Судебный акт
О признании незаконным отказа в выдаче свидетельства на право получения субсидий на жилье
Документ от 27.03.2012, опубликован на сайте 24.04.2012 под номером 31594, 2-я гражданская, о признании действия незаконным и понуждении к выдаче свидетельства на получение субсидии для приобретения жилья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Жорова И.А.                                                                    Дело-33-778/2012 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 27 марта 2012 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Камаловой Е.Я.

при секретаре Ульяниной Э.С.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Круглова С*** С*** и Кругловой Е*** Г*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 января 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Круглова С*** С***, Кругловой Е*** Г*** к Администрации г.Димитровграда, муниципальному казенному учреждению «Комитет по делам молодежи» города Димитровграда, Министерству образования Ульяновской области, Министерству экономического развития Российской Федерации о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства на право получения субсидий в рамках целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и о понуждении к выдаче указанного свидетельства отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Круглова С.С., его представителя Кругловой Р.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Шулимовой О.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Круглов С.С., Круглова Е.Г. обратились в суд с иском к Администрации г.Димитровграда, МКУ «Комитет по делам молодежи» города Димитровграда о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства на право получения субсидий в рамках целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и о понуждении к выдаче указанного свидетельства.

В обоснование иска указали, что с 2008 года признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и входят в состав участников данной программы. Однако до настоящего времени им не выдано свидетельство на право получения субсидий в рамках указанной программы. Необходимый пакет документов для получения свидетельства ими был предоставлен, но в выдаче свидетельства отказано со ссылкой на ст.53 ЖК РФ. Считали отказ незаконным, поскольку перерегистрация в период с 2008 по 2011 год не имеет правового значения, поскольку  членами семьи собственников  жилых помещений, в которых их семья была зарегистрирована, они не являются. Кроме того, полагают, что Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования не предусмотрено в качестве основания для отказа в выдаче свидетельства на право получения субсидий в рамках указанной выше программы со ссылкой на ст.53 ЖК РФ.

Просили суд признать незаконным  решение администрации города Димитровграда об отказе их семье в составе 4-х человек: Круглову С.С., Кругловой Е. Г., Круглову Д. С., Круглову В.С. в выдаче свидетельства на право получения субсидий в рамках целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, в соответствии со статьей 53 ЖК РФ, утвержденное постановлением Администрации города №4241 от 10.11.2011 и обязать  администрацию города Димитровграда выдать их семье свидетельство на право получения субсидий в рамках целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.08.2007 №510 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 825) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

 

Судом привлечены к участию в деле в качестве соответчиков Министерство образования Ульяновской области, Министерство экономического развития Российской Федерации, в качестве третьего лица - Департамент по молодежной политике Министерства образования Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Круглов С. С. и Круглова  Е.Г. не соглашаются с решением суда, просят его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. При этом указывают, что судом не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Полагают, что судом не применен закон, подлежащий применению, а именно: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», ст.ст. 31, 51 ЖК РФ, ст.ст.. 80, 85 СК РФ, ст.ст.209, 288 ГК РФ. Судом неправильно применена норма ст.53 ЖК РФ, регулирующая возможности приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку их семья это право получила.   Снятие с учета регулируется ст.56 ЖК РФ, нормы применения которой судом не рассматривались. При определении нуждаемости в жилом помещении судом не применялись нормы ст.ст.31, 51 ЖК РФ. Истцами не совершались действия, направленные на намеренное ухудшение жилищных условий, однако эти доводы оставлены судом без внимания. Доводы относительно прав собственности истцов на жилые помещения основаны на ложных данных ответчика, поскольку у истца нет в собственности ¼ доли жилого помещения по улД*** а его матери – жилого помещения по ул.Х*** Кроме того, сделав вывод о намеренном ухудшении жилищных условий истцов, суд не учел рождение второго ребенка при площади жилых помещений, находящихся в пользовании семьи Кругловых. Судом искажены свидетельские показания К*** А.А., которая возражала против совместного проживания с семьей истцов. Истцы не вселялись и не приобретали право пользования жилыми помещениями матери истца Кругловой Р.В. и его бабушки Кругловой А.А. Семья истцов не имеет своего жилого помещения, фактически проживает на съемных квартирах по договору аренды. Изменение регистрационного учета членов семьи истцов связано с необходимостью оформить регистрационный учет по адресу, близкому к фактическому месту проживания истцов.

 

В возражениях на апелляционную жалобу администрация города Димитровграда Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Круглова С. С. и Кругловой  Е. Г  - без удовлетворения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

В ходе рассмотрения дела установлено, что истцы Круглов С.С. и Круглова Е.Г. с ***08.2007 состоят в зарегистрированном браке  имеют двух несовершеннолетних детей: сына Круглова Д.С., *** ноября 2002 года рождения, и сына Круглова В***, *** апреля 2008 года рождения.

 

В период с 2002 года по 2010 год действовала Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675. В состав указанной программы входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

 

Механизм реализации указанной подпрограммы предполагал оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.

 

Постановлением Главы г. Димитровграда от 14.08.2008г. № 2566 был утвержден протокол заседания комиссии по жилищным вопросам от 25.07.2008 года № 19. Из данного протокола заседания комиссии по жилищным вопросам следует, что семья Кругловых в составе 4 человек была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».  На момент включения в состав участников указанной подпрограммы семья Кругловых отвечала необходимым критериям, установленным Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285. 

 

В соответствии с п. 21 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

МКУ «Комитет по делам молодежи» 31.01.2011г. был составлен и утвержден Список молодых семей – участниц городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы». В данном Списке  состояла и семья Кругловых  под № 74.

 

Таким образом, семья Кругловых, будучи включенной в число участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2008 году, имела право на получение социальной выплаты на приобретение жилья во время действия данной программы.

 

Социальная выплата истцам предоставлена не была, поскольку данная выплата предоставляется в порядке очередности включения в списки участников программы и в зависимости от  объема финансирования в планируемом году. 

 

В 2010 году действие Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675, в состав которой входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», закончилось.

 

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В её состав включена также подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением №3 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

 

В соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных вышеуказанным постановлением, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

 

Согласно п.7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.08.2010 года №31/281-П была утверждена областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. На основании областной программы в г.Димитровграде Ульяновской области разработана и утверждена городская целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы».

 

В соответствии с указанными программами молодая семья признавалась                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         нуждающейся в улучшении жилищных условий по нормам ст.51 ЖК РФ.

 

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Димитровграда от 14.10.2011, утвержденным постановлением Администрации г.Димитровграда № *** от 10.11.2011 года, Кругловым отказано в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.53 ЖК РФ.

 

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кругловых С.С. и Е.Г. о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства на право получения субсидий в рамках целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и о понуждении к выдаче указанного свидетельства.

 

Как уже было указано выше,  одним из условий участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей», как в период до 2010 года, так и в период с 2011 года по 2015 год, был факт нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи.

 

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что при подаче 16.06.2008 документов для участия  в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой  программы «Жилище» на 2002-2010 годы своим местом жительства семья Кругловых указала   квартиру №14 по пр.А*** общей площадью 51,52 кв.м., собственником которой является бабушка истца Круглова А.А.

 

Истцы  Круглов С.С. и Круглова Е.Г. с детьми до 03.03.2009  были зарегистрированы по адресу: г.Димитровград, пр.А***; с 25.04.2009 до 06.09.2011 зарегистрированы по адресу: г.Димитровград, ул.Х***, с 06.09.2011 по настоящее время вновь зарегистрированы по адресу: пр.А*** Фактически  семья Кругловых проживала в квартире по ул.Д*** г.Димитровграда  до октября 2008 года, до продажи данной квартиры. После чего ***  по ул.Х*** в г.Димитровграде общей площадью 212,1 кв.м. с согласия собственника дома Кругловой Р.В.

 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал аргументированный вывод о приобретении членами семьи Кругловых права пользования данным жилым помещением, при этом суд указал, что на каждого проживающего члена семьи с учетом всех  лиц, зарегистрированных в доме,  приходилось по 30,3 кв.м. (212,16 : 7 чел.), что значительно превышает учетную норму в 12 кв.м., установленную по г.Димитровграду для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

 

Впоследствии 06.09.2011 года семья Кругловых перед подачей Кругловым С.С. заявления о выдаче свидетельства на право получения субсидий  в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы снимается с регистрационного учета по адресу г.Димитровград, ул.Х***  и регистрируется в жилое помещение по пр.А*** в г.Димитровграде. судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данное обстоятельство свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий с целью быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в указанной выше подпрограмме.

 

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно признал законным отказ ответчика в выдаче истцам свидетельства на право получения субсидий в рамках целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и отказал в понуждении к выдаче указанного свидетельства, признав, что после включения семьи Кругловых в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой  программы «Жилище» на 2002-2010 годы истцы ухудшили жилищные условия

 

В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны  нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

 

В соответствии с п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является не истечение предусмотренного статьей 53 настоящего Кодекса срока.

 

Проанализировав вышеуказанные нормы, суд первой инстанции обоснованно сделал  вывод о применении норм Жилищного кодекса РФ, регламентирующих порядок  и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, к правоотношениям, связанным с признаем молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

 

Кроме того, с учетом положений ст.ст.55, 56 ЖК РФ семья Кругловых, вселившись  в установленном законом порядке в жилое помещение по адресу г.Димитровград, ул.Х***, утратила основания для предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений по целевой подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

 

Обоснованность отказ ответчика в подтверждении нуждаемости семьи Кругловых в улучшении жилищных условий согласуется и с п.13 Правил, согласно которому основанием для исключения молодой семьи из списка является, в том числе и улучшение претендентами жилищных условий.

 

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку не опровергают правильности выводов суда об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы аналогичны тем, которые высказывались в суде первой инстанции, всем этим доводам дана правильная правовая оценка, с которой судебная коллегия, учитывая все вышеизложенное, соглашается.

 

Доводы кассационной жалобы о том, что судом не учтено рождение второго ребенка при расчете доли площади жилых помещений, находящихся в пользовании семьи Кругловых, является неосновательным, поскольку в материалах дела имеются сведения о регистрации несовершеннолетнего Круглова В.С. с момента рождения в квартире по пр.А*** эти данные были учтены судом при определении нуждаемости семьи истцов в улучшении жилищных условий.

Ссылка в жалобе на искажение судом свидетельских показаний К*** не обоснованна, судом рассмотрены замечания истцов на протокол судебного заседания от 22-23.12.2011 года, содержащиеся в апелляционной жалобе, эти замечания отклонены.

 

Довод жалобы об отсутствии у истцов жилого помещения в собственности на правильность постановленного судом первой инстанции решения не влияют.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

 

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Круглова С*** С*** и Кругловой Е*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: