Судебный акт
Жилищный сертификат молодой семье
Документ от 20.03.2012, опубликован на сайте 02.04.2012 под номером 31346, 2-я гражданская, об обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Маслюкова А.В.                                                                     Дело-33- 735/2012 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  20 марта 2012 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10 января 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Костяева А*** Е*** к мэрии города Ульяновска удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска выдать семье Костяевых свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя администрации г.Ульяновска – Топчиевой С.П., представителя комитета по делам молодежи администрации г. Ульяновска – Галушкиной Т.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Костяева А.Е. и его представителя – Колесовой И.А.,  возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Костяев А.Е. обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.   В обоснование иска указал, что решением комиссии по учёту и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска от 10.04.2008 он с составом семьи 3 человека (супруга и сын) был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. 15.11.2011 ответчиком сообщено, что его семья  исключена из Подпрограммы  в связи с достижением им  возраста 36 лет. С данным решением не согласен, так как на момент подачи заявления об участии в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» ему и его супруге не было 35 лет, по всем условиям подпрограммы они проходили, состояли в программе с 2008 года, поэтому закон обратной силы в данном случае не имеет. Просил суд обязать Мэрию г.Ульяновска выдать его семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что согласно положениям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы одним из условий  получения молодой семьей социальной выплаты является возраст супругов, который не должен превышать 35 лет. Костяев А.Е. в марте 2011 года достиг возраста 36 лет, в связи с чем он не может быть включен в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году. Кроме того, решение суда нарушает права Администрации г. Ульяновска, на которую возложена обязанность по предоставлению социальной выплаты,  поскольку  финансирование данной программы осуществляется из трех бюджетов, носит длительный характер и не может быть исполнено в 5-тидневный срок, как это предусмотрено законом.

В  возражениях  на  апелляционную жалобу адвокат Костяева А.Е. - Колесова И.А. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии отдела по учету и распределению жилья администрации г. Ульяновска, Министерства образования Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании представитель администрации г.Ульяновска – Топчиева С.П. доводы апелляционной жалобы  поддержала, пояснив, что  достижение истцом возраста 36 лет  является безусловным основанием для исключения его из участников Подпрограммы.

В судебном заседании представитель комитета по делам молодежи администрации г. Ульяновска – Галушкина Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержала. Пояснила, что участие в Подпрограмме не гарантирует получение социальной помощи, поскольку вопрос о круге лиц, имеющих право на социальную поддержку, решается каждый год исходя из объема финансирования в рамках государственной программы обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

В судебном заседании Костяев А.Е. и его представитель – Колесова И.А. просили оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов следует, что решением Комиссии по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»  Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от 17.04.2008 семья Костяевых с составом 3 человека (он, супруга и ребенок) была признана участником указанной подпрограммы.

28.07.2010 между  Костяевыми и ООО «Домстрой» заключен договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома по адресу: г.Ульяновск, ул.Л***, ***. Объектом долевого строительства является однокомнатная квартира.

01.09.2010  Костяев А.Е. заключил кредитный договор с ОАО «Сбербанк России» на приобретение жилого помещения по адресу: г.Ульяновск, ул.Л***, ***  на сумму  823 880 руб. под 16 % годовых на срок до 01.09.2040 .

Оплата по договору инвестирования строительства жилья в сумме 1 223 880 руб. произведена Костяевым А.Е. в полном объеме 15.09.2010.

13.04.2011 однокомнатная квартира по адресу: г.Ульяновск, ул.Л***, ***, кв.*** зарегистрирована на праве собственности за Костяевым А.Е.

Решением комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья  от 09.11.2011 семья Костяевых исключена из списков участников подпрограммы в связи с тем¸ что 18.03.2011 Костяеву А.Е. исполнилось 36 лет.

Принимая решение об удовлетворении заявленных Костяевым А.Е. требований о признании права на получение социальной выплаты, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении исковых требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001г. № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы. В ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Во втором предложении абзаца второго раздела VI «Механизм реализации подпрограммы» Паспорта подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы установлено, что молодым семьям – участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) предоставляется право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. №285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Подпунктом «г» пункта 15 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.

Решением Ульяновской Городской Думы от 09.08.2006 № 123 (ред. от 28.04.2010) «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2006 - 2010 годы» так же было предусмотрено право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Постановлением Правительства Ульяновской области от  30.08.2010 года за № 31/281-П была утверждена  Областная целевая программа «Обеспечение  жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, по условиям которой участниками  могут стать семьи, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, одного и более детей,  и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Согласно  указанному Постановлению социальная выплата, предоставляемая молодым семьям, может направляться  на погашение  основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным (жилищным) кредитам (займам) на приобретение жилого помещения или строительства объекта индивидуального строительства, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. 

Судом установлено, что на момент приобретения квартиры (28.07.2010) и заключения ипотечного договора семья (01.09.2010) семья Костяевых являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий и была включена в список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом, то есть 2011 году.

При таких обстоятельствах, когда истец, достоверно зная о своем праве на получение социальной выплаты, которую он мог направить на погашение основного долга и процентов по кредиту, взятому на покупку жилья, приобрел жилье на заемные денежные средства, принятие новой Программы и достижение им возраста 36 лет не могут являться основанием для  исключения его из очереди на получение социальной льготы.

В противном случае был бы нарушен один из наиболее значимых принципов гражданского права – юридической стабильности правового положения субъектов права, то есть ясности относительно наличия прав и обязанностей в конкретном правоотношении, а также гарантии защиты приобретенных прав и законных ожиданий.

Доводы, приведенные администрацией г.Ульяновска в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Ссылка ответчика на то обстоятельство, что в марте 2011 истец достиг возраста 36 лет, что являлось безусловным основанием для исключения его из списка участников  подпрограммы, основанием к отмене решения суда не является.

В данном случае Костяев А.Е. приобрел жилье на кредитные (ипотечные) денежные средства в тот момент, когда его семья отвечала всем требованиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы и состояла в списке ее участников. При этом данная подпрограмма предусматривала возможность направления социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по ипотечным (жилищным) кредитам.  Вновь принятая подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы также предусматривает возможность направления денежных средств на погашение ипотечных кредитов при условии, что такой кредит получен до 1 января 2011 года.

Следовательно, за Костяевым А.Е., являвшимся участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы, получившим ипотечный кредит и приобретшим жилье в 2010 году, должно быть сохранено право на получение социальной льготы.

Довод о невозможности исполнения решения суда в установленный законом срок в связи с отсутствием финансирования правильность выводов суда не опровергает, поскольку данное обстоятельство не может являться  основанием для отказа в защите законных прав  и интересов граждан.

В силу изложенного решение суда является законным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: