Судебный акт
Постановление об отказе в условно-досрочном освобождении
Документ от 08.02.2012, опубликован на сайте 23.03.2012 под номером 30831, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 131 ч.2 п. б, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ СУД

 

 

Судья *** 

               Дело № 22-312/2012 г.

 

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    08 февраля 2012 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе: 

председательствующего Романюк М.П.,

судей Ерофеевой Е.Ю., Глебановой Л.Н.,

при секретаре Пелькине А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 08 февраля 2012 года кассационные жалобы осужденного Мартынова О.Г. и его защитников – адвокатов Падюкиной Д.А. и Чагинского В.В.  на постановление Заволжского районного суда г. Ульяновска от 19 декабря 2011 года, которым

 

МАРТЫНОВУ О*** Г***, ***

 

отказано в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы.

 

Заслушав доклад судьи Ерофеевой Е.Ю., а также выступления осужденного Мартынова О.Г., адвокатов Падюкиной Д.А., Чагинского В.В. и прокурора             Хуртиной А.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Как следует из представленных материалов, приговором Заволжского районного суда г. Ульяновска от 13 марта 2008 года (с учетом изменений, внесенных постановлением Президиума Ульяновского областного суда от 24 июля 2008 года)  Мартынов О.Г. был осужден по п.п. «б, д» ч. 2 ст. 131 УК РФ к лишению свободы сроком на 7 лет 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Начало срока – 08 ноября 2007 года. Конец  срока – 07 февраля 2015 года.

 

Адвокат Падюкина Д.А в интересах осужденного обратилась в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении Мартынова О.Г. от отбывания указанного выше наказания, в удовлетворении которого было отказано постановлением суда от 19 декабря 2011 года.

 

В кассационных жалобах (основной и дополнительных) осужденный             Мартынов О.Г. выражает свое несогласие с постановлением суда. Указывает, что вывод суда об отсутствии оснований для его условно-досрочного освобождения не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Администрация исправительного учреждения представила суду сведения о наличии у него устного выговора 25.09.2011 года, однако о данном взыскании ему ничего неизвестно. В документах он не расписывался, объяснений не писал. Порядок наложения взыскания, установленный статьей 117 УИК РФ, нарушен. Фактические данные, установленные в судебном заседании, свидетельствуют о том, что положительная динамика в его поведении приняла устойчивый характер. Мероприятия воспитательного характера посещает регулярно, с 2009 года содержится на облегченных условиях содержания, с 2008 года состоит в самодеятельной организации осужденных, неоднократно поощрялся, серьезных нарушений режима отбывания не допускал. Полагает, что имеются основания для условно-досрочного освобождения, о которых неоднократно указывалось в определениях Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 года.

Мартынов О.Г. просит постановление суда отменить и направить материалы дела на новое судебное рассмотрение в ином в составе судей.

Кроме того, излагает просьбу о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, а также просит пересмотреть приговор, поскольку предварительное расследование по его уголовному делу осуществлялось с нарушениями.

 

В кассационных жалобах адвокаты Падюкина Д.А. и Чагинский В.В. в интересах осужденного просят постановление суда отменить как незаконное и вынести решение об условно-досрочном освобождении Мартынова О.Г. По их мнению суд убедительно не мотивировал свои выводы о том, что осужденный не встал на путь исправления и нуждается в дальнейшей изоляции. Из характеристики осужденного и справки, представленных исправительным учреждением до судебного заседания, видно, что Мартынов О.Г. за время отбывания наказания дисциплинарных взысканий не имеет, за активное участие в жизни колонии и за добросовестное отношение к труду 11 раз поощрялся. В судебном заседании представитель исправительного учреждения заявил о наличии у Мартынова О.Г. взыскания от 25.09.2011 года, сам осужденный данный факт категорически отрицает. Полагают, что рапорт о наложении взыскания представлен преднамеренно, в целях не применять условно-досрочное освобождение к осужденному. Данный рапорт оформлен ненадлежащим образом, не зарегистрирован, является сомнительным. Суд не мотивировал в постановлении, по каким основаниям принял данный рапорт во внимание. Даже если данное незначительное нарушение и имело место, оно не может свидетельствовать о недостижении целей наказания. Осужденный имеет постоянное место жительства и регистрации, поддерживает постоянную связь с родителями и супругой, которая в настоящее время беременна. Материальных исков Мартынов О.Г. не имеет, состояние его здоровья является неудовлетворительным, требуется лечение, которое невозможно в условиях изоляции. После освобождения и выздоровления осужденный сможет трудоустроиться.

 

В возражениях на кассационную жалобу помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ульяновской области  Букин Е.Г. указывает на несогласие с доводами жалобы, на законность и обоснованность постановления суда, вынесенного в соответствии с требованиями части 1 статьи 79 УК РФ, статьей 175 УИК РФ. Считает, что основания для отмены обжалуемого постановления суда отсутствуют.

 

В судебном заседании:

- осужденный Мартынов О.Г. и его защитники - адвокаты Падюкина Д.А., Чагинский В.В. доводы жалобы поддержали;

- прокурор  Хуртина А.В. возражала против  удовлетворения кассационных жалоб и обосновала их несостоятельность.

 

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия находит постановление суда законным и обоснованным.

 

Согласно статьи 392 УПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда подлежит неукоснительному исполнению. Соответственно, осужденный обязан отбыть назначенный срок наказания.

 

В силу части 1 статьи 79 УК РФ лицо, отбывающее наказание в виде  лишения свободы, подлежит условно – досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом  наказания.

 

Тем не менее, по смыслу закона фактическое отбытие осужденным  предусмотренной законом части срока наказания в соответствии с частью 3 статьи 79 УК РФ не может служить безусловным основанием для удовлетворения ходатайства об условно-досрочном освобождении.

 

Должны быть установлены и иные данные, указывающие на исправление осужденного, исходя из которых, можно сделать вывод  о  достижении целей наказания.

 

Суд объективно рассмотрел доводы осуждённого, выслушал мнения представителя исправительного учреждения, адвоката, прокурора, всесторонне и полно учел данные о поведении Мартынова О.Г. за весь период отбывания им наказания.

 

Как следует из постановления суда и представленных материалов,                Мартынов О.Г. отбыл установленный законом срок, по истечении которого возможно применение условно-досрочного освобождения; за все время отбывания наказания  осужденный был 11 раз поощрен за добросовестное отношение к труду и примерное поведение, имеет 1 взыскание. Тем не менее, администрация исправительного учреждения считает освобождение Мартынова О.Г.  нецелесообразным, ссылаясь на то, что осужденный не всегда делает правильные выводы по результатам посещения мероприятий воспитательного характера, в общении с представителями администрации   корректен не всегда, требует контроля за соблюдением внешнего вида и содержанием спального места.

 

Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции не пришёл к убеждению, что цели наказания в данном случае достигнуты, а сам Мартынов О.Г. твёрдо встал на путь исправления и не нуждается в полном отбывании назначенного наказания, а поэтому обоснованно отказал осужденному в условно - досрочном освобождении.

 

У   судебной коллегии не возникает сомнений в правильности оценки фактических обстоятельств, которыми руководствовался суд при принятии решения. Выводы суда мотивированы надлежащим образом.

 

Доводы кассационных жалоб о незаконности примененного к осужденному 25 сентября 2011 года взыскания не могут быть приняты судом во внимание. Взыскание в виде устного выговора налагалось на Мартынова О.Г. до подачи ходатайства об условно-досрочном освобождении, в установленном порядке не обжаловалось, и отменено не было.

 

Кроме того, решение вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного является не обязанностью суда, а его правом при наличии всей совокупности обстоятельств, указывающих на возможность освобождения  Мартынова О.Г., однако в данном случае такой совокупности судом при рассмотрении ходатайства осужденного не установлено.

 

Мнение администрации исправительного учреждения, полагавшей нецелесообразным условно-досрочное освобождение Мартынова О.Г., было учтено судом, однако обязательным для исполнения не являлось, и, отказывая осужденному в удовлетворении ходатайства, суд исходил, прежде всего, из отсутствия предусмотренных законом оснований для принятия такого решения.

 

Изложенные в кассационных жалобах обстоятельства, в том числе связанные с состоянием здоровья осужденного, его семейным положением, не могут, по мнению коллегии, повлечь безусловное условно-досрочное освобождение осужденного и послужить основанием для отмены постановления суда.

 

Вопросы, касающиеся законности приговора в отношении Мартынова О.Г., а также возможности замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, не входили в компетенцию суда первой инстанции и не являются предметом рассмотрения в настоящем судебном заседании.

 

Таким образом, судебная коллегия находит кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.

 

Судебное разбирательство по ходатайству  осуждённого об условно-досрочном освобождении  проведено полно и объективно. В ходе судебного разбирательства были созданы все необходимые условия для исполнения участниками процесса их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

 

Каких-либо нарушений норм уголовно-процессуального закона, иных  законодательных актов, влекущих отмену либо изменение постановления, судом первой инстанции не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Постановление Заволжского районного суда г. Ульяновска от 19 декабря  2011 года об отказе в удовлетворении ходатайства об условно - досрочном освобождении от отбывания наказания Мартынова О*** Г*** оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: