Судебный акт
Признание недействительными сделок
Документ от 24.01.2012, опубликован на сайте 09.02.2012 под номером 30595, 2-я гражданская, о признании сделок недействительными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карасёва И.И.                                                                          Дело № 33-116/2012

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              24 января 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Костюниной Н.В., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Пелькине А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Лялина В*** Г*** и Мякишевой С*** В*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 01 декабря 2011 года, по которому постановлено:

Исковые требования Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Новоульяновску в интересах Джамалдинова Г*** А*** к Мякишевой С*** В*** и Лялину В*** Г*** удовлетворить.

Признать недействительным заключенный 26 января 2010 года между Джамалдиновым Г*** А*** и Мякишевой С*** В*** договор мены двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Ульяновская область, город Н***, ул. С***, дом №***, квартира №***, на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: Ульяновская область, город Н***, ул. Л***, дом №***, квартира №***.

Признать недействительным  заключенный 06 июля 2010 года  между Джамалдиновым  Г*** А*** и Лялиным В*** Г*** договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: Ульяновская область, город Н***, ул. Л***, дом №***, квартира №***.

Прекратить право собственности Мякишевой С*** В*** на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Ульяновская область, город Н***, ул. С***, дом №***, квартира №***. 

Прекратить право собственности Лялина В*** Г*** на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: Ульяновская область, город Н***, ул. Л***, дом №***, квартира №***.

Признать за Джамалдиновым Г*** А*** право собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью 44,9 кв.м., кадастровый номер  ***402,  расположенную по адресу: Ульяновская область, город Н***, ул. Советская, дом №***, квартира №***. 

Признать за Мякишевой  С***  В*** право собственности на  однокомнатную  квартиру, общей площадью 31,32 кв.м., кадастровый номер  ***502, расположенную по адресу: Ульяновская область, город Н***, ул. Л***, дом №***, квартира №***.

 

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., объяснения Мякишевой С.В., Лялина В.Г. и его представителя Лялина Л.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, представителя Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Новоульяновску Чиндяевой С.С., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Н***, осуществляющее функции по организации опеки, попечительства и патронажа,   обратилось  в  суд  с иском в интересах недееспособного Джамалдинова Г.А. к Мякишевой С.В. и Лялину В.Г. о признании сделок недействительными и применении последствий недействительности сделки.

В обоснование иска указало, что Джамалдинов Г.А., 03.11.1990 года рождения, является сиротой. Его мать - Джамалдинова А.Д. в 1994 году была лишена родительских прав, а в 2002 году она умерла. Джамалдинов Г.А. с сестрой Джамалдиновой Х.В. были определены в государственное учреждение, за ними была закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: г. Ульяновск, ул. Х***, д. ***, кв.***. Распоряжением Главы Ульяновского района Ульяновской области от 26.12.2002 г. №2297-п и постановлением Главы администрации Железнодорожного района г. Ульяновска от 30.12.2002 г. №1104, был разрешен обмен вышеуказанной квартиры в г. Ульяновске на квартиру, расположенную по адресу: Ульяновская область, город Н***, ул. С***, д.***, кв.***, которая была оформлена в общую долевую собственность Джамалдинова Г.А. и  Джамалдиновой Х.В.  После смерти Джамалдиновой Х.В. 08.08.2003 г., ее доля в порядке наследования перешла в собственность Джамалдинова Г.А.

Между  Джамалдиновым Г.А. и Мякишевой С.В.  26.01.2010 г.  был заключен договор мены,  в соответствии с которым был произведен обмен двухкомнатной  квартиры, расположенной по адресу: г.Н***, ул.С***, д.***, кв.***, на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: г.Н***, ул. Л***, д.***, кв.***. При этом Джамалдинов  Г.А. денежные средства  в  виде доплаты не получал. В последующем, 06.07.2010г. между Джамалдиновым Г.А. и Лялиным В.Г. был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: г.Н***, ул. Л***, д.***, кв.***, в соответствии с которым данная квартира перешла в собственность Лялина В.Г. При этом Джамлдинов Г.А.  средства от продажи квартиры не получил.

В результате   сделок   Джамалдинов Г.А. остался без жилья. Он является инвалидом с детства, страдает психическим расстройством. Решением Ульяновского районного суда от 22.09.2011 года по заявлению Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Новоульяновску Джамалдинов Г.А. был признан    недееспособным.  Истец полагает, что Джамалдинов Г.А. при совершении сделок по мене квартир и продаже квартиры в силу психического расстройства не понимал значения своих действий  и не мог руководить ими.

Уточнив требования, Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Новоульяновску просило признать недействительными заключенную между Джамалдиновым Г.А. и Мякишевой С.В. сделку от 26.01.2010 г.  по обмену квартиры, расположенной по адресу: г. Н***, ул. С***, д.***, кв.*** на  квартиру, расположенную по адресу: г. Н***, ул. Л***, д.***, кв.*** и заключенную между Джамалдиновым Г.А. и Лялиным В.Г. сделку от 06.07.2010 г. по купле-продаже квартиры, расположенной по адресу: г. Н***, ул. Л***,***, кв.***. Применить к указанным сделкам последствия недействительности сделки. Прекратить право собственности Мякишевой С.В. на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Н***, ул. С***, д.***, кв. ***; прекратить право собственности Лялина В.Г. на квартиру, расположенную по адресу: Ульяновская область, г.Н***, ул. Л***, д.***, кв.***.  Признать за Джамалдиновым  Г.А.  право собственности на квартиру, расположенную по адресу: Ульяновская область, г.Н***, ул. С***, д.***, кв.***, а за  Мякишевой  С.В. признать  право собственности на  квартиру, расположенную по адресу: Ульяновская область, г.Н***, ул. Л***, д.***, кв.***.

Судом по существу спора постановлено вышеприведённое решение.

В кассационной жалобе Лялин В.Г. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование жалобы указывает, что на момент заключения с ним (Лялиным В.Г.) договора купли-продажи квартиры от 06.07.2010 г. Джамалдинов Г.А. был дееспособным. При регистрации сделки в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области он вёл себя адекватно: внимательно изучал договор, собственноручно его подписал. Дееспособность Джамалдинова Г.А. была проверена регистратором, каких-либо сомнений по данному вопросу не возникало. Пунктом п. 7 договора купли-продажи предусматривалось, что при совершении сделки стороны должны подтвердить, что они не лишены дееспособности, не страдают заболеваниями, препятствующими осознать суть договора, не имеют обстоятельств, вынуждающих их заключить данный договор на крайне невыгодных условиях. Просил суд обратить внимание на то, что сам Джамалдинов Г.А. в нарушение ч. 2 ст. 38 ГПК РФ не участвовал в судебных процессах, хотя его объяснения по делу были необходимы. 

Также автор жалобы указывает на то, что заключение проведённой по делу амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы является необоснованным и поверхностным, так как при её проведении эксперты уже были осведомлены (из представленных на экспертизу документов) о признании Джамалдинова Г.А. недееспособным по решению Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22.09.2011 г. Судебно-психиатрическая экспертиза по вопросу признания Джамалдинова Г.А. недееспособным в сентябре 2011 года проводилась в том же экспертном учреждении, что и по настоящему делу, что так же исключает объективность экспертов. Полагает, что по указанным выше причинам судебно-психиатрическая экспертиза должна была быть проведена в другом экспертном учреждении. Кроме того, экспертизой был сделан вывод о состоянии здоровья Джамалдинова Г.А. на момент проведения самой экспертизы, а не на момент заключения договора от 06.07.2010 г., в то время как психическое состояние человека может с течением времени меняться. Полагает, что для более глубокого и детального изучения психического состояния Джамалдинова Г.А., необходимо было  провести стационарную судебно-психиатрическую экспертизу. Дополнительно указал, что суд в нарушение ч. 3 ст. 84 ГПК РФ не сообщил ему (Лялину В.Г.) о времени и месте проведения данной экспертизы, чем нарушил его право как лица, участвующего в деле, на присутствие при проведении экспертизы.

Просил также суд обратить внимание, что Джамалдинов Г.А., который был признан недееспособным, живя один, обслуживал себя сам: покупал продукты, одежду, получал образование. Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Новоульяновску опеку над Джамалдиновым Г.А. ранее не оформляли, до сентября 2011 года в суд по вопросу признания его недееспособным никто не обращался. В основу вынесенного решения суд принял показания свидетелей относительно  психического состояния  Джамалдинова Г.А., которые не являются специалистами по судебной психиатрии, соответственно, их показания быть приняты во внимание не могли.

В кассационной жалобе Мякишева С.В. также не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что на момент заключения договора мены от 26.01.2010 г. она не знала и не могла знать, что Джамалдинов Г.А. является недееспособным. Просила суд обратить внимание, что ещё до совершения обмена её бабушка – свидетель по делу Антипина Г.И. обращалась в орган опеки и попечительства администрации МО «Город Новоульяновск» по данному вопросу, где ей пояснили, что он вправе совершать любые сделки со своим жильём. В поведении же Джамалдинова Г.А. не было ничего подозрительного, он реагировал на всё адекватно, объяснял причину, по которой он хотел обменять свою двухкомнатную квартиру на однокомнатную, которая выражалась в нуждаемости в деньгах.

В жалобе говорится о несогласии с выводом суда о том, что Джамалдинов Г.А. денежные средства в виде доплаты в размере 100 000 руб. не получал. Указывает, что данная сумма по договорённости с Джамалдиновым Г.А. была потрачена на оплату его расходов, связанных с получением всех документов на квартиру, в том числе оплатой задолженности по коммунальным платежам в размере 72 979 руб., и сделкой по обмену жилья. От оставшейся же части суммы доплаты он отказался, предложив вместо получения денег, питаться какое-то время у её бабушки – Антипиной Г.И. Полагает, что в случае признания сделки недействительной, в её пользу следовало взыскать понесенные ею убытки.

Просила также суд обратить внимание, что она свои обязательства перед Джамалдиновым Г.А. выполнила в полном объёме, его не обманывала, в связи с чем её следует признать добросовестным приобретателем по сделке. Квартира, которую она приобрела у Джамалдинова Г.А., была в непригодном для проживания состоянии, ей пришлось сделать там ремонт на значительную сумму (60 000 руб.).

В возражениях на кассационные жалобы Лялина В.Г. и Мякишевой С.В. Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Новоульяновску просит решение суда оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований  к  отмене  решения  суда. 

В силу ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

По делу установлено, что 26 января 2010 года   Джамалдинов  Г.А. и Мякишева С.В. заключили договор мены жилых помещений, по условиям которого Джамалдинов Г.А. обменял принадлежавшую ему на праве собственности двухкомнатную  квартиру, площадью 44,9 кв.м.,  расположенную по адресу: Ульяновская область, город Н***, ул. С***, *** на  однокомнатную квартиру Мякишевой С.В., расположенную по адресу: город Н***, ул. Л***, ***.

В договоре указано, что обмен произведен с доплатой со стороны  Мякишевой С.В.  в размере 100000 рублей, расчет произведен до подписания договора (л.д.29).

В последующем,  06 июля 2010 года между Джамалдиновым   Г.А. и Лялиным В.Г. был заключен договор купли-продажи квартиры, по которому Джамалдинов Г.А. продал квартиру, расположенную по адресу: г.Н***, ул. Л***, *** Лялину В.Г.  за 200000 рублей (л.д.35-36).

Предъявляя в интересах Джамалдинова Г.А. иск о признании совершенных им сделок по отчуждению жилья недействительными, Управление Министерства  труда и социального развития Ульяновской области по городу Новоульяновску, осуществляющее  функции по организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу, ссылается на то, что  в силу  имеющегося у Джамалдинова Г.А.  психического заболевания, тот в момент заключения сделок не понимал значения своих действий и не мог руководить ими.

В силу  ст. 177  ГК РФ  сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.

Сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна, если доказано, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими. Если сделка признана недействительной на основании данной статьи, то применяются правила, предусмотренные абз. 2, 3 п.1 ст. 171 ГК РФ.

Положениям абз. 2, 3 п.1 ст. 171   ГК РФ предусмотрено, что  каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах. Дееспособная сторона обязана, кроме того, возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны.

Согласно представленным суду доказательствам Джамалдинов  Г.А. является инвалидом  детства, имеет диагноз - олигофрения в степени легкой дебильности. По достижении совершеннолетия ему была определена третья группа инвалидности,    01.12.2010 года повторно установлена такая же группа инвалидности на срок до 11.11.2011 года.

Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22.09.2011 года по заявлению  Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Новоульяновску, осуществляющего функции по организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу, Джамалдинов Г.А.  был   признан  недееспособным.  Заключением проведенной в рамках указанного дела амбулаторной судебно-психиатрической экспертизой от  25.08.2011 года установлено, что у Джамалдинова Г.А. обнаруживается легкая умственная отсталость с выраженным нарушением  поведения. 

Заключением экспертизы от 09.11.2011 года, проведенной по рассматриваемому гражданскому делу подтверждено, что по своему психическому состоянию Джамалдинов Г.А. на момент заключения договора мены квартир от 26.01.2010 года и на момент заключения договора купли-продажи квартиры от 06.07.2010 года не мог понимать значение своих действий и руководить ими (л.д.140-142).

Надлежаще оценив представленные сторонами доказательства и правильно применив вышеприведенные нормы материального права, суд обоснованно удовлетворил требования истца и признал недействительными сделки по купли-продажи квартиры от 06.07.2010 года и  мене квартир от 26.01.2010 года.

Применяя последствия признания сделок недействительными, суд правомерно прекратил право собственности Мякишевой С.В. на квартиру по ул.С***, д.***, кв. ***, признав право собственности на эту квартиру за Джамалдиновым Г.А.;  прекратил право собственности Лялина В.Г.  квартиру по ул.Л***, д.***, кв.*** и признал право собственности на это жилое помещение за Мякишевой С.В. 

Доводы кассационных жалоб Лялина В.Г. и Мякишевой С.В. правильность постановленного по делу определения не опровергают, основанием к его отмене служить не могут.

Ссылка в кассационных жалобах на то, что в момент совершения сделок Джамалдинов Г.А. сомнений в своей дееспособности у них не вызывал, и он имел право совершать сделки от своего имени, основанием к отмене решения служить не могут, поскольку проведенной по делу экспертизой от  09.11.2011 года, являющейся доказательством по делу, подтверждено, что по своему психическому состоянию Джамалдинов Г.А.  на момент заключения договора мены квартир от 26.01.2010 года и на момент заключения договора купли-продажи квартиры от 06.07.2010 года не мог понимать значение своих действий и разумно руководить ими

Оснований не доверять выводам экспертам-психиатрам, имеющим специальные познания, высшую квалификационную категорию, значительный стаж и опыт работы в области судебной психиатрии, у суда первой инстанции не имелось.

Не имеется таких оснований и у вышестоящего суда.

Содержащиеся в заключении экспертов выводы сделаны на основе всестороннего и полного исследования медицинских документов,  материалов дела и   данных обследования Джамалдинова Г.А.    

Как указывалось выше, в соответствии со ст. 177  ГК РФ  может быть признана недействительной и сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими.

Обоснованным является решение и  в части применения последствий недействительности сделок. Выводы в этой части подробно судом мотивированы, сомнений в правильности они не вызывают.

Другие доводы жалобы существенными для рассматриваемого спора не являются, основанием для отмены решения они являться не могут.

Решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года), судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 01 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Лялина В*** Г*** и Мякишевой С*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                                        Судьи