Судебный акт
Приговор суда по ч.4 ст.264 УК РФ признан законным и справедливым
Документ от 08.02.2012, опубликован на сайте 28.02.2012 под номером 30812, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 264 ч.4, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

 

Судья ***

Дело №  22 – 319/2012 г.

                           

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             08 февраля 2012  года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе: 

председательствующего Рузавиной Т.А.,

судей   Кабанова В.А. и  Геруса М.П.,

при секретаре  Споршеве А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 08 февраля 2012 года кассационную жалобу адвоката Немова Л.А. в интересах осужденного Власова В.В. на приговор Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 декабря 2011 года, которым

ВЛАСОВ В*** В***, ***, ранее судимый:

1. 15.11.2010г. по п. «г» ч.2 ст. 158 УК РФ к штрафу 8000 рублей в доход государства, наказание  не исполнено,

 

осужден по части 4 статьи 264 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием  в колонии-поселения с лишением права управления транспортным средством сроком на 3  года.

На осужденного возложена обязанность самостоятельно прибыть к месту отбытия наказания, данный срок  постановлено исчислять с момента прибытия Власова В.В. в колонию-поселение.

Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения.    

Приговор от 15.11.2010г. постановлено  исполнять самостоятельно.          

Приговором решен вопрос о судьбе вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Кабанова В.А.,  выступления осужденного Власова В.В., адвоката Немова Л.А.,  прокурора  Ничипорова О.В., судебная  коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Приговором суда Власов В.В.  признан виновным в нарушении при управлении автомобилем марки ВАЗ-21120  пп. 2.3.1, 2.7 и 10.1 Правил дорожного движения РФ (далее ПДД РФ),  п.11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее Основных положений), а также п.5.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (далее Перечень неисправностей), в результате чего он не справился с управлением, допустил выезд автомобиля за пределы проезжей части,   наезд на световую опору и опрокидывание автомобиля, что повлекло по неосторожности причинение смерти пассажиру Ф*** М.Т.

Преступление  им было  совершено  *** около 03 часов 55 минут, в районе дома *** при обстоятельствах подробно изложенных в приговоре суда.

 

В кассационной жалобе адвокат Немов Л.А., не соглашаясь  с приговором суда, указывает на его незаконность и необоснованность. По его мнению,   следствие по делу  было проведено односторонне, поскольку комплексная судебно-медицинская экспертиза, указавшая на возможность нахождения осужденного за  рулем управления,  не была проведена в отношении остальных лиц, находившихся  в автомобиле.  Считает, что осужденный  за рулем  своего автомобиля ***  в момент ДТП не находился. Свидетели Т*** Д.В. и К*** Н.С. дали противоречивые   показания в этой части,  и  им суд не дал надлежащей оценки. По его мнению, никто из очевидцев ДТП не указал, что за рулем автомобиля находился  именно осужденный. Просит приговор суда  отменить, а Власова В.В. -  оправдать.

 

Кассационное представление  государственного обвинителя отозвано в порядке статьей  359 частью 3 УПК РФ.                                      

 

В  судебном  заседании:

- осужденный  Власов В.В. и адвокат Немов Л.А. доводы  жалобы  поддержали в полном объеме, указывая также на последовательность показаний осужденного о том, что он не управлял автомобилем в момент ДТП,  показания свидетелей Т*** Д.В. и К*** Н.С. (в части того каким образом выбирались из автомобиля) противоречат данным протокола осмотра  места происшествия;

- потерпевшая  Ф*** Г.З. считала, что не имеется оснований для отмены  приговора суда;

- прокурор  Ничипоров О.В. возражал  против  доводов  жалобы, обосновал их  несостоятельность, и полагал, что отсутствуют основания для удовлетворения жалобы.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав вышеуказанных лиц, судебная коллегия  находит  приговор  суда  законным, обоснованным  и  справедливым.

 

Выводы суда о виновности Власова В.В.  в инкриминируемом ему деянии соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полученных в установленном законом порядке доказательствах, которые всесторонне, полно и объективно были исследованы в судебном заседании, и получили должную оценку в приговоре в соответствии с правилами статьи 88 УПК РФ.

 

Из показаний осужденного Власова В.В. следует,  что 22 ноября 2010 года выпал снег, и он решил поменять летние шины своего автомобиля на шипованные, но поменял лишь две из них. В последующем вместе с К*** Н.С., Ф*** М.Т. и  Т*** Д.В. распивал спиртное в салоне своего  автомобиля. Фахрутдинов при этом сидел на заднем пассажирском сиденье справа, Т*** с К*** вдвоем на переднем пассажирским месте, а он сам на месте водителя. Затем  пересел на заднее пассажирское место слева, а К*** сел  на его водительское место, поскольку он запрещал ему и Т*** находиться вдвоем на одном месте. Т*** же остался на прежнем переднем пассажирском месте. Спустя некоторое время он опьянел и уснул на заднем сиденье, почувствовал, как  автомобиль поехал, а затем  произошло ДТП,  он потерял сознание и очнулся  лишь в больнице.             

Судебная коллегия считает, что судом правильно были отвергнуты доводы осужденного  о его не нахождении за  рулем управления автомобилем в момент ДТП.

Данная версия тщательно проверялась органом следствия и судом и обоснованно признана несостоятельной,  а показания осужденного Власов В.В. о непричастности к совершению преступления, верно  оценены с критической стороны, как попытка избежать уголовной ответственности за содеянное, и  они опровергаются исследованными судом  другими доказательствами.

Так, из показаний свидетеля Т*** Д.В., признанных судом достоверными, следует, что 23 ноября 2010 года после совместного распития вчетвером алкогольных напитков в автомобиле осужденного,  они вчетвером решили  поехать на ***.  Власов В.В. сидел на месте водителя и управлял автомобилем, он сам сидел на переднем пассажирском месте,  а Ф*** М.Т.  и К*** Н.С. сидели сзади. По пути он уснул, и очнулся в перевернутом автомобиле.

В ходе очной ставки  с осужденным свидетель Т*** Д.В. также  подтвердил факт управления  автомобилем именно осужденным Власовым В.В.

Показания  Т*** Д.В. согласуются с показаниями свидетеля К*** Н.С., согласно которым  он перед началом движения пересел на заднее сиденье слева за местом водителя, с правой стороны  от него  сидел Ф*** М.Т. Осужденный в процессе распития спиртного сидел за рулем, и он не видел, чтобы кто-то другой садился  на  место водителя. Сам он ни водительского удостоверения, ни навыков вождения, не имеет.

Вопреки доводам жалобы, суд приведенные показания  свидетелей Т*** Д.В. и К*** Н.С. обоснованно признал  правдивыми и положил в основу обвинительного приговора, дал им оценку в совокупности с собранными по делу доказательствами, привел при этом в приговоре мотивы признания этих показаний соответствующими фактическим обстоятельствам дела. По делу не установлены данные, свидетельствующие о том, что  свидетели имели основания для оговора  осужденного. Кроме того, их показания согласуются и подтверждаются другими доказательствами  по  делу, и вопреки приведенным доводам, они не противоречат данным, установленным в ходе осмотра места происшествия.   

Свидетели Х*** Р.А. и  П*** О.В. - сотрудники милиции, показали   о том, что  беседовали непосредственно после ДТП с Т*** Д.В., который   пояснял о том, что являлся лишь пассажиром автомобиля.

Аналогичные  в этой части  показания дали свидетели Е*** М.Н. и М*** П.В. – сотрудники ГИБДД.

Согласно  показаниям  свидетеля С*** А.З.,  инспектора по розыску, следует, что 23.11.2010 года в 06 часов 39 минут он в больнице опрашивал Власова В.В. и последний не отрицал, что он, управляя своим  автомобилем,  совершил ДТП. При этом он находился в адекватном состоянии, интересовался повреждениями на своем автомобиле, а когда узнал о гибели пассажира, стал отрицать присутствие последнего  в автомобиле, утверждая, что они были лишь вдвоем с Т*** Д.В.

Показания  всех вышеуказанных свидетелей также согласуются с  заключениями комиссионных  судебно-медицинских экспертиз, согласно которым Власов В.В. в момент ДТП должен был находиться в положении «сидя», и мог находиться на месте водителя. Кроме того, положение тела осужденного после ДТП в салоне автомобиля  также  исключает (с учетом механизма столкновения со световой опорой и последующим опрокидыванием автомобиля) его нахождение на заднем пассажирском сидении справа,  слева, а также посередине.

Не доверять правильности выводов экспертов у суда первой инстанции  оснований не имелось, поскольку в их распоряжение представлялись все материалы уголовного  дела.

Из заключения биологической судебной экспертизы  следует, что в  пятнах на боковых долях кожезаменителя спинки чехла левого переднего сидения слева, и на тканевой поверхности спинки чехла правого переднего сидения, изъятых в ходе осмотра ***, обнаружена кровь человека, происхождение которой не исключаются от Власова В.В. Данных о присутствии в этих пятнах крови Ф*** М.Т., К*** Н.С. и  Т*** Д.В. не получено.

Оценивая выводы данной экспертизы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что она в совокупности с другими доказательствами также подтверждает тот факт, что  за рулем управления автомобилем  находился именно осужденный.

Из протокола осмотра места происшествия  следует,  в районе дома № ***о проезду *** обнаружен труп Ф*** М.Т. и автомобиль *** с механическими повреждениями, характерными для дорожно-транспортного происшествия - наезда на препятствие.

Из заключения комиссионной медицинской судебной экспертизы следует, что при экспертизе трупа Ф*** М.Т. была обнаружена сочетанная травма тела, которая в  комплексе одной травмы   расценивается как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и состоит в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти. Комиссия считает, что  потерпевший находился в момент ДТП в  положении сидя на заднем правом пассажирском сидении.

Согласно заключению  экспертизы,  техническое состояние  данного автомобиля не соответствовало предъявляемым требованиям и  могло, с технической точки зрения, состоять в причинной связи с ДТП. Водитель автомобиля перед выездом должен был руководствоваться требованиям п. 2.3.1. ПДД РФ, п. 11 Основных положений, п. 5.5 Перечня неисправностей, а при движении перед происшествием должен был руководствоваться пп. 10.1 (ч.1), 19.1 ПДД РФ.

Вопреки доводам жалобы, суд в полной мере учел все существенные обстоятельства, которые могли повлиять на его решение о доказанности вины Власова В.В., в том числе, указанные в жалобе его защитником, и пришел к правильному выводу о том, что  именно  осужденный, находясь за рулем автомобиля, допустил нарушения пп.2.7 и 2.3.1 ПДД РФ, поскольку  он управлял автомобилем в состоянии опьянения,  в пути не  обеспечил исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с п.11 Основных положений и п.5.5 Перечня неисправностей. Также он нарушил п.10.1 ПДДРФ, согласно которому  должен был вести транспортное средство со скоростью, учитывающей особенности и состояние транспортного средства, дорожные и метеорологические условия, управлял автомобилем с установленными на нем колесами разной сезонности, модели, размерности и с разным рисунком протектора, не справился с управлением, в результате чего допустил выезд автомобиля за пределы проезжей части, где совершил наезд на световую опору и опрокидывание автомобиля, в результате  чего  по неосторожности причинил смерть пассажиру Ф*** М.Т.

Дав надлежащую  оценку вышеизложенным, а также и другим подробно приведенным в приговоре доказательствам,  суд пришел к  обоснованному  выводу об их достаточности, признал вину Власова В.В. доказанной, и правильно квалифицировал его действия по части 4 статьи 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, находящимся в состоянии опьянения,  правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств,  повлекшее по неосторожности смерть человека.

Судебная коллегия считает, что судом обоснованно были отвергнуты доводы осужденного  о  его не нахождении за рулем автомобиля  в  момент ДТП, и оснований не соглашаться с мотивированным суждениями в этой части судебная коллегия не находит.

Приговор  суда  соответствует требованиям статей 299 и 307-309 УПК РФ,  поскольку в нем  содержатся мотивированные  выводы  как относительно квалификации преступления, так и выводы относительно наказания,  он не содержит предположений и не устраненных противоречий,  постановлен на исследованных в судебном заседании доказательствах, являющихся относимыми и допустимыми, а их совокупность  была достаточной для вынесения обвинительного  приговора.

При рассмотрении настоящего уголовного дела судом не допущено нарушения прав и законных интересов осужденного, поскольку из протокола судебного заседания следует, что судебное следствие проведено в соответствии с требованиями статей 273-291 УПК РФ, объективно и с соблюдением всех принципов уголовного судопроизводства.

Все  ходатайства сторон  судом были разрешены в установленном порядке,  все представленные  сторонами доказательства были исследованы в соответствии с уголовно-процессуальным  законодательством. После  их исследования  судебное следствие было обоснованно признано оконченным, и  на момент принятия судом решения об этом,  как следует из протокола судебного  заседания,  иных ходатайств не заявлялось,  в связи с чем доводы жалобы  о неполноте предварительного  и судебного следствия,  в том числе связанного с непроведением судебно-медицинских экспертиз, являются несостоятельными.

Исследовав обстоятельства, подлежащие доказыванию, предусмотренные статьей 73 УПК РФ, суд оценил их по правилам статьи 88 УПК РФ,  и в соответствии со статьей 307 УПК РФ указал мотивы, по которым  он в основу своих выводов положил одни доказательства и отверг другие, в частности, показания осужденного об отрицании  факта нахождения за рулем автомобиля в момент ДТП.

 

Наказание осужденному   Власову В.В. было назначено в соответствии с требованиями статей 6 и  60 УК РФ, то есть с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, данных об его личности, влиянии наказания на исправление осужденного и на условия жизни  его семьи,  наличия смягчающих наказание обстоятельств и отсутствия отягчающих.

С учетом всех обстоятельств по делу, суд обоснованно пришел к выводу о том, что исправление  осужденного возможно только в условиях изоляции от общества, и назначил ему наказание в виде реального лишения свободы с назначением дополнительного наказания. В соответствии с требованиями закона в приговоре приведены мотивы назначения наказания.

При этом суд сделал обоснованный вывод о том, что  не имеется оснований для назначения  Власову В.В. наказания с применением статьей 64 и 73 УК РФ.

Вышеуказанные выводы суда являются мотивированными и основаны на законе, и оснований ставить их под сомнение судебная коллегия не находит, как оснований для признания  назначенного наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости.

Каких-либо нарушений требований уголовно-процессуального и уголовного закона при назначении осужденному наказания, влекущих отмену или изменение приговора,  судом не допущено, иных обстоятельств, которые влияли бы на назначение наказания и не были учтены судом первой инстанции, не установлено.

Нарушений уголовно – процессуального закона, влекущих изменение или отмену приговора, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная  коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Приговор  Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 декабря 2011 года в отношении ВЛАСОВА В*** В*** оставить без изменения, а  кассационную  жалобу адвоката  Немова Л.А.    без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: