Судебный акт
Отказ в иске о признании недействительными условий договора страхования
Документ от 14.02.2012, опубликован на сайте 12.03.2012 под номером 30892, 2-я гражданская, о признании недействительными условий договора страхования, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                            Дело № 33- 540/2012

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          14 февраля 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Колобковой О.Б.,

судей Гурьяновой О.В.  и  Костенко А.П.

при секретаре  Устимовой Т.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Тепайкиной Л*** Ф*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 02 декабря 2011 года, по которому постановлено:   

 

В удовлетворении исковых требований Тепайкиной Л*** Ф*** к ЗАО «ГУТА-Страхование» о признании недействительным условий пункта правил страхования отказать.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Тепайкина Л.Ф. обратилась в суд с иском к ЗАО «ГУТА-Страхование» о признании недействительным условий пункта Правил страхования.

В обоснование исковых требований указала, что ей на праве собственности принадлежит автомобиль ***, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак ***. Указанный автомобиль застрахован по договору добровольного страхования 24.06.2009г. в ЗАО «ГУТА-Страхование», страховая сумма составляет 330 000 руб. Решением   мирового  судьи  судебного   участка № ***  Ленинского  района г.Ульяновска  от 11.08.2010 г.   ей  было  присуждено  страховое  возмещение   в  сумме  17 628  руб.   по  факту  причинения  ущерба   автомобилю неустановленными  лицами. Впоследствии ЗАО «ГУТА-Страхование» предъявило  к  ней  иск о взыскании суммы неосновательного обогащения. По утверждению ответчика  она не исполняет обязанности, предусмотренные пунктом 11.13 Правил страхования транспортных средств ЗАО «ГУТА-Страхование» от 17.07.2006г.,   а  именно,  не передает страховщику поврежденные в результате ДТП от 18.07.2010г. съемные узлы, детали, агрегаты автомобиля ***. 

Согласно п. 11.13. указанных Правил  страхования  по требованию страховщика для получения страхового возмещения за поврежденные съемные детали, узлы, агрегаты и дополнительное оборудование застрахованного ТС страхователь (выгодоприобретатель) обязан передать таковые в месячный срок страховщику. Неисполнение данной обязанности страхователем (выгодоприобретателем) предоставляет страховщику право отложить выплату страхового возмещения до момента ее исполнения. Право собственности на такие детали, узлы, агрегаты и дополнительное оборудование застрахованного ТС с момента выплаты страхового возмещения переходит к страховщику.

Допускается по согласованию сторон выплата страхового возмещения за поврежденные детали и узлы без их сдачи страховщику и перехода к нему права собственности с корректировкой суммы возмещения в зависимости от степени пригодности деталей, определяемой экспертом страховщика.

Правила  страхования, являясь в силу п. 1 ст. 943 ГК РФ неотъемлемой частью договора страхования, не должны содержать положений, противоречащих гражданскому законодательству и ухудшающих положение страхователя по сравнению с установленным законом.

Полагает, что вышеназванное условие договора противоречит ГК РФ  и ухудшает положение страхователя по сравнению с установленным законом, так как ГК РФ не содержит норм, обязывающих страхователя передать право собственности на застрахованное имущество страховщику, а Закон  РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (п. 5 ст. 10) предусматривает переход права собственности на застрахованное имущество только в случае утраты, гибели застрахованного имущества при добровольном отказе страхователя от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от страховщика страховой выплаты в размере полной страховой суммы.

Просила признать недействительным п. 11.13 Правил страхования транспортных средств от 17.07.2006г., являющихся неотъемлемой частью договора страхования ***, заключенного между нею и ЗАО «ГУТА-Страхование» 24.06.2009 года.

Рассмотрев требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Тепайкина Л.Ф. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Считает, что оспариваемое условие Правил страхования транспортных средств,  противоречит Гражданскому кодексу РФ,  Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ухудшает положение страхователя. Указанными нормативными актами предусмотрена обязанность страхователя передать право собственности на застрахованное имущество страховщику только в случае утраты, гибели застрахованного имущества при добровольном отказе страхователя от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от страховщика страховой выплаты в размере полной страховой суммы.  

В заседание  судебной  коллегии  стороны  не  явились, о причинах неявки не сообщили. О  времени  и  месте  рассмотрения  дела  в  суде  кассационной  инстанции  извещены  надлежащим  образом. Судебная коллегия  полагает  возможным рассмотреть  дело  в  отсутствие  неявившихся сторон.     

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, рассмотрев дело в порядке главы 40 ГПК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2012г., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения  суда.

Материалами дела  установлено, что Тепайкиной Л.Ф. на праве собственности принадлежит автомобиль ***, 2007 года выпуска, г/н  ***.  Указанный  автомобиль   был  застрахован  истицей  24.06.2009 г.  по договору добровольного страхования в ЗАО «ГУТА-Страхование» (полис № ***). Согласно договору страховая сумма составила  330 000 рублей.

Договор заключен на условиях Правил страхования транспортных средств ЗАО «ГУТА-Страхование» от 17.07.2006 г., что отражено в Полисе страхования.

Согласно п. 11.13. указанных Правил  страхования  по требованию страховщика для получения страхового возмещения за поврежденные съемные детали, узлы, агрегаты и дополнительное оборудование застрахованного ТС страхователь (выгодоприобретатель) обязан передать таковые в месячный срок страховщику. Неисполнение данной обязанности страхователем (выгодоприобретателем) предоставляет страховщику право отложить выплату страхового возмещения до момента ее исполнения. Право собственности на такие детали, узлы, агрегаты и дополнительное оборудование застрахованного ТС с момента выплаты страхового возмещения переходит к страховщику.

Допускается по согласованию сторон выплата страхового возмещения за поврежденные детали и узлы без их сдачи страховщику и перехода к нему права собственности с корректировкой суммы возмещения в зависимости от степени пригодности деталей, определяемой экспертом страховщика.

Отказывая  в  удовлетворении  заявленных истицей  требований,  суд  первой инстанции   пришел  к  обоснованному  выводу  о том, что оспариваемое  истицей  положение  п.11.13  Правил   не  противоречит  действующему  законодательству.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

Доводы, приведенные Тепайкиной Л.Ф. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Согласно п.2 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

В силу п.1  ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре; (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре ( п.2 ст.943 ГК РФ).

Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров.

В силу ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Из текста Полиса страхования следует, что истица с Правилами страхования ознакомлена, на руки их получила и обязуется им следовать.

Суд  первой  инстанции правильно  указал,   что  оспариваемый истицей пункт Правил не противоречит действующему законодательству, поскольку иное   привело  бы  к  неосновательному  сбережению  страхователем  имущества  за  счет  другого  лица (страховщика)  по  смыслу  п.1   ст.1102  ГК  РФ.

В силу  изложенного, решение  суда  является  правильным  и  отмене  по  доводам  кассационной  жалобы  не  подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 02 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Тепайкиной Л*** Ф*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий    

 

Судьи