УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Маслюкова
А.В.
Дело-33- 735/2012 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
20 марта 2012 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Казаковой
М.В., Фоминой В.А.
при секретаре
Ульяниной Э.С.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе
администрации г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска
от 10 января 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования
Костяева А*** Е*** к мэрии города Ульяновска удовлетворить.
Обязать мэрию города
Ульяновска выдать семье Костяевых свидетельство о праве на получение социальной
выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального
жилого дома.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., пояснения
представителя администрации г.Ульяновска – Топчиевой С.П., представителя
комитета по делам молодежи администрации г. Ульяновска – Галушкиной Т.В.,
поддержавших доводы апелляционной жалобы, Костяева А.Е. и его представителя –
Колесовой И.А., возражавшего против
доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Костяев А.Е. обратился в суд с иском к мэрии города
Ульяновска о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на
приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. В обоснование иска указал, что решением комиссии по учёту и распределению жилой
площади при мэрии города Ульяновска от 10.04.2008 он с составом семьи 3
человека (супруга и сын) был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и
включен в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей»
федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. 15.11.2011 ответчиком
сообщено, что его семья исключена из
Подпрограммы в связи с достижением
им возраста 36 лет.
С данным решением не согласен,
так как на момент подачи заявления об участии в подпрограмме «Обеспечение жильём
молодых семей» ему и его супруге не было 35 лет, по всем условиям подпрограммы
они проходили, состояли в программе с 2008 года, поэтому закон обратной силы в
данном случае не имеет. Просил суд обязать Мэрию г.Ульяновска выдать его семье
свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого
помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе администрация г.
Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что согласно положениям подпрограммы
«Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы одним из условий получения молодой семьей социальной выплаты
является возраст супругов, который не должен превышать 35 лет. Костяев А.Е. в
марте 2011 года достиг возраста 36 лет, в связи с чем он не может быть включен
в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году. Кроме того,
решение суда нарушает права Администрации г. Ульяновска, на которую возложена
обязанность по предоставлению социальной выплаты, поскольку
финансирование данной программы осуществляется из трех бюджетов, носит
длительный характер и не может быть исполнено в 5-тидневный срок, как это
предусмотрено законом.
В возражениях
на апелляционную жалобу адвокат
Костяева А.Е. - Колесова И.А. просит решение оставить без изменения, а
апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствии отдела по учету и распределению жилья администрации г. Ульяновска,
Министерства образования Ульяновской области, извещенных о месте и времени
судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании
представитель администрации г.Ульяновска – Топчиева С.П. доводы апелляционной
жалобы поддержала, пояснив, что достижение истцом возраста 36 лет является безусловным основанием для
исключения его из участников Подпрограммы.
В судебном заседании
представитель комитета по делам молодежи администрации г. Ульяновска –
Галушкина Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержала. Пояснила, что участие в
Подпрограмме не гарантирует получение социальной помощи, поскольку вопрос о
круге лиц, имеющих право на социальную поддержку, решается каждый год исходя из
объема финансирования в рамках государственной программы обеспечения жильем отдельных
категорий граждан.
В судебном заседании
Костяев А.Е. и его представитель – Колесова И.А. просили оставить решение суда
без изменения.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов
следует, что решением Комиссии по предоставлению молодым семьям субсидий на
приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых
семей» Федеральной целевой программы
«Жилище» на 2002-2010 годы» от 17.04.2008 семья Костяевых с составом 3 человека
(он, супруга и ребенок) была признана участником указанной подпрограммы.
28.07.2010
между Костяевыми и ООО «Домстрой»
заключен договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома по
адресу: г.Ульяновск, ул.Л***, ***. Объектом долевого строительства является
однокомнатная квартира.
01.09.2010 Костяев А.Е. заключил кредитный договор с ОАО
«Сбербанк России» на приобретение жилого помещения по адресу: г.Ульяновск, ул.Л***,
*** на сумму 823 880 руб. под 16 % годовых на срок до
01.09.2040 .
Оплата по договору
инвестирования строительства жилья в сумме 1 223 880 руб. произведена
Костяевым А.Е. в полном объеме 15.09.2010.
13.04.2011
однокомнатная квартира по адресу: г.Ульяновск, ул.Л***, ***, кв.***
зарегистрирована на праве собственности за Костяевым А.Е.
Решением комиссии по
предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья от 09.11.2011 семья Костяевых исключена из
списков участников подпрограммы в связи с тем¸ что 18.03.2011 Костяеву
А.Е. исполнилось 36 лет.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных Костяевым А.Е. требований о признании права на
получение социальной выплаты, суд правильно определил юридически значимые
обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных
законом для отказа в удовлетворении исковых требований, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 сентября 2001г. № 675 утверждена Федеральная целевая
программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы. В ее состав включена подпрограмма «Обеспечение
жильем молодых семей». Во втором предложении абзаца второго раздела VI «Механизм реализации подпрограммы» Паспорта подпрограммы «Обеспечение
жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010
годы установлено, что молодым семьям – участникам подпрограммы, признанным
нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы
на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа)
предоставляется право использовать социальную выплату на погашение основной
суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на
приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 мая 2006 г. №285 утверждены Правила предоставления
молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы
«Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на
2002 - 2010 годы.
Подпунктом «г»
пункта 15 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья
подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства
документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении
жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права
собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием
средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент
заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1
января 2006 г.
Решением Ульяновской
Городской Думы от 09.08.2006 № 123 (ред. от 28.04.2010) «Об утверждении
муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2006 -
2010 годы» так же было предусмотрено право использовать социальную выплату на
погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным
кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального
жилого дома молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в
улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы на момент
заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 30.08.2010 года за № 31/281-П была
утверждена Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых
семей» на 2011-2015 годы, по условиям которой участниками могут стать семьи, возраст супругов в которой
не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого
родителя, возраст которого не превышает 35 лет, одного и более детей, и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Согласно указанному Постановлению социальная выплата,
предоставляемая молодым семьям, может направляться на погашение
основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным (жилищным) кредитам
(займам) на приобретение жилого помещения или строительства объекта индивидуального
строительства, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов,
штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам
или займам.
Судом установлено,
что на момент приобретения квартиры (28.07.2010) и заключения ипотечного
договора семья (01.09.2010) семья Костяевых являлась нуждающейся в улучшении
жилищных условий и была включена в список
молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную
выплату в планируемом, то есть 2011 году.
При таких
обстоятельствах, когда истец, достоверно зная о своем праве на получение
социальной выплаты, которую он мог направить на погашение основного долга и
процентов по кредиту, взятому на покупку жилья, приобрел жилье на заемные
денежные средства, принятие новой Программы и достижение им возраста 36 лет не
могут являться основанием для исключения
его из очереди на получение социальной льготы.
В противном случае был бы
нарушен один из наиболее значимых принципов гражданского права – юридической
стабильности правового положения субъектов права, то есть ясности относительно наличия прав и
обязанностей в конкретном правоотношении, а также гарантии защиты приобретенных
прав и законных ожиданий.
Доводы, приведенные
администрацией г.Ульяновска в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и
не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применены судом правильно.
Ссылка ответчика на
то обстоятельство, что в марте 2011 истец достиг возраста 36 лет, что являлось
безусловным основанием для исключения его из списка участников подпрограммы, основанием к отмене решения
суда не является.
В данном случае
Костяев А.Е. приобрел жилье на кредитные (ипотечные) денежные средства в тот
момент, когда его семья отвечала всем требованиям подпрограммы «Обеспечение
жильем молодых семей» на 2002-2010 годы и состояла в списке ее участников. При
этом данная подпрограмма предусматривала возможность направления социальной
выплаты на погашение основного долга и процентов по ипотечным (жилищным)
кредитам. Вновь принятая подпрограмма
«Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы также предусматривает
возможность направления денежных средств на погашение ипотечных кредитов при
условии, что такой кредит получен до 1 января 2011 года.
Следовательно, за
Костяевым А.Е., являвшимся участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых
семей» на 2002-2010 годы, получившим ипотечный кредит и приобретшим жилье в
2010 году, должно быть сохранено право на получение социальной льготы.
Довод о
невозможности исполнения решения суда в установленный законом срок в связи с
отсутствием финансирования правильность выводов суда не опровергает, поскольку
данное обстоятельство не может являться
основанием для отказа в защите законных прав и интересов граждан.
В силу изложенного
решение суда является законным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 10 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу администрации г. Ульяновска Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: