Судебный акт
Отказ в признании недействительной сделки купли-продажи земельного участка
Документ от 20.03.2012, опубликован на сайте 12.04.2012 под номером 31421, 2-я гражданская, об изменении границ земельного участка. Признании недействительным продажу земельного участка общего проезда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Костычева Л.И.                                                                          Дело № 33-703/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              20 марта 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Колобковой О.Б.,      

судей Гурьяновой О.В. и  Полуэктовой С.Н.

при секретаре  Устимовой Т.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Азизбекяна А*** Г***, Голудиной А*** Ф***, Игнатьева М*** Н*** на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 13 января 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении требований истцов Голудиной А*** Ф***, Азизбекяна А*** Г***, к Борисову Н*** А***, Борисовой В*** С***, Игнатьеву М*** Н***, Нэмэ Е*** Г***, Нэмэ  Д*** А***, Попенковой О*** Н***, Попенкову А*** М***, Администрации муниципального образования «Кузоватовский район», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании недействительным продажу земельного участка общего пользования, выделении земельного участка общего пользования в натуре для обеспечения проезда, признании недействительными кадастрового паспорта, свидетельства о праве собственности на доли земельного участка, расположенного по ул. С*** дом *** в р.п.Кузоватово, признании права собственности на земельный участок, изменении границ земельного участка, отказать в полном объёме.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., объяснения Азизбекяна А.Г., поддержавшего  доводы апелляционной  жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Голудина А.Ф., Азизбекян А.Г. обратились в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Борисовой В.С., Борисову Н.А., Нэмэ Е.Г.,      Нэмэ Д.А., Игнатьеву М.Н. о признании недействительными  сделок  по продаже земельного участка общего пользования, свидетельств о государственной регистрации права собственности на доли земельного участка и кадастрового паспорта на земельный участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, р.п.Кузоватово, ул. С***.

Требования мотивированы тем, что  они являются  собственниками 1/10 доли каждый в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: р.п.Кузоватово, ул.С***. Собственниками   остальных  долей  в  праве   общей  долевой  собственности  на  указанный  жилой  дом   являются  ответчики. Ответчики  также  являются собственниками 22/200 долей  каждый в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 1946 кв.м  по  указанному  адресу. До признания за ответчиками права собственности на земельный участок жильцы дома пользовались общим проездом. В настоящее время они (истцы) не имеют проезда к квартире. Считают, что продажа земельного участка общего пользования произведена незаконно, поскольку  акт согласования внутренних границ земельного участка  ими (истцами) не подписывался.

В ходе судебного  разбирательства  истцы  уточнили  исковые  требования и  просили  выделить   в  натуре  земельный  участок  для  обеспечения  проезда  к  дому, изъяв его  у  собственников   и  закрепив  в  муниципальной  собственности.  

Одновременно Голудина А.Ф., Азизбекян А.Г. обратились с иском к Борисовым В.С. и Н.А., Администрации МО «Кузоватовский район», Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании за ними права собственности на земельный участок под сараями (лит.Г33, Г34, Г35), общей площадью 109,89 кв.м, об изменении площади земельного участка Борисовых В.С. и Н.А. под гаражом (лит.36) на 7,75 кв.м, признании недействительными свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя Борисовых В.С. и Н.А. и кадастрового паспорта на земельный участок, расположенный по ул. С***, р.п.Кузоватово Ульяновской области.

В  обоснование исковых  требований  указали,  что до признания за ответчиками  Борисовыми права собственности на  земельный участок, они (истцы) пользовались сараями, ранее обозначенными лит. Г15 и Г16, площадью 109,89 кв.м, которые в настоящее время снесены. Земельный участок под вновь возведенными истцами строениями на спорном земельном участке под лит. Г33, Г34, Г35 составляет площадь 87,35 кв.м, что меньше на 22,54 кв.м. Данный земельный участок незаконно передан в собственность Борисовых. Кроме того, Борисовым незаконно передан в собственность земельный участок под гаражом лит.  Г36, площадью 7,75 кв.м.

Определением судьи Новоспасского районного суда от 29 ноября 2011 года, вышеуказанные исковые заявления были объединены в одно производство.

В качестве соответчиков к участию в деле были привлечены Попенковы О.Н. и А.М., в качестве третьих лиц были привлечены МУП «Кадастровое бюро» и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям  Администрации муниципального образования «Кузоватовский район».

Рассмотрев  заявленные  требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Азизбекян А.Г., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное. В жалобе ссылается на то, что при решении вопроса о продаже земельного участка и передаче его в собственность   гражданам Администрация МО «Кузоватовский район» обязана была определить максимальную долю в праве пользования общим земельным участком, определить границы со смежными земельными участками. Ссылаясь на Правила по межеванию земель, утвержденные Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 08.04.1996г., указывает, что в нарушение указанных правил с ними,  как с пользователями земельных участков, не согласовывалось проведение межевания, установление межевых знаков не производилось. Поскольку в планах границ имелись разногласия, при решении вопроса о согласовании границ Голудина А.Ф. выражала свое несогласие, о чем составлялся акт. При  отсутствии  получения   согласования   между  пользователями  и  собственниками земельных  участков, спорный  вопрос  решается  в  судебном  порядке. Также указывает, что в заключении эксперт описывает только расположение границ земельных участков и хозяйственных построек по документам, однако описание границ и построек по факту полностью отсутствует.  Ссылаясь  на  ст. 85  Земельного  кодекса  РФ   указывает, что земельные  участки  общего  пользования, занятые  проездами, не  подлежат приватизации.                     

В апелляционных жалобах Голудина А.Ф., Игнатьев М.Н. не соглашаясь с решением суда, просят его отменить, как незаконное и необоснованное. Доводы жалоб являются аналогичными доводам апелляционной жалобы Азизбекяна А.Г.

В возражениях на апелляционные жалобы Азизбекяна А.Г., Голудиной А.Ф. и  Игнатьева М.Н. Нэмэ Е.Г., Борисова В.С., Попенкова О.Н.  и Попенков  А.М.  считают решение суда законным, а апелляционные жалобы – не подлежащие удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и постановил решение в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом собранных по делу доказательств.

Материалами дела установлено, что в р.п.Кузоватово по ул.С*** расположен пятиквартирный жилой дом.

Собственниками квартиры № *** являются  Нэмэ Е.Г. и  Нэмэ Д.А., квартиры № *** – Игнатьев М.Н., квартиры № *** – Борисова В.С. и Борисов Н.А., квартиры №*** - Голудина А.Ф. и  Азизбекян А.Г., квартиры № *** - Попенков А.М., Попенкова О.Н., несовершеннолетний Панин И.Д.

До 06.04.2009г.  в указанном  доме  были  приватизированы  лишь  три  квартиры - № ***, № *** и № ***.

Соглашением о распределении долей в праве общей долевой собственности на указанный  жилой  дом от 06.04.2009 г.  было  установлено, что Игнатьеву М.Н.  принадлежит  1/5 доля  жилого  дома в  праве  общей  долевой  собственности  на  жилой  дом, Борисовым  В.С. и Н.А. – по 1/10 доле,  Нэмэ Е.Г. и Д.А. – по 1/10 доле, КУМИЗО – 2/5 доли.

Истцы Голудина А.Ф.  и  Азизбекян А.Г. стали  собственникам 1/5  доли  жилого  дома  на основании договора  на  передачу   жилых  домов  в  собственность от  14.05. 2009 г. (л.д.***).  

Согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка от 16.11.2011г.  № ***, существующий жилой дом и надворные постройки, расположены на земельном участке, общей площадью 1946 кв.м, из категории – земли поселений, кадастровый номер ***.

Из  материалов  дела  следует,  что земельный участок площадью 436 кв.м. или по 22/100 доли от общей площади (1946 кв.м) передан в равных долях           Борисовым Н.А. и В.С. в соответствии с постановлением главы Кузоватовского района № *** от 18.03.2005г., на основании договора купли-продажи №*** от 01.06.2005г. Акт согласования границ земельного участка подписан главой администрации р.п.Кузоватово.

Постановлением главы муниципального образования Кузоватовское городское поселение № *** от 22.03.2006 г. было принято решение о продаже  Нэмэ Е.Г. и Д.А. земельного участка площадью 325 кв.м. или 17/100 доли от общей площади 1946 кв.м, во исполнении которого 03.05.2006г. был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.

По договору купли-продажи №*** от 06.04.2009 г., оформленного на основании постановления главы Кузоватовского района № 321 от 29.05.2005 г., и свидетельства на право собственности на землю № *** от 08.07.1999 года, Игнатьев М.Н. является собственником земельного участка площадью 44,3 кв.м  и 116,7 кв.м.

В силу ч.1 ст.247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в  долевой  собственности, осуществляется  по  соглашению   всех  её  участников, а  при  недостижении   согласия -  в  порядке, устанавливаемом  судом.

Соглашением  №*** от 14.04.2009 года об определении долей на земельный участок, оформленным  между  Игнатьевым М.Н., Борисовыми В.С. и Н.А., Нэмэ Е.Г. и Д.А. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Кузоватовский  район», доли  каждого  из  сособственника  были  определены  следующим образом: Игнатьеву М.Н. – 16/200 долей, или площадью 161 кв.м, Борисовым В.С. и Н.А.- 44/200 доли или 436 кв.м,  Нэмэ Е.Г. и Д.А. – 34/200 доли или 325 кв.м, КУМИЗО – 106/200 или 1024 кв.м.

На  момент  заключения  данного  соглашения жилое  помещение, в  котором  проживали  истцы  Голудина А.Ф. и Азизбекян А.Г.,  находилось  в  муниципальной  собственности.

В соответствие со ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 года (ред. от 12.12.2011 года), основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок являются акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции, акт (свидетельство) о праве на данный земельный участок, иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок не допускается.

При  таких  обстоятельствах,  суд  первой  инстанции  пришел  к  правильному  выводу об  отсутствии каких  либо  нарушений  прав  истцов   при  регистрации   права  собственности  Борисовых  Н.А. и В.С., Нэмэ Е.Г. и Д.А., Игнатьева М.Н. на  их  доли земельного участка, расположенного   по  ул. С***  в  р.п. Кузоватово.

Доводы  истцов  о  том,  что  в  собственность  ответчиков  Борисовых  была незаконно передана  часть земельного  участка  под  принадлежащими  им  строениями,  обоснованно  не были  приняты  судом  во  внимание,  поскольку на   момент  передачи  земли  в  собственность  Борисовых   истцы  не  являлись  сособственниками  спорного  жилого  дома и указанных  ими строений, и  кроме  того, указанные  сараи   под  лит. Г 15 и  Г 16 на  тот период  времени    уже  были снесены.

Доводы  истцов о том,  что  площадь  земельного  участка, находящегося  в  их  пользовании  не  соответствует  их  доли  в  праве  собственности  на  домовладение,  являются  несостоятельными. 

Проведенной  по  делу  экспертизой  установлено,   что  площадь    земельного  участка  истцов  под  их   строениями   составляет   370,3  кв.м, что   в  целом  соответствует   их  доли  в  праве на  домовладение.

Правильным,  по  мнению  судебной коллегии, является  и  вывод суда  об  отсутствии  правовых  оснований для  выдела  из  земельного  участка, расположенного  при  домовладении,   земельного  участка   для  общего  проезда  и  передаче   его  органам  местного  самоуправления.

В соответствие со ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.          Согласно ст. 44 ЗК РФ, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

В силу ст. 279 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии земельного участка принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления.

Судом установлено, что органы местного самоуправления не обращались с требованиями об изъятии спорного земельного участка для общего проезда, акты органа местного самоуправления о продаже земельного участка по ул. Советская,  67 не отменены.

При  таких  обстоятельствах,  оснований  для  изъятия  части спорного  земельного  участка,  не  имелось.

Кроме того, суд  правильно  указал, что  разрешение  возникшего  между  сторонами  спора  по  поводу  участка  общего  пользования   возможно   путем   определения  порядка   пользования  спорным  земельным  участком,  однако  с  такими  требованиями  истцы   в  суд  не  обращались.  С  предложенным экспертом  вариантом  порядка  пользования  земельным  участком   с  учетом  общего  прохода, при  котором  доли  собственников   не  изменятся  и  останутся  прежними,  истцы  не  согласились, настаивали  на  иске о  признании  недействительными  договоров  передачи  земли  в  собственность.

Также проведенной  по  делу  экспертизой  было  установлено,  что устройство вдоль кирпичных пристроев (лит.А1,А2,А3) проезда для автомобильного транспорта с соблюдением требований СНиП невозможно из-за недостаточности ширины свободного земельного участка, необходим снос деревянных заборов квартир №*** и столба связи.

В  то же  время   эксперт  указал, что  предлагаемый участок общего пользования шириной 3,50 м изредка может быть использован для заезда автотранспорта вглубь земельного участка, что позволит откачивать сливные ямы, расположенные около кирпичных пристроев.

Вместе  с  тем,  из  материалов  дела  следует, что  решением Кузоватовского районного  суда Ульяновской  области  от 05.12.2008 г., вступившим  в  законную  силу,  на  Борисовых В.С. и Н.А.   возложена  обязанность   не  чинить   препятствий  к  подъезду  транспортных  средств  для  подвоза  грузов  и   откачки  нечистот   к  квартире № ***  по  ул.С***  р.п. Кузоватово,  убрав  калитку  в  заборе   и  установив  ворота   для  въезда  и  выезда.

Правильным,  по  мнению  судебной коллегии, является  и  решение  суда  в  части отказа   в  признании  за истцами  права  собственности  на  определенную    часть  спорного  земельного  участка  -  под сараями (лит.  Г33,Г34,Г35), площадью 109,89 кв.м и  под гаражом (лит. Г36), поскольку по смыслу действующего  законодательства ( ст. 36 Земельного  кодекса РФ,  ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации")  земельный  участок, на  котором  расположен  многоквартирный  жилой  дом,  может находиться   только  в  общей  долевой  собственности,  при  этом  выдел  в  натуре  определенной  доли   невозможен.

Учитывая  изложенное,   суд  первой инстанции  обоснованно  отказал  в  удовлетворении  заявленных  истицами  требований.  

Доводы, приведенные авторами апелляционных жалоб, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 13 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Азизбекяна А*** Г***, Голудиной А*** Ф***, Игнатьева М*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий    

Судьи