Судебный акт
Признание права на досрочную трудовую пенсию
Документ от 03.04.2012, опубликован на сайте 23.04.2012 под номером 31533, 2-я гражданская, признание права на досрочную трудовую пенсию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Тихонова О.П.                                                               Дело № 33-905/2012                                                               

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           03 апреля 2012 года                                                                                     

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Маслюкова П.А. и Гурьяновой О.В.,

при секретаре Устимовой Т.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 30 января 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Ахмеровой А*** И*** удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области  включить Ахмеровой А*** И*** в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,  периоды работы с 28.12.1983 г. по 17.05.1986 г. (лаборант клинической лаборатории войсковой части № ***), с 04.01.2000 г. по 31.12.2001 г. (фельдшер-лаборант клинической лаборатории войсковой части № ***).

В удовлетворении остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Маслюкова П.А., объяснения представителя истца Ахмеровой А.И. – Филиппова В.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ахмерова А.И. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к  Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) (далее - УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Истица мотивировала свои требования тем, что в период с 07.08.1978 г. и по настоящее время она занимается лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Полагая, что имеет право на досрочное назначение пенсии, она 07.07.2011 г. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении  трудовой пенсии по старости на основании пп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе от 07.10.2011 г. ей было отказано в назначении пенсии. Находит данное решение незаконным. Считает, что ответчик безосновательно не засчитал в ее специальный стаж следующие периоды работы: с 16.12.1983 г. по 17.05.1986 г. в должности лаборанта клинической лаборатории войсковой части ***; с 04.01.2000 г. по 31.12.2001 г. - фельдшера-лаборанта клинической лаборатории войсковой части *** с 01.01.2002 г. по 11.08.2003 г. - фельдшера-лаборанта клинической лаборатории войсковой части ***.

Истица просила обязать ответчика включить в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости вышеприведенные периоды работы и досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с 07.07.2011 г., т.е. с момента обращения за назначением пенсии.

Рассмотрев заявленные требования по существу, Засвияжский районный суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска просит решение отменить.

Автор жалобы указывает, что право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости определяется с учетом Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пении по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. Считает, что периоды работы истицы с 28.12.1983 г. по 17.05.1986 г. в должности лаборанта клинической лаборатории войсковой части № *** и с 04.01.2000 г. по 31.12.2001 г. в должности фельдшера-лаборанта клинической лаборатории войсковой части № *** необоснованно включены судом в специальный стаж работы, поскольку учреждения, где работала истица (клиническая лаборатория войсковой части № ***) не предусмотрены названным Списком. Кроме этого, данные учреждения не относятся к учреждениям здравоохранения, которые поименованы в номенклатуре учреждений здравоохранения от 03.11.1999 года № 395.

Полагает, что законодатель, закрепляя правовые основания и условия назначения пенсии и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Считает, что по настоящему делу отсутствуют правовые основания для досрочного назначения пенсии истице.

В своих возражениях на апелляционную жалобу истица Ахмерова А.И. просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

В судебную коллегию представитель УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области не явился, несмотря на надлежащее извещение сторон о месте и времени рассмотрения дела судом второй инстанции. Причины неявки в судебную коллегию не сообщены.

В связи с изложенным, судебная коллегия на основании статей 165, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика - УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только  в городах, независимо от их  возраста.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 № 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 №449) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Материалами дела установлено, что истица Ахмерова А.И. с 07.08.1978 г. и по настоящее время занимается лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения. В период с 28.12.1983 г. по 17.05.1986 г. она работала в должности лаборанта клинической лаборатории войсковой части № ***, принадлежащей 56 отдельному медицинскому батальону Южной группы войск, а в период с 04.01.2000 г. по 31.12.2001 г. в должности фельдшера-лаборанта клинической лаборатории войсковой части ***, расположенной в Республике Казахстан.

Данные обстоятельства подтверждаются архивной справкой ФБУ Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации от 29.01.2011 г. № *** (условное наименование в/ч ***), а также трудовой книжкой истицы, справкой командира войсковой части  *** от 19.12.2008 г. № ***.

Судебная коллегия признает доказанным тот факт, что в указанные периоды истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в предусмотренных названными Списками учреждениях здравоохранения. Занимаемая истицей в этом время должность лаборанта, также предусмотрена названными Списками.

Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд доказательства, суд первой инстанции обоснованно усмотрел наличие предусмотренных законом оснований  для включения Ахмеровой А.И. в стаж, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, указанного периода работы в должности лаборанта.   

Оснований не соглашаться с вышеприведенными выводами районного суда не имеется.

Довод УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что судом необоснованно были включены указанные выше периоды в специальный стаж истицы судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на неверном толковании материального закона.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г.№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

В указанный период работы истицы действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (с дополнениями  и изменениями от 12.04.1984 г. № 313). Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, приложенный к этому Постановлению, относил к должностям, дающим право на назначение пенсии за выслугу лет, должность лаборанта в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения всех типов и наименований.

Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г., которым регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины, урегулированы правоотношения в области пенсионного законодательства в отношении граждан, прибывших из названных республик бывшего СССР для проживания в Российскую Федерацию.

Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.

В соответствии со ст. 11 данного Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств – участников Содружества без легализации.

С 01.11.1999 г. применялся Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в соответствии со Списком профессий и должностей работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1991 г. № 1066.

В названном Списке указана должность «фельдшера-лаборанта», среди учреждений указана, в частности, медико-санитарная часть.

В соответствии с  п.1 названных Правил в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения зачитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных списком, в том числе в фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

Состоявшееся по делу решение полностью отвечает приведенным выше нормам права, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.

Доводы апелляционной жалобы, указывающие на обратное, основаны на неправильном толковании материального закона.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего пенсионного законодательства при его правильном толковании, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 30 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фона РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: