворковой Е.А. в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии ограничений на индивидуальное жилищное строительство в  зоне расположения  спорного земельного участка не соответствует установленным судом обстоятельствам дела.

Так, в соответствии с п.8   Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного постановлением Правительства РФ от  17.02.2000 №135, на территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случае органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по согласованию с органами военного управления, в ведении которых они находятся.

Из смысла  данной нормы следует, что перечень объектов, строительство которых запрещено в данной зоне, не носит исчерпывающий характер, соответственно, он  может включать в себя и объекты индивидуального жилищного строительства.

В силу части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов;2) генеральные планы поселений.

На основании части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

С учетом данных норм закона судебная коллегия не может согласиться  с доводами  апелляционной жалобы Ворковой Е.А. о необязательности к исполнению администрацией г.Ульяновска положений Генерального плана г.Ульяновска.

То обстоятельство, что спорный земельный участок не изъят из оборота, не влияет на выводы, сделанные судом по делу, поскольку п.2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет собственникам неизъятых из оборота земельных участков право сдачи их в аренду, но не возлагает на них таковой обязанности.

В соответствии с п.1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур;5) рекреационным;6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения;8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

В соответствии с п.2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Поскольку  указанная выше норма предполагает  как возможность  наличия иных территориальных зон, не поименованных в списке,  так  и возможность  территориального сочетания различных видов использования земельных участков в одной территориальной зоне, ссылка Ворковой Е.А. в обоснование доводов своей жалобы на  п.1 статьи 85 Земельного кодекса РФ, не содержащий, по ее мнению,  в качестве территориальной зоны - зоны запрещения нового жилого строительства, является несостоятельной.

Представление органом местного самоуправления гражданам, как полагает  заявительница,  после утверждения Генерального плана г.Ульяновска и Правил землепользования и застройки МО «Г.Ульяновск» иных земельных участков, расположенных в границах зоны ограниченного строительства, не  являлось предметом рассмотрения  суда, и не может служить основанием для отмены состоявшегося по   данному делу решения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 24 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ворковой Е*** А***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: