Судебный акт
Прокурор об оборудовании школы охранной сигнализацией
Документ от 31.01.2012, опубликован на сайте 14.02.2012 под номером 30629, 2-я гражданская, о признании бездействия Администрации МО Кузоватовский район, МУ Управление образования администрации МО Кузоватовский район, МОУ СОШ с.Безводовка в части необорудования здания МОУ СОШ с.Безводовка кнопкой экстренного вызова милиции незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Костычева Л.И.                                                                  Дело-33- 435/2012 г.                                                             

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                31 января 2012года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В., Трифоновой Т.П.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам администрации муниципального образования «Кузоватовский район» и  Правительства Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 22 ноября 2011 года, с учетом определения этого же суда от 28 декабря 2011 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

Признать бездействие Правительства Ульяновской области, администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район»,  муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Безводовка в части не оборудования здания МОУ СОШ с.Безводовка кнопкой экстренного вызова милиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть ОП (дислокация в р.п.Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», системой видеонаблюдения, не организацией охраны службами охранного предприятия, незаконной.

Обязать Правительство Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Кузоватовский район», муниципальное учреждение Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район»,  муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Безводовка оборудовать здание МОУ СОШ с.Безводовка кнопкой экстренного вызова милиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть ОП (дислокация в р.п.Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», системой видеонаблюдения, организовать охрану службами охранного предприятия.

Установить срок  исполнения мероприятий до 01 января 2013 года.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район»,  муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Безводовка в части не устранения нарушений норм пожарной безопасности в здании МОУ СОШ с.Безводовка незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Кузоватовский район», муниципальное учреждение Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район»,  муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Безводовка  оборудовать помещение спортзала и столовой в МОУ СОШ с.Безводовка автоматической пожарной сигнализацией, план (схемы) эвакуации, находящиеся на первом и втором этаже здания школы выполнить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2002.

Установить срок  устранения требований противопожарной безопасности до 01 января 2012 года.

В части признания бездействия по не устранению нарушений норм пожарной безопасности в здании МОУ СОШ с.Безводовка и возложении обязанности устранить нарушения норм пожарной безопасности в отношении Правительства Ульяновской области отказать.

Взыскать с муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район» и  муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Безводовка государственную пошлину  в доход муниципального бюджета в размере 200 рублей, в равных долях по 100 рублей с каждого.    

Освободить Правительство Ульяновской области от обязанности устранить нарушения норм противопожарной безопасности в здании МОУ СОШ с.Безводовка.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя администрации МО «Кузоватовский район» - Ильина А.С., представителя МУ Управления образования администрации МО «Кузоватовский район», поддержавших доводы кассационной жалобы администрации муниципального образования, заключение прокурора Сальникова А.А.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Кузоватовского района обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования «Кузоватовский район», Муниципальному учреждению Управление образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район», МОУ СОШ с. Безводовка  о признании их бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать здание МОУ СОШ с.Безводовка кнопкой экстренного вызова милиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть ОП (дислокация в р.п.Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», системой видеонаблюдения, организовать охрану и устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки состояния антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МОУ СОШ с.Безводовка установлены нарушения ответчиками требований приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», выразившиеся в непринятии мер  по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, чем нарушаются права, свободы и интересы  несовершеннолетних учащихся, преподавателей и других работников образовательного учреждения. Просил признать бездействие ответчиков незаконным, возложить на них обязанность устранить выявленные недостатки в части пожарной безопасности –  до 01.01.2012, по выполнению антитеррорестических мероприятий до 01.01.2013 года, организовать охрану учреждения силами охранного предприятия, имеющего соответствующую лицензию.

Судом к участию в деле в качестве ответчика было привлечено Правительство Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Полагает, что прокурором не было представлено доказательств незаконного бездействия МО «Кузоватовский район» в части не оборудования здания школы  кнопкой экстренного вызова милиции и организации охраны здания силами охранного предприятия. Полагает, что в соответствии с действующими нормативными актами  разработка мер  по проведению мероприятий по охране образовательных учреждений возложена на Правительство Российской Федерации, а финансирование мероприятий должно осуществляться за счет средств федерального и областного бюджетов. Денежные средства на реализацию мероприятий, предусмотренных  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.11.2009 № 2912 «О мерах по обеспечению противопожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений»  в муниципальное образование не поступали, поэтому возложение на него обязанности по проведению таких мероприятий необоснованно.  Кроме того, исполнение решения суда в части оборудования школы «тревожной кнопкой» затруднительно в силу отдаленности расположения дежурной части полиции. Срок для выполнения данного решения в отсутствии соответствующего финансирования также неисполним.

В кассационной жалобе  Правительство Ульяновской области также не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что вопросы обеспечения мер безопасности учащихся и сотрудников образовательных учреждений, в том числе в части финансирования,  относятся к ведению муниципального образования, поэтому бездействие Правительства Ульяновской области в данном случае отсутствовало.

В возражениях на кассационную жалобу Правительства Ульяновской области  администрация МО «Кузоватовский район» указывает, что в соответствии  с Приказом Министерства  образования и науки РФ от 11.11.2009 №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» вопросы обеспечения мер по разработке и реализации комплекса  мероприятий по оснащению образовательных учреждений Ульяновской области современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты отнесены к компетенции Правительства РФ и Правительства Ульяновской области.

В соответствии с Федеральным законом от 09.12.2010 № 353-ФЗ кассационная жалоба по делу рассматривается по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации до 01.01.2012.

Дело рассмотрено в отсутствие Правительства Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно статье 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

Из дела следует, что прокуратурой Кузоватовского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения муниципальным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой с.Безводовка законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения. В ходе проведенной проверки установлено, что в учреждении отсутствует система видеонаблюдения, кнопка экстренного вызова милиции, охрана учреждения не организована.

Правительством Российской Федерации 23.12.2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы,  которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.

В частности, приказом от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений»  руководителям подведомственных образовательных учреждений указано на необходимость принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Кроме того, Министерством образования и науки Российской Федерации 04.06.2008 года разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебном процессу. При решении вопроса о готовности учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

С учетом требований указанных нормативных актов, исходя из того обстоятельства, что отсутствие в образовательном учреждении охраны, системы видеонаблюдения и тревожной кнопки способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по оборудованию в школе системы видеонаблюдения, кнопки экстренного вызова милиции и организации охраны службами охранного предприятия.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные администрацией муниципального образования «Кузоватовский район»   в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно уставу муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Безводовка учредителем школы является администрация муниципального образования «Кузоватовский район», школа является юридическим лицом, обладает на праве собственности и оперативного управления обособленным имуществом.

В силу п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий, в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.

В соответствии с п.2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации  РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчиков обязанности по оборудованию школы системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой и организации охраны) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, администрация муниципального образования «Кузоватовский район», обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

Ссылка на необходимость возложения данной обязанности в полном объеме на Правительство Российской Федерации,  в компетенции которого находится обеспечение мер по разработке и реализации комплекса мероприятия по созданию и оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты и финансирование расходов на эти цели за счет средств федерального и областного бюджетов, является несостоятельной, поскольку исполнение органом местного самоуправления своих обязательств в данном случае не может ставиться в зависимость от исполнения обязательств каким-либо государственным органом, а отсутствие бюджетного финансирования само по себе не является основанием для отказа в иске прокурора. В случае спора по поводу выделения денежных средств на проведение необходимых мероприятий по охране школы ответчик не лишен права предъявить соответствующие требования к Правительству Российской Федерации.

Довод кассационной жалобы в части затруднительности исполнения  решения суда не может являться основанием для его отмены. В силу действующих норм гражданского процессуального законодательства  данные вопросы разрешаются в порядке исполнения решения суда.

Ссылку на недостаточность установленного судом срока исполнения решения в части устранения нарушений требований пожарной безопасности судебная коллегия находит несостоятельной.

Возлагая на ответчиков обязанность по устранению нарушений требований и норм пожарной безопасности до 01 января 2012 года,  суд обоснованно исходил из требований п.п. 4-10 Правил пожарной безопасности, ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии с которой руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Доводы кассационной жалобы Правительства Ульяновской области на правильность принятого решения  также не влияют, поскольку обязанность субъектов Российской Федерации по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях предусмотрена Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации и изданными во исполнение этой программы актами.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам  и требованиям действующего законодательства.

Доводы кассационных жалоб ответчиков являются аналогичными их возражениям в суде первой инстанции, которые являлись предметом исследования суда, в решении им дана правильная оценка.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области  от 22 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области и Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи: