Судебный акт
Осуждённые законно и обоснованно признаны виновными в совершении разбойного нападения
Документ от 22.02.2012, опубликован на сайте 17.04.2012 под номером 30985, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 162 ч.2 УК РФ: ст. 162 ч.2; ст. 325 ч.2, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ш***                                                                     Дело №22-451/2012 г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           22 февраля 2012 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бескембирова К.К.

судей  Львова Г.В., Копилова А.А.

при секретаре Трофимовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 февраля 2012 года кассационные жалобы осужденных Маркачева В.А., Прыскина О.М., адвоката С*** В.В. на приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16 января 2012 года, которым

МАРКАЧЕВ  В*** А***,

***

осужден:   по ч.2 ст.162 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

ПРЫСКИН  О*** М***,

***

осужден:   по ч.2 ст.162 УК РФ к 3 годам лишения свободы; по ч.2 ст.325 УК РФ к штрафу в размере 5000 рублей. На основании ч.3 ст.69 УК РФ окончательно назначено 3 года лишения свободы со штрафом в размере 5000 рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Наказание в виде штрафа постановлено исполнять самостоятельно.

Срок отбытия наказания постановлено исчислять: Маркачеву В.А. - с 27 сентября 2011 года, Прыскину О.М. – с  16 января 2012 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., выступления осужденного Маркачева В.А., адвокатов С*** В.В., С*** В.Ф.  прокурора Лобачевой А.В.,  судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Маркачев и Прыскин осуждены за нападение на К*** в целях хищения чужого имущества, с применением к нему насилия, опасного для жизни и здоровья, с угрозой применения такого насилия, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия.

Прыскин также осужден за похищение паспорта гражданина на имя К***.

Преступление совершено *** 2011 года в г.У*** при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В кассационных жалобах:

- осужденный Маркачев  выражает несогласие с квалификаций его действий как разбойное нападение. Утверждает, что не договаривался с Прыскиным  на хищение имущества  К***, а вещи потерпевшего забрал до возвращения ему долга С***, который повредил его автомобиль. Считает, что не применял к потерпевшему насилия, опасного для его жизни и здоровья. Полагает, что в его действиях имеет место состав преступления, предусмотренный ч.2 ст.330 УК РФ. Просит принять во внимание, обстоятельства, смягчающие ему наказание, и не лишать его свободы;

- адвокат С*** оспаривает квалификацию действий осужденного Маркачева как разбойное нападение на потерпевшего К***. При этом обращает внимание на то, что Маркачев пришел в указанную квартиру в поисках С***, чтобы последний возместил ущерб, причиненный порчей автомобиля. Угрозы и насилие были применены к потерпевшему К*** в ходе ссоры с ним. Вещи из квартиры Маркачев забрал в качестве залога в связи с наличием у С*** долга перед ним и полагал, что указанные вещи принадлежат С***. Считает, что доказательств предварительного сговора между Маркачевым и Прыскиным на хищение имущества К*** в суде представлено не было.  По его мнению, угрозы  неисправным пневматическим пистолетом, удары молотком-киянкой с резиновой ударной частью не могли быть опасными для жизни и здоровья К***. Считает необоснованным указание в приговоре суда на металлический молоток-киянку и на совместное нанесение Маркачевым и Прыскиным ударов потерпевшему указанными предметами.  Полагает, что при назначении наказания Маркачеву суд не в полной мере учел данные о его личности и обстоятельства, смягчающие его наказание;

- осужденный Прыскин, не соглашаясь с приговором суда, утверждает об отсутствии у него предварительного сговора с Маркачевым на хищение чужого имущества. Указывает, что не знал с какой целью Маркачев взял с собою пневматический пистолет. Ударил потерпевшего в ответ на его оскорбления и защищал потерпевшего, когда Маркачев наносил удары К*** молотком. Вещи из квартиры потерпевшего он забрал по просьбе Маркачева, который пообещал вернуть их потерпевшему после того, как Маркачеву отдадут деньги. Просит разобраться в деле и смягчить назначенное ему наказание.   

Кассационное представление отозвано государственным обвинителем Раковой А.С. в соответствии с положениями ч 3 ст.359 УПК РФ.  

 

В судебном заседании кассационной инстанции:

- осужденный Маркачев поддержал доводы  кассационных жалоб;

- адвокат С*** В.В. просил удовлетворить кассационные жалобы, переквалифицировать  действия Маркачева на ч.2 ст.330 УК РФ и назначить ему наказание с применением ст.73 УК РФ;

- адвокат С*** В.Ф. поддержала доводы кассационных жалоб.  Полагала, что достаточных доказательств предварительного сговора между осужденными на разбойное нападение в суде представлено не было. По её мнению,  действия осужденных были направлены на истребование долга у С***. Просила переквалифицировать действия Прыскина со ст.162 УК РФ на ст.330 УК РФ.

- прокурор Лобачева А.В. считала доводы, изложенные в кассационных жалобах,  необоснованными. Просила приговор суда  в отношении Маркачева и Прыскина оставить без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит приговор суда в отношении осужденного Маркачева и Прыскина подлежащим изменению по следующим основаниям.

 

Обстоятельства преступных деяний, совершенных Маркачевым и Прыскиным,  установлены судом правильно на основании совокупности исследованных доказательств, подробно изложенных в приговоре суда.

Вывод суда о виновности Маркачева и Прыскина в совершении инкриминируемых им преступлений соответствует фактическим обстоятельствам дела, которые установлены судом правильно на оценке совокупности исследованных доказательств.

Все доводы Маркачева и Прыскина, приведенные им в свою защиту, были предметом тщательной проверки в суде первой инстанции и  обоснованно судом отвергнуты, признаны несостоятельными.

В частности, выдвинутая Маркачевым и Прыскиным версия о том, что завладение имуществом потерпевшего К*** было связано с наличием у  Маркачева права на истребование имущества, принадлежащего С***,  как и их доводы об отсутствии в  их действиях применения к потерпевшему насилия, опасного для жизни и здоровья, являлись предметом тщательной проверки судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты как несостоятельные, опровергнутые совокупностью исследованных доказательств, которым судом дана надлежащая оценка.

Так, потерпевший К*** подтвердил в судебном заседании, что Маркачев и Прыскин *** 2011 года приходили в квартиру, где он снимал комнату у С***. Они искали С***, пояснив, что тот должен деньги в сумме 5000 рублей. При этом они видели, что С*** проживает в указанной квартире в другой комнате. *** 2011 года Маркачев и Прыскин вновь пришли в указанную квартиру и сразу потребовали, чтобы он передал им деньги вместо С***. В ответ на отказ выполнить их требования, Прыскин нанес удар кулаком в область его груди, а Маркачев достал пистолет, приставил  к его голове и высказал угрозы застрелить его. После этого Прыскин и Маркачев стали забирать его вещи, находившиеся в квартире. При этом Маркачев продолжал угрожать застрелить его, нанес удары по лицу указанным пистолетом, а по голове – металлическим молотком-киянкой с резиновым наконечником на рабочей поверхности, а также надавил пистолетом со значительной силой ему в голову. Затем Маркачев и Прыскин, действуя поочередно, каждый нанес ему не менее 4 ударов по ногам: Маркачев – пистолетом, Прыскин – молотком-киянкой.  Он реально воспринял данные угрозы, как опасные для жизни и здоровья, и не стал оказывать сопротивление Прыскину и Маркачеву. По требованию Прыскина он (К***) передал последнему паспорт на свое имя и деньги. После этого ему удалось убежать из квартиры.

Суд обоснованно положил в основу обвинительного приговора показания потерпевшего К***, поскольку они являются последовательными по всем существенным обстоятельствам совершенных преступлений, согласуются с другими доказательствами, в том числе с показаниями свидетелей К*** А.В. и Н.В., С*** А.Б., протоколами опознания потерпевшим Маркачева и Прыскина, протоколами изъятия у Маркачева похищенных вещей и денег, документов на пневматический пистолет.

В частности, из показаний свидетеля К*** А.В. и Н.В. следует, что  *** 2011 года по месту работы К*** прибежал К*** П.Н. без обуви, верхней одежды, со следами побоев на лице и пояснил, что двое мужчин напали на него в квартире, избили его, угрожали пистолетом требуя передать деньги, забрали различные вещи и паспорт на его имя.

Свидетель С*** показал в суде, что у него не имелось каких-либо обязательств, в том числе и денежных, перед Маркачевым и Прыскиным и он не собирался выполнять незаконные требования Маркачева о возмещении ущерба, связанного с повреждением его автомобиля.

Давая анализ совокупности доказательств, исследованных в судебном заседании, суд правильно установил что Маркачев и Прыскин заведомо знали о том, что потерпевший К***, хотя и проживает в квартире С***, но не находится с ним в родственных отношениях. Предварительно позвонив К***, они убедились, что С*** нет в указанной квартире. Сразу после того, как Маркачев и Прыскин вошли в указанную квартиру, то стали совместно требовать у К*** передачи им денег. При этом Прыскин применил к потерпевшему физическое насилие, а Маркачев в присутствии Прыскина стал угрожать застрелить К***, приставив к его голове пистолет. После этого Маркачев и Прыскин, с целью подавления воли потерпевшего к сопротивлению, нанесли ему удары металлическим пистолетом и молотком-киянкой по различным частям тела.  

С учетом установленных обстоятельств совершенного преступления, суд обоснованно пришел к выводу, что согласованность действий осужденных в ходе нападения на потерпевшего с требованием передачи им денег, совместное завладение  имуществом К***, а также нанесение каждым из осужденных большого количества ударов потерпевшему, в том числе с применением пистолета и молотка-киянки, используемых в качестве оружия, бесспорно свидетельствуют о наличии между ними предварительного сговора на совершение разбойного нападения.

Что касается доводов жалоб в части того, что у потерпевшего не были зафиксированы телесные повреждения, то указанное обстоятельство не является основанием для переквалификации действий осужденных на менее тяжкий состав преступления, поскольку суд обоснованно признал, что угрозы применения насилия, а также насилие, примененное к потерпевшему К***, являлись опасными для его жизни и здоровья ввиду характера, способа и интенсивности в момент его применения с использованием металлического пистолета и молотка-киянки, которые обладают большой поражающей силой.

Выводы суда о совершении осужденными разбойного нападения на потерпевшего К***  надлежащим образом мотивированы в приговоре.

Таким образом, дав надлежащую оценку исследованным доказательствам, суд правильно квалифицировал указанные действия Маркачева и Прыскина по хищению имущества и денег К*** по  ч.2 ст.162 УК РФ, а действия Прыскина по похищению паспорта на имя К*** – по ч.2 ст.325 УК РФ.

Оснований ставить под сомнение правильность квалификации действий осужденных, в том числе по доводам в кассационных жалобах о наличии в действиях осужденных признаков самоуправства, с учетом того, что Маркачев и Прыскин пообещали вернуть потерпевшему К*** его имущество и паспорт после того, как С***  отдаст им деньги, судебная коллегия не находит, поскольку судом  установлено, что какого-либо действительного или предполагаемого права на данное имущество у Маркачева и Прыскина не имелось.    

Не могут поставить под сомнение правильность установленных судом обстоятельств совершенного преступления, а также обоснованность квалификации действий осужденных, и ссылки в кассационных жалобах на то, что суд указал в приговоре на нанесение ударов потерпевшему металлическим молотом-киянкой вместо молотком- киянкой, как было предъявлено обвинение осужденным.

Из показаний в суде потерпевшего К*** следует, что указанный молоток-киянка был металлическим с резиновым наконечником.

Вместе с тем, с учетом предъявленного Маркачеву и Прыскину обвинения, судебная коллегия считает необходимым внести в приговор изменение в данной части, поскольку это не ухудшает положение осужденных.

Судебное разбирательство по делу проведено в установленном законом порядке при соблюдении принципа состязательности сторон. Все представленные доказательства исследованы судом по инициативе сторон. Ущемления  прав  осуждённого в ходе уголовного судопроизводства   не допущено.

Наказание осужденным Маркачеву и Прыскину назначено в соответствии со ст.60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений. Принимая во внимание обстоятельства преступлений, личность каждого из осужденных, суд обоснованно пришел к выводу о необходимости назначения им наказания в виде реального лишения свободы. При определении размера наказания судом в полной мере учтены все обстоятельства, в том числе смягчающие наказание. Наказание, назначенное Маркачеву и Прыскину, отвечает принципу справедливости и соразмерно содеянному. Внесение в приговор изменений в части уточнения предмета – молотка-киянки, которым осужденные наносили удары потерпевшему, не изменяет объем предъявленного им обвинения и не является основанием к снижению назначенного им наказания.

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену либо изменение приговора, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16 января 2012 года в отношении Маркачева В*** А***, Прыскина О*** М*** изменить, указав в описательно-мотивировочной части приговора о нанесении  ударов потерпевшему К*** молотком-киянкой, вместо металлическим молотком-киянкой.

В остальном этот приговор оставить без изменения, а кассационные  жалобы - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: