Судебный акт
Взыскание единовременного пособия при увольнении сотруднику милиции
Документ от 24.01.2012, опубликован на сайте 30.01.2012 под номером 30509, 2-я гражданская, об обязании выплатить единовременное пособие в размере пятилетнего содержания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Логинов Д.А.                                                                    Дело-33- 263/2012 г.                                                              

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               24 января 2012 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.

при секретаре Трофимовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Моисеева Ю*** Н*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24 ноября 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Моисеева Ю*** Н*** к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания, обязании выплатить единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания оставить без удовлетворения в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Моисеева Ю.Н., его представителя – Репиной Т.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя МСЧ УВД по Ульяновской области – Почтаревой И.Ю.,  возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

Моисеев Ю.Н.  обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел по Ульяновской области о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания. В обоснование иска  указал, что с августа 1980 года проходил службу  в системе МВД России.  31 июля 2010 г. уволен с должности заместителя командира ОМОН в звании полковника милиции по пункту «з» части седьмой статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья), поскольку был признан военно-врачебной комиссией годным к службе с незначительными ограничениями (категория  «Б»). Несмотря на увольнение со службы в связи с невозможностью ее продолжения по состоянию здоровья, ответчик отказал ему в выплате единовременного пособия при увольнении в размере пятилетнего денежного содержания, предусмотренного ст. 29 Закона Российской Федерации «О милиции». Конституционный суд Российской  Федерации  признал часть третью статьи 29 Закона РФ от 18.04.1991 г. №1026-1 «О милиции» не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действовавшего правового регулирования она не предполагала выплату единовременного пособия сотрудникам милиции, получившим телесные повреждения в связи с осуществлением служебной деятельности, признанным годными к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (категория «Б») и уволенным со службы по пункту «з» части 7 статьи 19 Закона РФ «О милиции» - по ограниченному состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе. Просил взыскать советчика указанное пособие в сумме 463 080 руб.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе  Моисеев Ю.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить. По его мнению, суд принял во внимание доводы ответчика в той части, что формулировка военно-врачебной комиссии «годен к военной службе с незначительными ограничениями» относится к заболеваниям, полученным в период прохождения службы, а не к военной травме, не подтверждена доказательствами. Инструкция о выплате данного вознаграждения предусматривает возможность выплаты  единовременного пособия  в размере пятилетнего денежного содержания при увольнении сотрудника из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья в случае получения телесного повреждения при прохождении службы. Данные изменения, внесенные в абзац 2 пункта 6 указанной Инструкции в 2001 году,  не были учтены судом при вынесении решения.

В возражениях на кассационную жалобу УМВД России по Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения.

В соответствии с Федеральным законом от 09.12.2010 № 353-ФЗ кассационная жалоба по делу рассматривается по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации до 01.01.2012.

Дело рассмотрено в отсутствии  УВД по Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что Моисеев Ю.Н. проходил службу в УВД по Ульяновской области с ***.1980 по ***.2010, уволен из органов внутренних дел по пункту «з» части 7 статьи 19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) с должности з*** ОМОН УВД по Ульяновской области в звании «п***».

09.08.2010 истец обратился в УВД по Ульяновской области с заявлением о выплате единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания в связи с увольнением по вышеуказанному основанию.

Решением комиссии УВД по Ульяновской области 16.08.2010 в выплате единовременного пособия, предусмотренного частью 3 статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции»,  Моисееву Ю.Н. отказано в связи с тем, что последствия «военной травмы» не находятся в причинной связи с ограничением его годности к службе в органах внутренних дел.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании с ответчика единовременного пособия в связи с увольнением со службы по ограниченному состоянию здоровья, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Моисеева Ю.Н., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», действовавшего до 1 марта 2011 года, при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

В силу пункта 19 Инструкции о порядке возмещения ущерба  в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких,  утвержденной Приказом МВД от 15.10.1999 № 805 (в ред. от 27.02.2003), основанием для издания приказа о выплате единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания являются: исключение возможности дальнейшего прохождения службы сотрудников при вынесении ВВК заключения о категории его годности к военной службе в формулировке «ограниченно годен к военной службе» или «не годен к военной службе», установление причинной связи телесного повреждения в редакции «военная травма» и приказ об увольнении со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья ( пункты «ж» и «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного   Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. №4202-1).

Пунктом 20 Инструкции от 15.10.1999 № 805 предусмотрено, что вопрос о невозможности дальнейшего прохождения службы (увольнении по болезни или ограниченному состоянию здоровья) решается соответствующей ВВК в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 390, оформляется свидетельством о болезни и справкой (приложение 2 к настоящей Инструкции). При этом право на получение сотрудником единовременного пособия устанавливается в ходе оформления материалов об увольнении его из органов внутренних дел.

В настоящее время действует Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением  Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123, пунктом 41 которого предусмотрено, что военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: «военная травма»; «заболевание получено в период военной службы»; «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС»; «общее заболевание».

В результате анализа указанных норм действующего законодательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что необходимыми условиями для назначения единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания  при увольнении сотрудника органов внутренних дел являются: причинная связь между увечьем (ранением, травмой, контузией) или заболеванием и негодностью к военной службе, а также наступление данной категории годности при исполнении военнослужащим обязанностей военной службы.

Перед увольнением со службы Моисеев Ю.Н. был освидетельствован военно-врачебной комиссией, по заключению которой признан «годным к военной службе с незначительными ограничениями» (категория годности – «Б») по  заболеваниям, полученным в период прохождения службы. Однако причинная связь данных заболеваний  с военной травмой, имевшей место в 1995 г. и 2000 г. (к***  военно-врачебной комиссией не установлена.

С целью оценки правильности вынесенного заключения военно-врачебной комиссии  МСЧ  УВД  по  Ульяновской области медицинские документы  Моисеева Ю.Н. направлялись в Медико-санитарный центр МВД РФ.

По  заключению МСЦ МВД РФ  категория годности к военной службе вынесена ВВК МСЧ УВД по Ульяновской области правильно и обосновано; по последствиям травм, полученных Моисеевым Ю.Н. при исполнении служебных обязанностей, он по диагнозу: «П***. Хронический двусторонний кохлеарный неврит со снижением уровня восприятия шепотной речи до 3,5 м на правое ухо и 5,0 м на левое ухо!%» – военная травма, на основании статьи 25г расписания болезней  годен к военной службе (категория «А»).

Не согласившись с выводами военно-врачебной комиссии, Моисеев Ю.Н. обжаловал  их в судебном порядке.

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10.03.2011 г. в удовлетворении иска Моисеева Ю.Н. к МСЧ УВД по Ульяновской области о признании результатов военно-врачебной комиссии недействительными, возложении обязанности признать ограниченно годным к военной службе отказано.

При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств наличия причинной связь между «военной травмой» истца  и его негодностью к военной службе, основания для взыскания с ответчика единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания отсутствовали.

Ссылки истца в кассационной жалобе на установление филиалом № 9 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» причины его инвалидности – военная травма, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

В частности, суд правильно указал, что в силу статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года медицинское освидетельствование военнослужащих для определения годности к военной службе осуществляется военно-врачебной комиссией.

Порядок создания, права и обязанности военно-врачебной комиссии, порядок проведения военно-врачебной комиссии и медицинского освидетельствования, а также порядок оформления, рассмотрения и утверждения заключений военно-врачебной комиссии в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и создаваемых на военное время специальных формированиях определены Положением о военно-врачебной экспертизе, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. № 123.

В органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России на момент прохождения истцом военно-врачебной комиссии действовала Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД РФ от 14.07.2004 г. № 440.

Медицинское освидетельствование истца на предмет определения годности к дальнейшей службе  в органах внутренних дел  и оформление его результатов проведено специально созданным в этих целях учреждением здравоохранения с соблюдением требований, установленных  вышеназванными нормативными актами.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Моисеева Ю*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: