Судебный акт
Обеспечение жильем по договору социального найма
Документ от 16.02.2012, опубликован на сайте 28.02.2012 под номером 30871, 2-я гражданская, о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Смирнова Ю.В.                                                              Дело № 33-516/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                       16 февраля 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Трифоновой Т.П.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Андронова В*** А*** – Дырдиной Э*** Ю*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 29 декабря 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении  исковых требований  Андронова  В*** А*** к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», Федеральной службе исполнения наказаний  России, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о предоставлении  жилого помещения по договору  социального найма во внеочередном порядке  с учетом права на дополнительную жилую площадь отказать.

 

Заслушав  доклад  судьи  Казаковой  М.В., пояснения представителей Андронова В.А. – Андроновой Е.М. и Дырдиной Э.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области – Одушкина В.П., представителя ФСИН России – Мошкова А.Ю.,  возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Андронов В.А. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области), Федеральной службе исполнения наказаний  России (далее - ФСИН России), Министерству труда и социального развития Ульяновской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.  В обоснование иска указал, что являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, проходил службу в ФКУ ИК-4 УФСИН  России по Ульяновской области в период с 14.09.1992 по 31.10.1999, уволен в соответствии с п.«ж» ст.58 Положения «О службе  в органах внутренних дел» (по болезни). С 01.11.1999 года признан инвалидом *** группы по п***, с 10.11.2005 года 2 группа инвалидности установлена бессрочно. Данное заболевание признано тяжелой формой хронического заболевания, дающего ему право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма. 

С  07.12.1993 года  он состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, в 2000 году был необоснованно снят с очереди, а в 2002 восстановлен ответчиком по его заявлению.  В 2010 году ему стало известно, что он вновь незаконно исключен из очереди на получение жилья, однако решением Заволжского районного  суда г.Ульяновска  от 19.05.2011 восстановлен в очереди под тем же номером. Просил обязать ответчиков  предоставить  ему во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма с учетом права как инвалида на дополнительную жилую площадь.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Андронова В.А. - Дырдина Э.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд допустил грубые нарушения норм процессуального и материального права. В частности, в решении использованы пояснения представителя УФСИН по Ульяновской области, привлечённого в качестве третьего лица - Мошкова А.Ю., срок полномочий  которого к моменту заключительного судебного заседания истёк. В обоснование постановленного решения суд сослался на подзаконные акты, не подлежащие применению при наличии федерального закона, прямо предусматривающего право Андронова В.А. на внеочередное улучшение жилищных условий, и имеющего высшую юридическую силу. Судом сделан необоснованный вывод о том, что в квартире проживает одна семья, поскольку это обстоятельство в ходе судебного разбирательства не выяснялось. Пояснения представителя истца, данные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют об обратном. В любом случае  Андронов В.А., страдающий тяжёлой формой п*** заболевания, при которой совместное проживание с ним других лиц невозможно, в силу подп. 3 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, имеет право на внеочередное обеспечение социальным жильем.

Дело рассмотрено в отсутствии Андронова В.А., извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Андронова В.А. – Дырдина Э.Ю.   доводы апелляционной жалобы  поддержала. Пояснила, что суд неправильно применил нормы материального права, регулирующие вопросы внеочередного обеспечения жильем инвалидов. Полагала, что жилье по договору социального найма во внеочередном порядке должно быть предоставлено прежним работодателем истца, где он состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель истца Андронова Е.М. в судебном заседании пояснила, что  проживание с супругом в одной квартире, занимаемой  фактически тремя семьями,  невозможно в силу заболевания супруга, в силу чего они должны быть обеспечению жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Представитель УФСИН по Ульяновской области Мошков А.Ю. и представитель ФКУ ИК-4 УФСИН  России по Ульяновской области Одушкин В.П. в судебном заседании с доводами жалобы не согласились. Пояснили, что истец может быть обеспечен социальным жильем в общем порядке по мере его освобождения сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что решением Заволжского районного  суда г.Ульяновска  от 19 мая 2011 года,  вступившим в законную силу 3 июня 2011 года,   на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность восстановить  Андронова В.А.   на учете в качестве нуждающегося  в улучшении жилищных условий с 7 декабря 1993 года.  В  органах местного самоуправления истец в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоял.

Андронов В.А. является инвалидом *** группы, имеет хроническое заболевание, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

Именно это обстоятельство указывал истец в обоснование требований о внеочередном предоставлении жилья по договору социального найма.

Принимая решение об отказе в  удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Андронова В.А., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии с ранее действовавшей ст.35 Закона Российской Федерации  «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет и уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов, а также члены их семей обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для постановки на квартирный учет в избранном постоянном месте жительства.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  статья 35 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» с 1 января 2005 года признана утратившей силу (пункт 10 статьи 33), одновременно было определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).

По вопросу обеспечения жильем сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, подлежащих увольнению со службы, граждан, уволенных со службы в указанных органах и учреждениях, и членов их семей Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 17.12.2010 № 1050  утверждена федеральная целевая  программа  «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы обеспечение жилым  помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявших решение участвовать в подпрограмме, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата).

В части 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995  № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005, как следует из части второй указанной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ, которая предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в виде субсидий на приобретение жилья.

В соответствии с п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса перечне, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. 

Пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации  установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный  Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 16 июля 2006 года  предусматривает  наличие х***

Суд установил, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту прежней службы в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, которое к органам, наделенным полномочиями по внеочередному обеспечению жилья инвалидов, в силу вышеуказанных норм, не относится.  С заявлением о постановке на учет в очереди  как инвалид, нуждающийся  в улучшении жилищных условий, в органы местного самоуправления либо Министерство  труда и социального развития Ульяновской области истец ни до 01 января 2005 года, ни после указанной даты  не обращался.

Кроме того, истец проживает в квартире одной семьей с супругой, дочерьми и внуками, то есть основания для обеспечения его социальным жильем в порядке, предусмотренном  пунктом 4 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, отсутствуют. 

Однако Андронов В.А., являющийся нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящий на учете с 1993 года, не лишен возможности на реализацию своих жилищных прав  в соответствии с положениями подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Доводы, приведенные представителем Андронова В.А. – Дырдиной Э.Ю. в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Указание в описательной части решения пояснений представителя УФСИН по Ульяновской области, полномочия которого на день вынесения решения истекли, к нарушениям гражданского процессуального кодекса, которые могли бы послужить безусловным   основанием  к  отмене  решения  суда, не относятся. К тому же,  Мошков А.Ю. давал аналогичные пояснения и в прежних судебных заседаниях,  в период действия доверенности, выданной ему УФСИН России по Ульяновской области сроком на один год. 

Довод о неправильном применении судом норм материального права не может быть принят судебной коллегией, поскольку выводы суда основаны, в первую очередь, на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, а не подзаконных актах.

Ссылка на то обстоятельство, что суд не исследовал вопрос о том, сколько семей проживает в квартире, является несостоятельной, так как в протоколе судебного заседания от 16 декабря 2011 судья задавала данный вопрос представителю истца, которая факт проживания  Андронова Е.М. одной семьей  с членами своей семьи не отрицала. Более того, при рассмотрении гражданского дела по иску Андронова В.А. к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий представители истца  подтверждали то обстоятельство, что Андронов В.А. проживает со своими дочерьми и внуками одной семьей, ведут совместное хозяйство.

Довод о достаточности для предоставления жилья самого факта наличия у истца заболевания, предусмотренного в Перечне соответствующих заболеваний, правильность выводов суда не опровергает, так как основан на неправильном толковании норм материального права, а именно, п.4 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 29 декабря 2011 года оставить  без изменения, а апелляционную жалобу представителя Андронова В*** А*** – Дырдиной Э*** Ю*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: