Судебный акт
О назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью
Документ от 03.04.2012, опубликован на сайте 18.04.2012 под номером 31571, 2-я гражданская, включение периодов работы в специальный стаж,признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тихонова О.П.                                                                   Дело №33-909/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               03 апреля 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Камаловой Е.Я., Фоминой В.А.,

при секретаре Ульяниной Э.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 03 февраля 2012 года, по которому постановлено:

Исковые требования Абзалетдиновой Г*** Ф*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области включить Абзалетдиновой Г*** Ф*** в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы с 15.08.1985 г. по 07.09.1986 г. (воспитатель В*** детского комбината Республики Татарстан).

Признать за Абзалетдиновой Г*** Ф*** право на  назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 23 декабря 2010 г., обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить Абзалетдиновой Г*** Ф*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, пояснения представителя Абзалетдиновой Г.Ф. Набиуллиной А.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия       

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Абзалетдинова Г.Ф. обратилась в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска о включении периода работы в специальный трудовой стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что решением ответчика от 16.11.2010 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности по причине отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа, в который пенсионный орган не зачел период ее работы воспитателем В*** детского комбината с 15.08.1985 по 07.09.1986. Мотивом принятия ответчиком такого решения послужило то обстоятельство, что наименование учреждения «детский комбинат» не предусмотрено Списками должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002№ 781.

Не соглашаясь с решением ответчика, просила суд обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска зачесть в ее специальный трудовой стаж спорный период, признать за ней право на  назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 23.12.2010, обязав ответчика назначить ей такую пенсию с указанной даты.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом к участию в деле привлечено МКУ «Отдел  образования В*** муниципального района» Республики Татарстан (отдел образования исполнительного  комитета В*** муниципального района Республики Татарстан).

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.  

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд применил закон, утративший силу – Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397. Полагает, что право на включение в специальный стаж периода работы в должности воспитателя в детском комбинате могло быть у истицы только в том случае, если бы на момент действия Списков от 17.12.1959 (до 01.01.1992) она отработала весь требуемый для назначения пенсии педагогический стаж – 25 лет в соответствии с теми условиями, которые устанавливались указанным Постановлением. Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17.10.2003 №70 утверждено соответствующее разъяснение №4, которым предусматривается, что в случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававшего право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости. Действующим законодательством наименование учреждения «детский комбинат» не предусмотрено в качестве детских учреждений, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение. В обоснование своей позиции автор жалобы ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 и Определение Конституционного суда Российской Федерации от 05.11.2002.

Дело рассмотрено в отсутствие  истицы и представителя ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании  представитель истицы возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же нормы установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что Абзалетдинова Г.Ф. обратилась в УПФ Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Решением УПФР в Засвияжском районе г.Ульяновска от 16.11.2010 ей было отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности. По подсчету ответчика специальный трудовой стаж истицы на дату обращения составил 23 года 6 месяцев 16 дней. При этом пенсионный орган не зачел в специальный стаж Абзалетдиновой Г.Ф. период ее работы с 15.08.1985 по 07.09.1986 в должности воспитателя В*** детского комбината Республики Татарстан, поскольку данное учреждение не предусмотрено ни Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, ни Списками, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 и от 29.10.2002 № 781.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к объективному выводу о том, что указанный период не был засчитан в специальный стаж истицы необоснованно.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года №463.

Пунктом 3 названного Постановления устанавливалось, что за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В спорный период работы истицы действовали Перечень и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397,  предусматривавшие   в перечне  учреждений  детские сады и объединенные ясли-сады, работа в которых в должности воспитателя  давала право  на пенсию за выслугу лет. В последующем  действовал  Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 года. Пунктом 2 указанного Постановления (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953) было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В соответствии с ранее действовавшей ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» в выслугу лет засчитывалась работа воспитателя в детских дошкольных учреждениях всех типов, к которым, согласно Общесоюзному классификатору отраслей  народного хозяйства от 01 января 1976 года, относились и детские комбинаты.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истица с 15.08.1983 по настоящее время занимается педагогической деятельностью в учреждениях для детей. В период с 15.08.1985 по 07.09.1986 она работала воспитателем В*** детского комбината Республики Татарстан. Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств: трудовой книжкой истицы, справками отдела образования исполнительного комитета В*** муниципального района Республики Татарстан, МКУ «Отдел образования В*** муниципального района» Республики Татарстан, тарификационными списками, личным листком по учету кадров, выписками из приказов о приеме на работу и увольнении с работы, показаниями свидетеля З*** Е.А.

Таким образом, суд сделал правильный вывод, что  истица имеет право на зачет периода работы в должности воспитателя В*** детского комбината Республики Татарстан в специальный стаж. На момент рассмотрения вопроса о наличии у нее права на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее, поэтому суд обоснованно включил  названный период в специальный стаж Абзалетдиновой Г.Ф.

В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы о необоснованном включении указанного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену решения суда.

Как усматривается из справки Отдела образования Исполнительного комитета В*** муниципального района Республики Татарстан №423 от 11.08.2010, В*** детский комбинат «Р***» в 1985-1986 г.г. (в дальнейшем В*** детский сад «Р***») являлось дошкольным образовательным учреждением и находилось на балансе В*** сельского совета, наименование «детский комбинат» было распространено среди дошкольных образовательных учреждений (л.д.26).  В настоящее время  это дошкольное детское учреждение именуется МБДОУ «В*** детский сад «Р***».

Учитывая, что совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств подтверждается факт работы истицы в оспариваемый период в должности, непосредственно связанной с воспитанием детей, в детском дошкольном учреждении, вывод суда о том, что она в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством приобрела право на включение этого периода в педагогический стаж, судебная коллегия находит правильным. Поскольку с зачетом спорного периода работы специальный стаж Абзалетдиновой Г.Ф. на 23.12.2010 составил необходимые 25 лет, а обратилась она к ответчику в установленном порядке с заявлением о назначении досрочной пенсии 30.07.2010, продолжая при этом осуществлять педагогическую деятельность в учреждении для детей, суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить ей досрочную пенсию с 23.12.2010.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 03 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи